Бажовская игра. Интеллектуальная игра по сказам П


Челябинская область Сосновский район с. Долгодеревенск

ое МОУ Долгоеревенская СОШ

Корниенко Оксана Юрьевна

Квест-игра по сказам

П.П. Бажова «Сокровища малахитовой шкатулки»

Цель: приобщение детей к литературным богатствам Урала.

Задачи :1.Повышение читательской активности через развитие интереса детей к творчеству П.П. Бажова 2. Актуализация знаний об уникальности родного края.3.Воспитание патриотических качеств.4.Укрепление сотрудничества с родителями.

Подготовительная работа:

Знакомство с биографией уральского сказителя П.П. Бажова 2017г

Чтение сказов П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Золотой волос», «Кошачьи уши», «Про великого полоза», «Приказчиковы подошвы»

Экскурсия в г. Златоуст. Посещение завода «Оружейник», «Бажовского парка»

Организация книжной выставки «Сокровища малахитовой шкатулки»

Участники: родители и учащиеся 4-е класса МОУ Долгодеревенская СОШ Сосновский район Челябинская область

Место проведения: районная детская библиотека с. Долгодеревенское Сосновский район

Сценарий квест-игры по сказам П.П. Бажова «Сокровища малахитовой шкатулки»

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости нашего праздника! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказочному родному Уралу и увидим сокровища малахитовой шкатулки.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая пушистая борода и живые, необыкновенно лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Волшебник Бажов!

Ну а почему волшебник? Может, он занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это было волшебство писателя , который смог создать великолепную книгу – «Малахитовая шкатулка».

Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала . Под его пером заговорил вдруг этот удивительный край – проснулись горы, заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие ящерки.

С раннего детства Павел слушал истории рабочих о Медной горе, о тяжёлом труде людей. Лучшим рассказчиком среди них был Василий Андреевич Хмелинин. Позднее, в сказках, он предстанет перед читателями под именем дед Слышко . Бажов рос смышлёным парнишкой. Он был единственным ребенком Но вскоре началась Гражданская война. Бажов вступает в ряды Красной армии и участвует в боях. Когда война отгремела, Павел Петрович стал работать журналистом. в семье, и родители горячо любя своего сына, хотели чтоб его судьба была счастливее, чем у них. Павла отдают учиться в земскую школу. Там он проявил себя как любознательный и способный ученик. Учился на пятёрки, много читал, обладал хорошей памятью.

В сценарии киновечера включены фрагменты из фильмов и мультфильмов по сказам Бажова, а также инсценированные отрывки из сказов писателя.

Сценарий киновечера

«Тайны малахитовой шкатулки»

по сказам уральского писателя П.П.Бажова

Цель: - познакомить учащихся с творчеством П.П.Бажова;

Показать красоту и нравственную сторону сказов П.П.Бажова

Задачи: - знакомство с творчеством писателя – сказочника П.П.Бажова;

Приобщение детей к чтению сказов П.П.Бажова;

Пробуждение интереса детей к просмотру фильмов, снятых по произведениям

П.П.Бажова;

Воспитание любви к родному краю, его богатствам;

Социализация детей средствами театрального искусства;

Развитие эмоциональной сферы ребёнка через театральные постановки;

Знакомство с ремеслом камнерезов;

Знакомство с разнообразием самоцветных камней;

Воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других

нравственных качеств человека;

Развитие творческих способностей учащихся;

Оформление:

портрет П.П.Бажова; выставка работ детей «Шкатулка сказов» в стиле аппликация; картины из пластилина «Каменный цветок», фигурки из пластилина «Хозяйка Медной горы», выставка книг П.П.Бажова, выставка дисков с фильмами и мультфильмами, снятыми по сказам П.П.Бажова, коллекция камней – самоцветов, малахитовая шкатулка, картины из самоцветных камней в малахитовых рамках;

Музыкальное оформление:

1. Песня из мультфильма «Малахитовая шкатулка» 2. В.Городовская, Сказ, (исп. О.Алексеева, альбом «Музыкальные вечера в Гнесинке, гусли) 3. Л. Половинкин, музыка из советских сказок 4. Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха» 5. Композиция «Русские гусли» (альбом Славянский фольклор) 6. Классическая музыка для детей «Сказка» (Аренский) 7. Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский 8. Песня «Не бойся сказки..» из мультфильма «Дом для Кузьки» 9. Е.Стрельников «Гусли»

Мультимедийное сопровождение:

1. презентация слайдов в программе Microsoft PowerPoint ;

2. диафильм «Огневушка-поскакушка», выполненный по детским рисункам в программе Pinnacle Studio

3. компьютерная анимация «Голубая змейка» выполненная в программе Adobe Photoshop и Pinnacle Studio .

4. Фрагменты из х/ф «Каменный цветок» (Хозяйка Медной горы показывает Даниле цветок), короткометражного фильма «Синюшкин колодец» (Бабка-Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

5. Фрагменты из м/ф «Серебряное копытце» (Дарёнка знакомиться с Серебряным копытцем), «Хозяйка Медной горы» (Хозяйка дарит шкатулку).

Звучит музыка из м/ф «Малахитовая шкатулка».

Девочки танцуют хоровод с бусами.

В конце танца закрывают занавес.

Действие происходит перед занавесом.

Сценка из сказки «Каменный цветок»

Действующие лица:

Хозяйка медной горы

Данило:

Перед занавесом на пеньке сидит спиной к занавесу Данило, обхватив голову.

Выходит Хозяйка Медной горы.

