Профессиональный оценщик прошедший аттестацию второго уровня. Независимая оценка квалификации работников

Систему профессиональных квалификаций курирует Национальный совет при президенте РФ. Составной частью системы является независимая оценка квалификации. Разработку и внедрение принципов оценки регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 , он вступил в силу 1 января 2017 года.

Для нашей страны это не новшество, специалисты целого ряда отраслей регулярно проходят различные сертификации и экзамены. Однако раньше их проводили разные инстанции, и доверять объективности такой оценки можно было далеко не всегда. Чтобы унифицировать процесс и сделать оценку квалификации специалистов прозрачной и единообразной процедурой, способной охватить все отрасли экономики, государство разработало национальную систему квалификаций (НСК).

НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста.

Система дает каждому человеку понятные перспективы карьерного роста, объединяя ключевые звенья цепи: систему образования, специалиста, работодателя и заказчика. Сегодня главная цель вузов — подготовка готовых специалистов, востребованных на рынке труда. А ключевая суть системы — последовательное образование через всю жизнь.

Что такое рамка квалификаций и профстандарт

Основа системы профквалификаций — рамка квалификаций, системная и структурированная по уровням каждой из них. При этом каждое из направлений экономики имеет свою отраслевую рамку квалификаций, где прописаны широта полномочий и ответственность специалиста определенной профессии, сложность и наукоемкость деятельности.

Рамка квалификаций дает обобщенное описание квалификационных уровней. Другой не менее важный документ системы — профессиональный стандарт — прописывает требования к квалификации специалиста детально.

Профессиональный стандарт (Федеральный закон ) представляет собой подробное описание трудовых функций, требования к опыту и знаниям в соответствии с квалификацией и должностью сотрудника. Именно профессиональный стандарт является связующим звеном между высшим образованием и рынком труда. Для целого ряда отраслей требование применять профстандарты стало обязательным еще с 2016 года.

Что изменится в образовании

Высшее образование переходит к так называемому практикоориентированному подходу. Это значит, что выпускник должен обладать не только широкими теоретическими знаниями, но и конкретными профессиональными навыками, которые он может применить в определенной компании на конкретном рабочем месте.

Чтобы актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с новыми требованиями рынка, создана профессиональная общественная аккредитация. Эта процедура дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что вуз обеспечит выпускнику необходимые для практической работы знания, умения и навыки.

Как проходит аккредитация вуза

Процедура профессионально-общественной аккредитации выглядит так: вуз актуализирует учебную программу в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обращается в аккредитационную комиссию профильного совета по профессиональным квалификациям (СПК), которая не только внимательно изучает документы, но и выезжает в вуз, проверяет, как это работает на практике. Специалисты посещают занятия, изучают дипломные работы выпускников и пр., а затем дают рекомендации по корректировке и совершенствованию программы.

Как выглядит процедура оценки квалификации

Независимая оценка — это профессиональный экзамен, который можно сдать в аккредитованном центре. Такие центры уже открыты во многих регионах России.

Для большинства профессий это добровольная процедура. Любой специалист может пройти ее самостоятельно. На экзамен работника может направить и работодатель, оплатив экзамен. Однако несдача экзамена не может привести к увольнению. Такой специалист получит заключение, в котором прописаны квалификации, которые ему не удалось подтвердить, и рекомендации специалистов СПК. На основании полученной информации соискатель сможет заполнить пробелы в знаниях, а спустя время пройти испытание повторно.

Подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. Наличие у сотрудника свидетельства о квалификации уже очень скоро станет важным фактором для работодателя.

Но есть отрасли, где профессиональный экзамен несет еще более высокий статус, так как требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, а значит, являются обязательными. В таком случае специалист не может заниматься профессиональной деятельностью, не подтвердив уровень своей квалификации. Это касается, например, оценщиков, аудиторов и пр. Такие специалисты выполняют публично-правовые функции на финансовом рынке, и государство всегда предъявляет к ним повышенные требования. Обязательные экзамены для них проводят различные уполномоченные структуры. Однако с 2019 года оценка уровня квалификации будет проходить только в рамках национальной системы.

Сколько это стоит

Стоимость профессионального экзамена зависит от сложности профессии, ее редкости и необходимости технического оснащения профильных центров оценки квалификации, например, дорогостоящим оборудованием, если речь идет о рабочих профессиях. Кроме того, на стоимость влияет и уровень квалификации. Сумма может составлять от 5 000 до 150 000 рублей.