Малахитница обходит его и начинает разговор.

Малахитница. Ну, что, Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?

Данило. Не вышла.

Малахитница. А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.

Данило. Нет, не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.

Малахитница. Показать-то, просто, да потом жалеть будешь.

Данило. Не отпустишь из горы?

Малахитница. Зачем не отпущу! Дорога открыта, да только ко мне же ворочаются.

Данило. Покажи, сделай милость!

Малахитница. Может, еще попытаешь сам добиться! Прокопьич вот тебя пожалел, теперь твой черед его пожалеть. Да и невеста твоя - души в тебе девка не чает, а ты на сторону глядишь.

Данило. Знаю я, а только без цветка мне жизни нет. Покажи!

Малахитница. Когда так, пойдем, Данило-мастер, в мой сад.

Малахитница идёт, за ней Данило.

Раскрывается занавес.

Отрывок из сказки «Каменный цветок»

(Хозяйка Медной горы показывает Каменный цветок)

Выходит ведущая под музыку (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

читает стихотворение.

На дворе пурга стучится,

В комнате уютно и темно.

Мне сегодня что-то вдруг не спится,

Ночь уж на дворе стоит давно.

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе,

Вижу я Данилушку – и сразу

Ящерки мелькнули на заре…

Вижу я, как девочка Татьяна

На шкатулку новую глядит,

Как горы Хозяйка Северьяна

Заковала в древний малахит…

И от этих сказов стало снова

На душе так чисто и светло.

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло!

Вед. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня на нашем киновечере мы побываем в удивительном мире сказов дедушки Бажова, попытаемся узнать тайны его «Малахитовой шкатулки». В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. Это был Павел Петрович Бажов. Вот он – то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

На Урале, что ни слово,

Что ни речь – то целый клад!

Сказы дедушки Бажова

Должен знать стар и млад!

Презентация слайдов

под музыку Е. Стрельникова «Гусли»

1. Павел Петрович Бажов: годы жизни 1879 – 1950.

Давайте посмотрим на карту России – видите, по самой ее середине расположена горная страна под названием Урал. Она словно делит Россию пополам – на Европу и Азию.

3. Богатства Уральских гор неисчеслимы: здесь и уголь, и медь, и золото, и драгоценные камни.

4. Это малахит, аметист, яшма, изумруд, топаз, берилл, аквамарин.

5. Уральские умельцы всегда славились своим мастерством. Да и как можно было не создавать красивые вещи, если ты живёшь среди красоты?

6. Всюду величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.

7. Вот здесь-то, в конце XIX века, 28 января 1879 года, в городе Сысерть, на Урале, под Екатеринбургом, и родился будущий сказочник Бажов.

8. Мать, Августа Стефановна, была искусной кружевницей. Отец писателя, Пётр Васильевич, был рабочим, опытным мастером.

9. Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

10. «Колдун уральский бородатый», - сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов - Колдунков Егорша. А без бороды - что за колдун?

11. Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. В детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы прибежать к дедушке Хмелинину (сторожу завода) и послушать его сказы. А этих сказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.

12. Павел вырос. В 14 лет поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

13. Прошли годы… Стал Павел Петрович учителем, обучал ребятишек грамоте, а в летнюю пору путешествовал по родному краю, что видел, что слышал – записывал.. А когда стал писателем, рассказал об этом в своих сказах.

Он раздвинул железные скалы.

Глянул в душу дремучих лесов.

И оправлены в мудрые сказы

Самоцветы немеркнущих слов.

Взял цветы на таинственном камне,

Что невидимы нам до поры,

И устлал к нам тропу лепестками,

Пред Хозяйкою Медной горы.

14. Был Павел Петрович уже немолод, подросли его дети, серебряной стала борода, поэтому и назвали его сразу ласково «дедушка Бажов». Как добрый волшебник, подарил людям чудо – « Малахитовую шкатулку» - книгу сказов-самоцветов.

15. День и ночь работал старый сказочник: крупица к крупице, слово к слову, жемчужина к жемчужине – лист за листом оживали сказы Бажова.

Распускались на белых листах неувядаемые каменные цветы, оживали злые и добрые чудища, золотые полозы, голубые змейки, веселый козлик с серебряным копытцем, юркие ящерки, верные лебеди…

16. Наполнялась сокровищами « Малахитовая шкатулка», засверкала всеми гранями, словно камень-самоцвет.

17. В Екатеринбурге, в этом доме, уральский сказочник Павел Петрович Бажов и хранил свою «Малахитовую шкатулку» сказов.

Недалеко от Исети –

Старый дом и сад густой…

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьется змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над Цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

(Уральская писательница Елена Хоринская)

18. В «Малахитовой шкатулке» Павла Бажова собраны самые разные сказы. Это и «Горный мастер», и «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка» и много других.

19. Давайте сегодня приоткроем малахитовую шкатулку бажовских сказов, может быть и нам она доверит свои тайны – Тайны Малахитовой шкатулки.

Звучит музыка (Л. Половинкин, музыка из советских сказок)

Ведущая подходит к столику и приоткрывает шкутулку.

Достаёт оттуда несколько камешков.

Вед. В сказках Бажова много героев, которые дарят людям богатства земли Уральской. Это и Огневушка – поскакушка, и Голубая змейка, и Великий полоз, и бабка Синющка. А вот и первая тайна Малахитовой шкатулки: все эти герои богатства свои открывают только добрым, работящим и не жадным. Не верите? Давайте проверим?

Вот, например, какая-то девчонка из огня вынырнет и давай плясать. А где в землю уйдёт, там и ищи золото.

Тёмной ночью у костра появляется она –

Мастерица петь, плясать, самородок указать.

Звали эту веселушку – Огневушка – поскакушка.

Звучит музыка (Фрагмент из русской плясовой «Чеботуха»)

Танец Огневушки – поскакушки.

Вед. А вот чтобы узнать о ней поподробней, давайте посмотрим диафильм, который ребята сделали сами.

Диафильм «Огневушка-поскакушка».

Вед. Есть ещё один герой – Илюха из сказки «Синюшкин колодец». Жил он один, о богатстве и не мечтал. Бабка его оставила ему в наследство всего три перышка, да про Синюшку рассказала. Вот и захотелось Илюхе увидать, как бабка Синюшка красной девкой оборачивается.

Отрывок из короткометражного фильма

«Синюшкин колодец»

(Бабка Синюшка преподносит решето с драгоценными камнями)

Сценка из сказки «Синюшкин колодец»

Действующие лица:

Синюшка:

Илюха:

Звучит музыка (Сочинение 118 «Сказ о каменном цветке в 4 действиях с прологом и эпилогом (исп. Симфонический оркестр Государственного академического Большого театра СССР, дир. Г. Рождественский)

Появляется Илюха. Оглядывается. Видит прямо на него идёт девчонка в синем платье с синим платком, в косе лента синяя. Подходит девчонка к Илюхе, подаёт решето с драгоценными камнями, а сверху три перышка.

Синюшка. Прими-ка, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

Илюха принял решето и стоит улыбается.

Илюха. Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать величать?

Синюшка. Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь.

Илюха берёт три пёрышка сверху.

Илюха. А пёрышка у тебя откуда?

Синюшка. Да вот, Двоерылко за богатством приходил. Сам в колодец угодил и кошели свои утопил, а твои-то пёрышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.

Илюха не зная о чём говорить, переминается с ноги на ногу. Синюшка обходит его, улыбается, ленточку в косе перебирает.

Синюшка. Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена.

Наклоняется и подбирает самоцветные камни и кладёт ему в решето.

Илюшка. Значит верно бабка Лукерья говорила. Из земельного богатства одно чисто да крепко, это когда бабка Синюшка красной девкой обернётся да сама своими рученьками подаст.

Синюшка. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. А богатством-то откупись от барина, дом себе справь хороший, лошадь купи, да женись смотри, а меня не вспоминай!

Синюшка взмахнула платочком и исчезла. Илюха смотрит на решето, потом на место, где была Синюшка и растерянный уходит.

Звучит музыка(Л. Половинкин, музыка из советских сказок).

Ведущая подходит к шкатулке и достаёт

мешочек « с золотом».

Вед. Пришло время узнать ещё одну тайну Малахитовой шкатулки. Ни золотом, ни камениями самоцветными не разрушить дружбы настоящей. А пример тому, дружба Ланко Пужанко да Лейко Шапочки из сказки «Голубая змейка».

Компьютерная анимация «Голубая змейка».

Вед. Есть в Уральских горах такая Голубая змейка, что людям показывает, где золото искать. Одному увидеть - прямо счастье – наверняка золото верховое золото окажется. Но если лишку захватишь- всё в камень обернётся. А вот если двоим или троим голубая змейка покажется – то тогда чёрная беда: все перессоряться, передеруться, может и до смертоубийства дойти. Раз показалась голубая змейка Ланко Пужанко и Лейко Шапочке. Подрались они, да только не из-за золота, а друг друга выручая. За это их Голубая змейка и наградила.

Сценка из сказки «Голубая змейка»

Действующие лица:

1-й мальчик

2-ой мальчик

Голубая змейка

Звучит музыка (Композиция «Русские гусли» , альбом Славянский фольклор)

На сцену спиной выходят двое мальчиков с корзинами, смотрят вперёд. Навстречу им девица в синем платье с жёлтым шарфом. Шарфом рисует круги на полу.

1-й мальчик. Смотри какая девица к нам идёт!

2-ой мальчик. Ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнуться.

1-й. Так ведь это Голубая змейка!

2-ой. Отвернёмся. Не будем смотреть! А то опять до драки доведет.

Поворачиваются спинами к Голубой змейке и глаза зажмуривают. Открывают глаза, а она перед ними стоит и улыбается. Вокруг мальчиков лежит жёлтая ленточка. Они пытаются уйти, а из круга выйти не могут.

Змейка. Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу.

Мальчики вместе. Тетенька, мы тебя не звали.

Змейка. А я, сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.

1-й. Отпусти, тетенька, мы больше не будем. И без того два раза подрались

Из- за тебя!

Змейка. Не всякая, драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вы по-хорошему дрались. Не из-за корысти либо жадности, а друг дружку охраняли. Недаром золотым обручем от черной беды вас отгородила. Хочу еще испытать.

Достаёт плитку и разламывает на две части. Отдаёт мальчикам.

Змейка. Коли который хорошее другому задумает, у того плиточка золотой станет, коли - пустяк, выйдет бросовый камешок.

Мальчики расходятся в разные стороны и говорят в зал.

1-й. Хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось и вышла бы

Марьюшка замуж!

2-й. Пусть Марьюшка простит нас и замуж поскорее выйдет!

Поворачивают плитки, а они золотые стали.

Змейка . Хорошо подумали. Вот вам за это награда.

Подает им по маленькому мешочку.