Стоимость экзамена устанавливает Совет по профессиональным квалификациям, и во всех аккредитованных по данной квалификации центрах оценки эта цифра будет одинаковой по всей России.

Расходы несет тот, кто заказывает экзамен — работник или работодатель. Причем здесь предусмотрен налоговый вычет. Если соискатель решил подтвердить свою квалификацию, часть средств ему компенсирует бюджет. Вернуть можно 13 % от выплаченной за экзамен суммы, но максимум до 120 000 рублей, то есть получить можно не более 15 600 рублей. Налоговый вычет предусмотрен и для работодателя, направившего на профэкзамен своих сотрудников.

Как устроен экзамен

Экзамен не просто дает возможность выявить теоретические знания соискателя, но, главное, показывает — может ли он применять эти знания в практической работе. Это возможно благодаря структуре экзамена — он состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых профессий включено портфолио.

Сдача экзамена дает соискателю четкое понимание — в чем не хватает фактических знаний, умений и что требует внимания для успешной реализации этих знаний в практической работе.

Специалисты разных уровней квалификации выполняют разные по сложности трудовые функции, обладают разными компетенциями и опытом работы. Уровни квалификации, прописанные в профессиональном стандарте, упорядочивают эти характеристики и дают работодателю и специалисту четкое понимание, на какой уровень заработной платы может претендовать соискатель.

Как это работает на практике

Рассмотрим весь процесс на примере оценочной деятельности, где независимую оценку квалификации уже прошли многие специалисты. Отраслевой профессиональный стандарт описывает четыре уровня и 11 квалификаций. Разумеется, это не значит, что оценщикам придется сдавать 11 экзаменов. Специалисту достаточно внимательно изучить ключевые документы — отраслевую рамку квалификаций и профессиональный стандарт, определить, какие функции ему приходится выполнять в своей практической работе, и сопоставить свой стаж и уровень образования.

Квалификация напрямую связана со сложностью оцениваемых объектов. Так, для оценки недвижимости, автотранспорта, оборудования и бизнеса специалисту достаточно подтвердить шестой уровень квалификации; для оценки крупных предприятий добывающих отраслей, многопрофильных холдингов потребуется уже седьмой уровень квалификации, а для работы с памятниками архитектуры — объектами культурного наследия, кредитно-финансовыми институтами и транснациональными организациями специалист должен обладать максимальным для отрасли — восьмым уровнем квалификации. Это напрямую влияет на уровень сложности экзамена.

Что это за свидетельство о квалификации

Сдавшему профессиональный экзамен специалисту выдается документ, который подтверждает уровень квалификации, — свидетельство о квалификации . Но это не просто «бумажка». Государство создало Федеральный реестр квалифицированных специалистов, который содержит информацию обо всех, кто прошел независимую оценку квалификации. И работодатель, и заказчик могут проверить, подтвердил ли свою квалификацию тот или иной специалист, готов ли он к выполнению порученной работы и можно ли действительно доверять его профессионализму.

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации , который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Зачем все это работникам

Задача независимой оценки квалификации — стимулировать специалиста к профессиональному росту. При этом ее глобальная идея — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность.

Система дает возможность соискателю, претендующему на новый уровень, пошагово планировать свое образование, стажироваться и повышать уровень подготовки. Таким образом, любой специалист в зависимости от поставленных карьерных ориентиров сможет регулярно проходить независимую оценку квалификации и увеличивать свою ценность для работодателей.

Зачем это нужно работодателю

В независимой оценке квалификации прежде всего заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты в силу требований закона.

Однако НСК станет действенным инструментом и в тех отраслях, где профстандарты носят рекомендательный характер. Это необходимо работодателям, когда решается вопрос о назначении на новые должности. Экзамен или подтвердит уровень подготовки претендента, или укажет на необходимость пройти дополнительное обучение.

Кроме того, квалификационные требования к претендентам всегда есть в конкурсной документации к тендерам. Наличие у сотрудников свидетельства о квалификации уже в ближайшем будущем станет конкурентным преимуществом для заказчиков тех или иных видов работ и услуг.

Минтруд – о независимой оценке квалификации

Для начала напомним, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238-ФЗ) независимая оценка – это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (далее – соискатель) профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 238-ФЗ соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившееся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Законом № 238-ФЗ. Работодателей волнует, обязательна ли процедура независимой оценки для всех организаций и учреждений. Или же она носит добровольный характер?

Обратимся к Трудовому кодексу. В силу ч. 1 его ст. 197 работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации. Согласно ч. 1 ст. 196 необходимость направления работников на такую оценку для собственных нужд определяет работодатель. То есть соискатель может обратиться в ЦОК для прохождения независимой оценки самостоятельно, а может быть направлен работодателем.

Минтруд на поставленный вопрос отвечает так: оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

Если на прохождение независимой оценки квалификации работник направлен по инициативе работодателя, у работника нужно запросить письменное согласие. При этом на период прохождения сотрудниками оценки работодатель должен предоставить им некоторые гарантии и компенсации. В частности, в соответствии со ст. 187 ТК РФ:

    оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя;

    за работником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы;

    если независимая оценка осуществляется в другой местности, работнику оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

К сведению: гарантии при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Каков срок действия результатов независимой оценки?

Поскольку срок действия результатов независимой оценки Законом № 238-ФЗ не установлен, возникает логичный вопрос: как часто работникам нужно подтверждать соответствие квалификации, то есть каков срок действия результатов оценки?

Напомним, что независимая оценка проводится ЦОК в форме профессионального экзамена в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (далее – Постановление № 1204). Экзамен осуществляется с использованием средств для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденных советом по профессиональным квалификациям.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным средствами независимой оценки квалификации. Результаты экзамена оформляются ЦОК не позднее 30 календарных дней после его завершения и выдаются соискателю или его законному

На вопрос о сроках действия результатов независимой оценки Минтруд отвечает, что срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах деятельности).

Читайте также

  • Независимая оценка квалификации с 2017 года: что она собой представляет, кому и для чего может понадобиться
  • Готовимся к независимой оценке квалификации
  • Направляем работников на независимую оценку квалификации

Сведения о сроках действия свидетельств о квалификации можно получить из Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в Интернете на сайте АНО «Национальное агентство развития квалификаций» nok-nark.ru (далее – Реестр сведений об оценке). Там же можно получить информацию о перечне наименований квалификаций и профессиональных стандартах, на соответствие которым оценивается квалификация.

Сколько стоят услуги по независимой оценке?

Как установлено Законом № 238-ФЗ, если оценка квалификации проводится:

1. По инициативе соискателя – оплата услуг осуществляется за счет средств соискателя либо иных физических и (или)

2. По направлению работодателя – за счет его средств.

Оплата услуг осуществляется на основании заключенного между лицом, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен, и ЦОК договора о возмездном оказании услуг. На вопрос о стоимости услуг по независимой оценке Минтруд отвечает, что это определяется ЦОК. Информация о стоимости прохождения независимой оценки квалификации будет размещаться на их сайтах.

К сведению: например, стоимость независимой оценки квалификации соискателя по каждому наименованию квалификации, проводимой НП «Институт профессиональных бухгалтеров и России», составляет 19 000 руб.

При этом при оплате услуг для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации (расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, а совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (ст. 219 НК РФ).

Что касается льгот для работодателей, ст. 264 НК РФ предусмотрено: расходы работодателей на оценку квалификации относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и которые не облагаются Согласно той же статье это будет возможно, только если у организации имеется договор об оказании услуг по проведению независимой оценки, заключенный с ЦОК, и трудовой договор с работником, проходящим эту оценку.

Как применяются результаты независимой оценки?

Как уже отметил Минтруд, оценка квалификации является добровольной и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В частности, уволить работника на основании неудовлетворительных результатов при сдаче экзамена работодатель не сможет (в отличие от аттестации, предусмотренной ст. 81 ТК РФ).

К сведению: аттестация – это проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. При этом трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Порядок аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81).

В ответ на вопрос, что могут дать результаты независимой оценки соискателю и работодателю, чиновники указали следующее:

    при успешном прохождении экзамена гражданин может предъявить свое свидетельство о квалификации при трудоустройстве;

    в соответствии с результатом прохождения оценки квалификации работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение сотрудников, их включение в кадровый резерв и др.;

    оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность на рынке труда;

    в случае неудовлетворительного прохождения экзамена выданное соискателю заключение об этом подскажет ему и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Если в организации предусмотрено прохождение аттестации

Работодатели, у которых установлен такой способ оценки квалификации работников, как аттестация, спрашивают, как применять Закон № 238-ФЗ.