Тематический вечер "Путешествие в сказы Бажова"

для детей старшего дошкольного возраста

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1.Знакомить детей с биографией уральского сказочника П. П. Бажова;

2. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

3. Развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы;

1. Вводная часть.

Дети заходят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы (воспитатель)

Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники

А меня вы узнали?

Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться?

Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Дети ведут хоровод под русскую народную.

Дети садятся на скамеечки.

2. Рассказ Хозяйки Медной горы о сказочнике П.П.Бажове.

В чьих сказах вы про меня слышали?

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется слайд 2 с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

«Человек он очень простой, скромный, спокойный, добрый.»

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (136 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга.

На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.

Мы уже знаем произведения П. П. Бажова: "Серебряное копытце", "Огневушка - поскакушка", "Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок".

Павел Петрович Бажов был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в разных городах: Сысерть (родился), Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург.

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи. (слайды 3-4)

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

3. Путешествие в картинную галерею.

А сейчас я вас приглашаю в мою картинную галерею по сказам Бажова.(слайд 5)

Дети идут к центральной стене, где установлен мультимедийный экран.

В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам П. П. Бажова. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.

1.- "Серебряное копытце": "Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. "(слайд 6)

2.-"Огневушка -Поскакушка": "У меня тепло!, У меня светло! Красно летичко! Обошла круг - тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает. " (слайд 7)

3."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… " (слайд 8)

4."Синюшкин колодец": "Поворотился Илюха в ту сторону. Видит - девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка - и сказать нельзя… " (слайд 9)

5."Медной горы хозяйка": "Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа - то. Из шёлкового малахиту платье. " (слайд 10)

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

4. Путешествие в "Комнату Знаний"

А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

1 - 2 - 3 - повернись

В комнате Знаний окажись!

Дети снова идут и присаживаются на скамеечки.

"Отгадайте загадки":

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка) (слайд 12)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка) (слайд 13)

"Из какого сказа эти строки? "

1. "Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку. "

("Синюшкин колодец") (слайд 14)

2. "Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает. " ("Серебряное копытце") (слайд 15)

"Ответьте правильно на вопросы"

1. Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов) (слайд 11)

2. В кого превращалась Хозяйка Медной горы? (В ящерку)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: "Пр-равильно говоришь, пр-равильно. " (Кошка Мурёнка)

Молодцы, порадовали меня знаниями.

5. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Приглашаю вас в кинозал посмотреть мультфильм по сказу П.П.Бажова.

6. Подведение итогов работы.

Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились и за это я награжу вас.

Из шкатулки дарит детям картинки-раскраски по сказам. (Приложение)

Прощается и уходит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий тематического занятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возрастаЦель: 1. Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

МАОУ ДО «Дом детского творчества» Нытва Пермский край.

Сценарий новогоднего утренника по сказам Павла Бажова для детей 1-4 классов

Новогодний утренник

«Ах, эти сказки» (по мотивам сказов Павла Бажова)

Составитель: Гилёва Нина Михайловна

Педагог дополнительного образования МАОУ ДО «Дом детского творчества» г.Нытва. Пермский край.

Цели и задачи:

  • знакомство детей с героями сказов великого русского писателя, певца Урала — Павла Петровича Бажова, через новогоднюю театрализованную программу.
  • развивать эстетический вкус;
  • создать радостное настроение у детей, вызвать у них положительный эмоциональный отклик.
  • Реквизит : шкатулка малахитовая, клубок, лошадь, веер, сундук, дрова, рукавицы, веник, совок, пила, самовар, сапог, стол, скатерть.
    Действующие лица: Хозяйка Медной горы; 2 Ящерицы; Барыня (Поротина жена); 2 Слуга; Огневушка; ; Бабка Синюшка; Дед Мороз; Снегурочка. (Сцена и ёлка оформлены в стиле сказки П.Бажова «Малахитовая шкатулка»).
    Действие 1

1 номер: песенка «Зимняя сказка»

Хозяйка Медной горы : Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие!

Я очень рада видеть вас в моей горе медной, палатах малахитовых, на празднике новогоднем. А меня-то вы узнали? (дети отвечают)

Правильно. Медной горы хозяйка я. Но прежде чем начать праздник, давайте вами проверим: готовы ли к встрече Нового года с помощью весёлой игры:

«Доскажи словечко»

  1. На дворе снежок идёт Скоро праздник… (Новый год)
  2. Мягко светятся иголки. Хвойный дух идёт… (от ёлки)
  3. Ветви слабо шелестят Бусы яркие… (блестят)
  4. И качаются игрушки флаги, звёздочки… (хлопушки)
  5. И верхушку укрывая,
    Там сияет, как всегда,
    Очень яркая, большая, новогодняя …(звезда)

Хозяйка Медной горы: Молодцы ребята. За смекалку дарю вам подарок музыкльный:

2 номер: ____________________

Хозяйка Медной горы : Эй, слуги мои верные! (прибегают две ящерицы) Займите гостей дорогих наших играми и плясками, да ждите деда Мороза и Снегурочку. Передайте им эту шкатулку малахитовую - в ней богатство несметное - огни самоцветные, для ёлки нашей, раскрасавицы. Смотрите,

берегите её как зеницу ока. Потеряете, не будет сиять наша ёлка огнями разноцветными и ни подарков, ни праздника у детей не будет. А я пойду, посмотрю: готовы ли наши герои сказочные к встрече нового года. (уходит)

Действие 2

Ящерица 1: Ой, как много ребятишек!

Ящерица 2 : И девчонок и мальчишек!