И вот что отвечает на это Минтруд. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ иной порядок оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях.

К сведению: особенности регулирования труда в Трудовом кодексе установлены, в частности, для педагогических и научных, и творческих работников, и тренеров. При этом для педагогических, научных и медицинских работников, работников учреждений культуры и искусства другими федеральными законами и нормативными правовыми актами в целях подтверждения квалификации и соответствия занимаемым должностям установлено прохождение аттестации.

Если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т. п.), чем установленный Законом № 238-ФЗ, федеральному органу в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовом кодексе в части введения особенностей регулирования труда работников, требования по должностям которых определены в Законе № 238-ФЗ.

Обратите внимание: положения Закона № 238-ФЗ не применяются в отношении госслужащих и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

О создании ЦОК

К сведению: согласно Приказу Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» (далее – Приказ № 759н) ЦОК – это юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Такими полномочиями не может быть наделено юридическое лицо, которое является и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

Отбор организаций для наделения полномочиями по независимой оценке квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении его этими полномочиями и документов, которые представляются в совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет). Вся необходимая информация по данному вопросу размещена в Реестре сведений об оценке и на сайте Минтруда.

К сведению: совет по профессиональным квалификациям – орган управления, наделенный в соответствии с Законом № 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности (ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Совет направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в этом в течение 100 календарных дней со дня поступления документов.

Сведения о ЦОК формируются Советом и представляются в Национальное агентство развития квалификаций для размещения в Реестре сведений об оценке не позднее 5 календарных дней после принятия Советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению оценки.

Что касается требований к членам экспертной комиссии ЦОК, согласно пп. «в» п. 3 требований к ЦОК, утвержденных Приказом № 759н, они должны иметь подтвержденную Советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.

Согласно Закону № 238-ФЗ и Приказу Минтруда РФ от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. Разработку оценочных средств организует Совет.

Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций предусмотрено ведение Реестра сведений об оценке, в котором будут содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных. Доступ граждан и организаций к Реестру сведений об оценке является бесплатным и обеспечивается Национальным агентством развития квалификаций с использованием Интернета.

Подводя итог сказанному Минтрудом, можно еще раз отметить, что независимая оценка – мероприятие добровольное. Пока никто не может заставить ни работодателей, ни работников ее проводить (проходить). А если даже ее и провели, то использовать результаты оценки в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности и его увольнения не получится.

Тем не менее, ставки на эту процедуру большие. Чиновники уверены, что прохождение оценки квалификации упростит процесс трудоустройства и что сами работники будут заинтересованы поддерживать высокий уровень своих знаний, умений и пр. на протяжении всей трудовой деятельности. И в первую очередь проводить независимую оценку начнут организации, в которых обязательны к применению профессиональные стандарты, и учреждения государственного сектора.

В переходный период, до 2019 года, скорее всего, еще будут вноситься изменения и дополнения в нормативную базу, утверждаться новые профстандарты и создаваться новые ЦОК, поскольку на сегодняшний момент их явно недостаточно.

профстандарты СРО оценщиков трудовой договор

В Российской Федерации идет внедрение профессиональных стандартов. В связи с повышением требований к квалификации работников и постоянным обновлением компетенций работников возникает необходимость совершенствования подходов к оценке квалификации.

На официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 03.07.2016 за № 0001201607030025 опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.

Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут специальные центры оценки квалификаций

Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении кандидатов на государственную службу и действующих чиновников.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Оценка квалификации добровольная для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу.

Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

В связи с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 03.07.2016 за № 0001201607030017 опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

Федеральным законом изложена в новой редакции статья 187 «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации» и сделаны дополнения в статью 196

Определено, что при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работникам, направляемым с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

По независимой оценкой квалификации подразумевается проведение специальной процедуры оценивания знаний и практических навыков работника или соискателя определенной должности на соответствие установленным профессиональным стандартам или иным требованиям к квалификации. При этом результат данной процедуры может напрямую влиять на возможность трудоустройства соискателя или увольнения работника за несоответствие занимаемой должности. Поэтому знать о том, обязательна или нет независимая оценка квалификации и что это такое следует всем сторонам трудового договора.

Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база

В российском законодательстве концепция независимой оценки квалификации является достаточно новой и применяется с 2017 года. Для внедрения данной системы и концепции в трудовую практику в России были приняты отдельные нормативные документы и акты. Кроме этого, регулируется её проведение также и положениями Трудового кодекса РФ. Всего же, правовое регулирование рассматриваемой процедуры обеспечивается положениями следующих российских нормативных документов:

  • Ст. 187 ТК РФ. Её принципами обеспечивается предоставление трудящимся, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации определенных социальных гарантий. В частности, на время прохождения оценки за сотрудником должно сохраняться его рабочее место, должность, и заработная плата. Кроме этого, если на оценку его направляет работодатель – он обязан оплатить как услуги по проведению означенной процедуры, так и покрыть все расходы, как командировочные, если оценка будет производиться в ином населенном пункте.
  • Ст. 196 ТК РФ. Принципы означенной статьи устанавливают основные обязанности и права работодателя в вопросах проведения и назначения независимой оценки квалификации. В частности, к ним относятся право самостоятельно определять в локальных нормативных актах и иных документах порядок направления сотрудников на означенную оценку, а также обязанность исполнять нормативы законодательства в вопросах предоставления сотрудникам гарантий на время прохождения означенной процедуры.
  • Ст. 197 ТК РФ. Нормативами данной статьи устанавливается право самих работников на прохождение независимой оценки квалификации по их желанию, а также на получение дополнительного необходимого им профессионального образования при необходимости.
  • ФЗ №238 от 03.07.2016. Данный Федеральный закон в своих положениях заложил основы проведения независимой оценки квалификации. Им регулируются как основные понятия, связанные с проведением означенной процедуры, так и другие нюансы, и особенности независимой оценки квалификации, её значение и правовые последствия для сторон трудового договора и самой оценки.
  • Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.2016. Означенное правительственное постановление своими положениями обеспечивает правовое регулирование процедуры проведения независимой оценки квалификации уполномоченными на неё организациями и устанавливает конкретные правила, используемые в данном процессе.

В целом, законодательная база для проведения независимой оценки квалификации является достаточно обширной и этом позволило в достаточно быстрые сроки ввести эту систему в качестве используемой на федеральном уровне и существующей во всех субъектах РФ. При этом сама по себе оценка квалификации может являться полезно как для работника, так и для работодателя и государства в целом за счет ряда особенностей, которые будут рассмотрены далее.

Что такое независимая оценка квалификации, когда и как она проводится

В первую очередь под независимой оценкой квалификации подразумевается прохождение сотрудником или соискателем тестирования на соответствие какому-либо конкретному профстандарту . Требования к прохождению такового тестирования могут устанавливаться отдельными нормативными актами, затрагивающими аспекты работы в определенных должностях. В частности, является обязательной оценка квалификации для воителей или специалистов, ответственных за охрану труда на предприятиях с опасными условиями труда.

При этом в отличие от непосредственно трудовых взаимоотношений, независимая оценка квалификаций не является сугубо двусторонним процессом, касающимся лишь работника и работодателя. Обязательным её участником должен также являться центр оценки квалификации. Таковые учреждения и порядок их функционирования определяются положениями вышеозначенного ФЗ №238. Государством ведётся соответствующий реестр центров оценки, ознакомиться с которыми имеет право каждый желающий.

Центры оценки квалификаций являются сугубо частными организациями, однако их деятельность подлежит строгому законодательному регулированию. При этом они вправе самостоятельно устанавливать расценки на свои услуги в определенных пределах, а процедура проведения оценки квалификации является платной и не подлежит компенсации из бюджета.