Вместе: Здравствуйте!

Ящерица 1: Скоро к нам придут Дед Мороз и Снегурочка. Давайте, ребята, подготовимся к их встрече, встанем в большой хоровод и вспомним песенку «В лесу родилась ёлочка» (поют один куплет)

Ящерица 2: Молодцы! А сейчас мы будем читать одну строчку этой песни, а Вы продолжайте.

Ящерица 1: Спи ёлочка бай, бай.

Дети : Мороз снежком укутывал. Смотри, не замерзай.

Ящерица 2 — На праздник к нам пришла

Дети: И много, много радости

Детишкам принесла.

Ящерица 1: — Под ёлочкой скакал

Дети: Порою волк, сердитый волк

Рысцою пробегал.

Ящерица 2: - Везёт лошадка дровенки

Дети: А в дровнях мужичок

Срубил он нашу ёлочку

Под самый корешок.

Действие З

(раздаётся цокот копыт)

Ящерица 1: Слышите, ребята. Это, наверное, дед Мороз и Снегурочка. Давайте дружно скажем: — «Здравствуйте, Дедушка Мороз и Снегурочка»

(Выезжает барыня на лошади, обмахивается веером. За ней 2 слуги – француза, несут сундук)

Барыня (удивлённо): ВЫ что, дети, переутомились;

Деда Мороза от знатной особы отличить не можете. А ну, на свои места садитесь. МЫ здесь сейчас будем набираться сил для предстоящего. Новогоднего балу. (Обращается к слугам). Сундук ставьте здесь. Идите, поставьте самовар, да пирогов напеките, буду кофею пить.

А я пока отдохну. Эй, придворные артисты, (Нажимает кнопку телевизионного пульта в направлении сцены) Красота. Чудо современной техники. Прогресс научно-технический.

З номер: Цирк

(слуги накрывают на стол)

Ящерица 1: Послушайте.

Ящерица 2: Вы кто такая?

Барыня : Я жена приказчика тутошнего - Пороти. Ясно вам!?

Барыня (слугам): А пироги где?

Слуга 1 : (чистит туфли) Так муки нет.

Барыня: По амбару помети, по сусекам поскреби. (Достаёт из сундука совок и веник)

Слуга 2 : Пардон Мадам. Дров нет.

Барыня: (показывая на ёлку) А это, по-вашему, что?

Слуга 2: Что?

Барыня: Ёлка. А ёлка - это дрова (достаёт пилу, рукавицы). Вот держите. нога здесь, другая тоже здесь.

Ящерица 1: Как хотите, а ёлочку мы вам не дадим. Правда, ребята?

Ящерица2: А дрова будут. Вам дети сейчас помогут.

Эстафета «Принеси дрова»

Ящерица1 : Молодцы ребята!

Ящерица 2: Ничего не понимаю, где же дед Мороз.

Ящерица 1 : А давай ему позвоним (убегают)

Барыня : (слугам) Что стоим? Кого ждём? Берите дрова, растапливайте печь.

Слуга 1 : (говорит с французским акцентом) Что есть печь?

Слуга 2 : (пожимает плечами) дети! Что такое печь?

(дети отвечают)

Слуга 1 : Дети говорят, заслонка открывается.

Слуга 2 : Ещё бы знать, что такое заслонка

(увидели самовар) Может это? Нет, дети говорят, не это.

Слуга 1 : (увидев шкатулку) Тогда, наверное, это (открывают шкатулку,

Создаётся эффект в зале: зажигаются гирлянды находящиеся в шкатулке и играющие роль самоцветов, выключается в зале свет звучит волшебная музыка. Слуги пугаются, быстро закрывают шкатулку, музыка затихает. В зале зажигается свет. Слуги снова хотят открыть… )

Барыня: Стойте! Не трогать (открывает шкатулку ) Ой, красота то какая — Да таких украшений даже у самой царицы нет. А у меня будут. Какая радость, даже танцевать хочется.

4 номер: « Я танцевать хочу»

Ящерица 1 : Всё в порядке. дедушка Мороз уже в пути и скоро будет у нас. Ой! А где же шкатулка?

(Дети отвечают, что шкатулка у Барыни)

Ящерица 1 : Что же делать? Ведь дети без праздника останутся.

Ящерица 2 : А что мы деду Морозу скажем.

Действие 4

У меня тепло, У меня светло

‘Красно — летичко! (Под музыку выбегает Огневушка и танцует вокруг ёлки)

Огневушка : Вы бы ящерки не грустили, а о том подумали, как огни самоцветные вернуть.

Ящерица 1 : А ты кто такая будешь?

Огневушка .: Огневушка я, поскакушка, пою, танцую, зимой – лето делаю. Могу жадность наказать, а могу и помочь советом добрым.

Ящерица 2 : Так помоги нам!

Огневушка: Ишь, какие хитренькие. Вот потанцуйте со мной, а там уж посмотрим. (Дети организуются в хоровод )

Танец («Танец утят»)

Огневушка: Молодцы ребята. Так и быть, помогу я вам. Вот вам клубочек волшебный. Ступайте за ним, да за ветром весёлым. Приведут они вас к бабке Синюшке. Она обязательно вашему горю поможет.

5 номер. Песня «Весёлый ветер»

Действие 5

(Звучит волшебная музыка , свет мигает. На сцене появляется колодец. Ящерки бегут за клубочком )

Ящерица 1 : Ой, вот он колодец!

Ящерица 2 : Наконец-то добрались.

Ящерица 1 : А как мы эту бабку Синюшку вызывать будем.

Ящерица 2: Известно как. Опустим ведро. Она подумает, что гости пришли и вынырнет. Ой, ведро утонуло.

Ящерица 1 : А давайте, вместе с ребятами её позовём - Потопаем ножками и Крикнем: — «Бабушка Синюшка, покажись»

(из колодца появляется Синюшка с ведром на голове)

Синюшка: Это кто тут фулюганит, аж в ушах звенит.

Ящерица 2 : Бабушка Синюшка — мы к Вам за помощью пришли.

Ящерицы 1 : Огни разноцветные у нас украли.

Синюшка : Знаю я, чьи это проделки и помогу вам, если задание моё выполните: «Вернётесь туда, откуда не уходили».

(Ящерицы организовывают детей парами )

Под музыку «Течёт ручей» проводится

игра «Ручеёк»

(После игры: Синюшка выходит нарядная, с решетом в руках. а в нём З пёрышка - перевязанные синей лентой.)

Синюшка: Молодцы! Справились с заданием.

Ящерица 2 : Ой! Кто Вы?

Синюшка: Бабкой Синюшкой люди зовут. А гораздому, да удалому, да просто кажусь - какой видите. Вот вам три волшебных пёрышка. Они исполнят З ваших желания. Нужно только сказать волшебные слова: «Чудо пёрышко лети и…» загадать желание.

Ящерица 1 : Чудо пёрышко, лети, и воришку накажи. (Ззвучит волшебная музыка )

Действие 6

(за ширмой раздаётся крик )

Барыня : (выбегает с зеркалом) Люди добрые, помогите (у барыни большие уши и большие руки ) Что это?

Синюшка: Это те самые самоцветы наказали вас за то, что Вы украли их тем самым лишили детей новогодних чудес.

Барыня: Так это вы хотите сказать, что из-за ваших побрякушек всю жизнь гоблином ушастым останусь. Заберите свою шкатулку. (Возвращает шкатулку, смотрит в зеркало )

Барыня: А почему уши большие остались?

Синюшка: Это потому, что Вы у всех детей прощения не попросили.

Барыня : Простите меня, пожалуйста — а. Я больше не буду

Ящерица 2 : (берёт волшебное пёрышко, говорит волшебные слова )

Чудо пёрышко, лети,

Эту Барыню прости.

(уши исчезают )

Барыня : Ой, деточки мои, спасибо вам за доброту. Примите от меня в благодарности этот подарок.

5 номер: Песня «Щенок»

Действие 7

Ящерица 1 : Ребята, думаю, настала пора позвать Деда Мороза и Снегурочку.

Дети: Да!

(Берёт пёрышко, говорит волшебные слова)

Чудо пёрышко, лети,

Деда Мороза позови.

Бой часов

(Раздаётся звон колокольчиков. Под торжественную музыку входят Дед Мороз и Снегурочка)

Дед Мороз : Здравствуйте, маленький народ!

Вот уж минул целый год,

Как расстался с вами я.

Здравствуйте, мои друзья!

Дети: Здравствуй, дедушка Мороз.

Снегурочка : Этот праздник будет славный

И с задачей самой главной

Справимся мы без хлопот:

Дружно встретим Новый год.

Хозяйка Медной горы : Дед Мороз, тебя мы ждали

О твоём приходе знали.

Прими подарок поскорей

От меня и от детей —

Огни разноцветные - для ёлочки — раскрасавицы.

Дед Мороз : Вот это подарок, так подарок.

Пусть окажутся на ёлке

Разноцветные огни.

Нам для этого лишь нужно

Крикнуть дружно:

Раз, два, три

(Сияние огней из шкатулки, переходит на Новогоднюю ёлочку ) Фон огоньков

Снегурочка : Вновь сверкает на празднике ёлка

Разноцветным, волшебным огнём

Так давайте же с Дедом Морозом

Новогоднюю песню споём

фон (песня «В лесу родилась ёлочка )

Дед Мороз : дети! А вы мороза не боитесь.

Дети : Нет!

Снегурочка : Эй, девчонки и мальчишки!

Закрывайте уши, нос!

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз.

Начинаем весёлую игру «Заморожу»

Дед Мороз : Ай да я. Сколько детей наморозил. Как же только будем их отогревать?

Барыня : Я знаю. Барыню плясать будем

Танец «Барыня»

Барыня: Молодцы ребята! Опять звучит «Барыня» Но что такое? Почему?

Ой! Да это петушки распетушились

6 номер: Цирковой номер «Петушки»

Дед Мороз: Загадаю вам, ребятки.

Новогодние загадки.

Слушайте внимательно.

Ответьте обязательно!

  1. В Новый год до объеденья,

Ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он бедняжка

Его звали

(Карлсон )

  1. Был он тучкой дождевой

С Пятачком ходил домой

И конечно мёд любил

Это (Вини Пух )

  1. Он играет понемножку

для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк.

Его имя (крокодил Гена )

  1. С голубого ручейка,

Начинается река.

Эту песню пели

Звонко (крошка Енот )

Дед Мороз: Молодцы, ребята!

Все загадки отгадали.

А сейчас черёд настал

Объявить масок Карнавал

Снегурочка : За руки беритесь маски

да представьте свои сказки.

Костюмированный карнавал

(Все герои поднимаются на сцену)

Дед Мороз: Пора, друзья, прощаться нужно.

Всех поздравляю от души.

Снегурочка : Пусть Новый год встречают дружно

И взрослые, и малыши.