В целом, процесс направления сотрудника на независимую оценку квалификации может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель находит основание, в соответствии с которым работник может быть направлен на независимую оценку квалификации. Таковыми основаниями могут являться положения локальных актов в организации, коллективного договора или трудового договора, а также законодательные требования к проведению оценки квалификации на регулярной основе. Кроме этого, факторами, на основании которых может быть проведена оценка квалификации могут являться ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, несчастный случай на производстве или распоряжение исполнительных органов по вопросам труда.
  2. Работодатель выдает сотруднику направление на прохождение независимой оценки. При этом работодатель в данном случае сам вправе выбрать конкретное учреждение, в котором должен проходить означенную процедуру трудящийся. Так, многие работодатели сейчас заключают договора об обслуживании с отдельными центрами оценки, что позволяет снизить общие затраты на проведение оценки.
  3. Сотрудник самостоятельно прибывает в указанное в направлении время и дату в центр оценки квалификации и подает направление на проведение тестирования, после чего проходит его. В некоторых случаях оплата тестирования может осуществляться работником – например, если работодатель предусмотрел подобный порядок оценки или вовсе не рассматривал порядок проведения означенной процедуры. В таком случае сотруднику необходимо обеспечить сохранность документов, подтверждающих его затраты на прохождение оценки квалификации.
  4. По итогам оценки квалификации сотруднику выдается сертификат о прохождении, либо непрохождении означенной оценки. В случае, если квалификация не была подтверждена, работник вправе обжаловать решение центра в судебном порядке, или же пройти тестирование в ином учреждении по своему выбору. Однако в случае прохождения повторного тестирования, трудящийся не может требовать компенсации от работодателя за прохождение означенной оценки.
  5. На время отсутствия сотрудника, работодатель сохраняет за ним его средний заработок, а при необходимости отправиться в иной населенный пункт – обеспечивает выплату работнику командировочных средств в соответствии с установленным Трудовым кодексом порядком.
  6. На основании сертификата о прохождении оценки квалификации, работодатель принимает соответствующие кадровые решения. В частности, подтверждение квалификации может подразумевать повышение работника в должности или перевод его на новую должность, ради которой он проходил оценку. Неудовлетворительный же результат может привести к отстранению сотрудника от работы или даже увольнению по причине несоответствия занимаемой должности. Однако перед увольнением работодатель обязан предложить непрошедшему оценку сотруднику иные наличествующие на предприятии должности, на которые тот подходит. Уволить работника можно будет лишь только после его отказа или при отсутствии подходящих вакантных должностей.

Процедура проведения независимой оценки квалификации может быть инициирована и самим работником. Например, в случае, если он хочет иметь дополнительную документацию, подтверждающую его статус, либо же хочет устроиться на новую должность или новое рабочее место. Также, документы о наличии какой-либо квалификации могут требоваться и при непосредственном трудоустройстве.

В вопросах же того, обязательна независимая оценка квалификации или нет, законодательство решает этот вопрос достаточно просто. Следует обратить внимание на отдельные нормативные документы, регулирующие вопросы ведения определенной деятельности – именно их положениями устанавливается обязательность соответствия профстандартам, или же рекомендательный характер их применения и использования.

Налоговый вычет по 3 НДФЛ за независимую оценку квалификации

Действующее налоговое законодательство позволяет трудящимся получать определенные дополнительные гарантии на случай прохождения ими независимой оценки квалификации. В частности, подразумевается возможность получения налогового вычета 3-НДФЛ за независимую оценку квалификации при расчете заработной платы работника.

Документы для получения налогового вычета предоставляются работником, потратившимся на прохождение оценки не работодателю, а непосредственно в ФНС. При предоставлении работодателю даже полного пакета необходимой документации, он не вправе осуществить налоговый вычет.

Размер социального налогового вычета за оценку квалификации составляет 13% от сумм, потраченных на прохождение означенной процедуры.

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее - Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры - создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

Вспомним о профстандартах

Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профстандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях:
  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
  • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.
В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.

Независимая оценка на смену аттестации

Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации.

Аттестация - это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.

Обратите внимание

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации - вводится институт независимой оценки квалификации (далее - НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.

Участники независимой оценки

Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.

Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой

Национальный совет Национальное агентство развития квалификаций Советы по профессиональным квалификациям Центры оценки квалификации Орган исполнительной власти

(Минтруд)

Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций Автономная, некоммерческая организация. Обеспечивает деятельность по развитию квалификаций Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации Утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по проведению независимой оценки

Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, - это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее - ЦОК) - юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238‑ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации.

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее - Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на­именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.

Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:

о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

  • О советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • о выданных свидетельствах о квалификации;
  • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
  • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Порядок проведения оценки

Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель.

Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238‑ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

К сведению

Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.

Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.

Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:

  • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
  • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
По итогам профессионального экзамена соискателю в 30‑дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена - заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.

Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.

Обратите внимание

Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238‑ФЗ).

Одновременно с Законом № 238‑ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.

Независимая оценка и Трудовой кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 239‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:

  • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
  • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.
Обратите внимание

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.

Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238‑ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Независимая оценка и Налоговый кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 251‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», принятым и вступающим в силу одновременно с Законом № 238‑ФЗ, внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ.

В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, - в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.

Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.

Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238‑ФЗ работы законодателям хватит - чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.

Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.

При этом снова напомним, что независимая оценка - дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.

Похожие публикации