Ящерицы : Мы в Новом году вам желаем успеха

Барыня, слуги : Побольше весёлого звонкого смеха.

Хозяйка Медной горы: Побольше хороших друзей и подруг.

Синюшка: Отметок отличных и знаний сундук.

Вместе : С НОВЫМ ГОДОМ!

(Под музыку герои уходят парами со сцены. Дети читают стихи Деду Морозу и Снегурочке. Детям вручаются подарки )

П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории ,

МКОУ СОШ №6 Г.Кушва

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

Оборудование:

Портрет П.П.Бажова (1879-1950).

Книги П. П. Бажова.

Выставка уральских самоцветов.

Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь) .

Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

На стене написан эпиграф:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые: родители, коллеги – учителя. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. И приглашаем вас в литературное путешествие по просторам родного Урала. Урал – край, славный своими трудовыми традициями. Уральские умельцы приоткрыли нам секреты своего мастерства. Настоящим праздником души пусть станет для вас открытие сокровищ народной мудрости, сохраненных в песнях, сказках, записанных в книгах. Итак, я приглашаю вас в путь к родным истокам, к новым открытиям.

Ход мероприятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

1 ведущий:
Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита.
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей. (В.Степанов)

2 ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

1 ребенок:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

2 ребенок:

«Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

3 ребенок:

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

4 ребенок:

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным. В них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

1 ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник, посвященный творчеству П. П. Бажова, и называется «Сказы из малахитовой шкатулки».

Под спокойную мелодию водили девушки хороводы по вечерам, и стар и млад вели беседы неспешные. Для вас заводят хоровод девочки из 2 в класса.

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок».Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в зал. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка), остальные учащиеся рассаживаются по периметру импровизированной поляны. Старик бьёт по железу.

Старик:

Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети: - Это мы – ребята заводские…

Старик: - Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка: Мы, дедушка, за сказками пришли.

Старик:

За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик: - А это новая сказка?

Старик:

Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

2 ведущий:

Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова.

5 ребенок:

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость и горе.

В них горы до неба почти достают,

Красива природа, покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Умели наряжаться народы Урала в праздники в нарядные сарафаны, расшитые рубахи, пояса. Играли на гуслях, балалайках, гармошках… Сами отдыхали и народ веселили. На сцену приглашаются ребята из ансамбля ложкарей ДМШ г. Кушва. Руководители: Осолодкова Вера Михайловна, Уржумов Валерий Павлович.

Ведущая. Что это за гостья суровая да строгая к нам явилась? Небольшого росту девка и сама вся статная,

И коса чернява, да такая ладная.

Платье цвета малахита, в косе ленты красные,

Глаза, словно изумруды.-Волшебные, ясные.

( ответы детей:Хозяйка Медной горы)

Сценка

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка (кричит). Кто тут вспомнил про меня, да про старый, добрый Урал? Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! Я – Хозяйка Медной горы, ящерки - мои слуги. П оставлена я оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми. Вот я вас заберу в свою Медную гору да заставлю работать, добывать драгоценные каменья да самоцветы!

Ведущий: Зачем же ты, гостья дорогая, нас пугаешь?

Хозяйка:

Я вас не пугаю! А предупреждаю: если вы не знаете содержания «Уральских сказов», то заберу всех в гору и буду целыми днями эти сказы вам читать!

Ведущая. Вот строгий до чего характер у этой хозяйки! И правду говорят, что «злому человеку с ней встретиться - горе, да и доброму радости нет».

Хозяйка. Мало ли, что про меня говорят. Я вот устрою ребятам экзамен! Трудный, сложный! И если они не справятся, то...

Ведущая. Слышали уже, слышали, что заберешь к себе в горные мастера. Но запомни, ребята у нас умненькие и на все твои вопросы ответят! Не сумеешь ты их провести!

Хозяйка. Это мы еще посмотрим.Вот вам ребята первое задание.

Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет – камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется. Издалека – то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему, как не старайся, не подойдешь.

Ребята. Серебряное копытце.

Под волшебную музыку вбегает козлик.

Козлик:

Стучу я «цок – цок - цок» копытцем.

Хочу я с вами подружиться!

Козлик я лесной, дружите со мной!

Я – Серебряное копытце. На правой передней ноге волшебное копытце. В каком месте топну этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топну – там один камень, два топну – два камня, а где ножкой бить стану – там груда дорогих камней. Обо мне рассказано в сказе «Серебряное копытце». Молодцы, ребята, что отгадали мое имя. Теперь я буду вам помогать. А то, я смотрю, Хозяйка Медной горы вас совсем запугала.

Хозяйка. (задает вопросы)

Ответьте, ребята, в какой сказке были старик по прозвищу Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка? («Серебряное копытце»)

Назовите мне, чем еще особенным отличался от других козликов козлик Серебряное копытце? (Он всегда ходил с рожками, в то время как зимой обычные козлики рожки сбрасывали; на рожках у него было по пяти веточек, а у обычных козликов только три.)

А вот о ком сказ? «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: «Фи – и – и – ть! Й – ю – ю – у…!» И никакой девчонки не стало» Кто это?

БалтенковаЕсения «Семеновские частушки»

Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка)

Ответы детей Огневушка-поскакушка

Танец Огневушки

Огневушка – поскакушка . Посмотрите ребята на экран и отгадайте, к каким сказам выполнены иллюстрации.

Козлик : - Это - Огневушка – поскакушка - вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такаяПоскакушка покажется, там и золото. Не сильное, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше – всё меньше и меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Об этом рассказано в сказе, который называется «Огневушка – поскакушка».

Ведущий: А теперь, чтобы доказать Хозяйке Медной горы, что ребята хорошо знают «Уральские сказы» Бажова, ученики… класса покажут разученную сценку.

Появляются персонажи сценки: Данилушко и бабушка Вихориха. Вихориха держит в руках букетик из разных трав и лесных цветов.

Данилушко. Хорошо мне, бабушка, у тебя живется. Вот ты и травы всякие знаешь.

Бабушка. Да, я бабка Вихориха, много лет прожила. Про любую траву тебе расскажу, про любой цветок!

Данилушко. А ты всякий цветок в наших местах знаешь?

Бабушка. Хвастать не буду. Любой знаю из тех, которые открытые.

Данилушко. А разве еще неоткрытые бывают?

Бабушка. Есть и такие. Папору вот слыхал?

Данилушко. Это - папоротник?

Бабушка: Да. Будто он на Иванов день цветет. Тот цветок колдовской – клады им открывают. Для человека он вредный.

Данилушко: А ещё?

Бабушка: На разрыв-траве цветок – бегучий. Только поймай его – и все затворы тебе открыты. Это воровской цветок. А еще каменный цветок есть.

Появляется Хозяйка Медной горы с цветком (имитация каменного). Она таинственно кружится вокруг Данилушки и бабушки Вихорихи.

Бабушка: Это цветок в Малахитовой горе будто растет. Говорят, что на змеиный праздник он полную силу имеет. И несчастным будет тот человек, который каменный цветок увидит.

Данилушко: А чем несчастный, бабушка?

Бабушка: А я и сама не знаю, Данилушко. Так мне сказывали. Ведь этот цветок сторожит сама Хозяйка Медной горы.

Бабушка уходит. Данилушко надевает фартук, повязывает вокруг головы, на манер ободка, полоску ткани и берет в руки молоток.

Хозяйка: Много лет прошло с того бабушкиного рассказа. Стал Данилушко совсем взрослым. И посмотрите – заказали ему чашу сделать из камня, на цветок похожую.

Данилушко: Хоть и стал я хорошим мастером, а не выходит у меня чаша! Никак не выходит! Сколько я малахита извел, а все без толка!

Хозяйка ( подходит ближе) . Что, Данило-мастер, не выходит у тебя чаша?

Данилушко: А ты откуда взялась? Кто ты такая? (изумленно) Не иначе – ты Хозяйка Медной горы. И платье на тебе из шелкового малахита.

Хозяйка: Так сегодня же праздник – змеиная горка.

Данилушко: Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то я тебе его покажу. Да только потом жалеть будешь.

Данилушко: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне же воротишься!

Данилушко: Покажи, сделай милость. Без каменного цветка мне жизни нет. Покажи!

Хозяйка: когда так, то пойдем Данило-мастер в мой сад. Вот – смотри! (обводит вокруг себя цветком)

Данилушко ( оглядывается по сторонам): Деревья-то какие высоченные, только не как в наших лесах, а каменные! Которые мраморные, а которые из змеевика – камня … И травка каменная1 Лазоревая, красная! Промеж леревьев змейки золотые трепыхаются, как пляшут. От них свет идет.

Хозяйка: А вот посмотри – в этом углу сада земля простая, как глина. А кусты черные, словно бархат.И на этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовые, и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми малахитовыми цветами сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют.

Данилушко: Так вот они какие, каменные цветы.

Хозяйка: Что, Данило-мастер, поглядел?

Данилушко: Не найдешь камня, чтобы так сделать.

Хозяйка: Кабы сам придумал, дала бы я тебе такой камень. А теперь не могу.

Под музыку герои уходят со сцены.

Ведуший. Молодцы, ребята! Вот и Хозяйка Медной горы помогла нам сценку показать по одному из сказов Павла Петровича Бажова.

Хозяйка . И я рада! Никого мне не пришлось забирать в свою гору!

Помошник. Напевает за кулисами:

Эй – ка, эй – ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!

(повторяется 2 раза)

Старик.

Кто появляется, заслышав эту песенку?

Ребята. Это – Голубая змейка.

Старик. « Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. По верху большими кусками лежит. Только оно с подвохом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернётся. Второй раз тоже не придёшь, потому – место сразу позабудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается».

Голубая змейка. - По каким приметам вы меня узнаёте, когда я человеком прикидываюсь?

Старик. - Молодцы! Слушайте дальше. «Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос, как у молоденькой». Кто это?

Ответы детей: Бабка Синюшка

Старик: Г де Бабка Синюшка сидит, тут и богатство положено. Она может обернуться и пригожей девушкой: глаза - звездой, брови – дугой, губы – малина, русая коса и в косе – лента синяя. Но такой она кажется только добрым и хорошим людям. Про неё сказ «Синюшкин колодец».

- Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.

(Берет ковш и навязывает его на палку)

- Как месяц на полный кружок обозначился, Илюха и пошел. Добрался до места. Глядит – никого нет.

Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»

Синюшка: - Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.

Илья: - Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Синюшка: - Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)

Девица 1: -Прими-ка, молодец!

Илья: - Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Синюшка: - Не возьмешь?

Илья: - И не подумаю.

Синюшка: - Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девиц 2 с серебряным подносом и серебром)

Илья: -Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)

Синюшка: - Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)

Илья: - Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) - Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.

Илья: - Перышки-то у тебя откуда?

Девушка: - Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои - то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)

Синюшка. Зачерпни – ка, мил – друг Илюшенька, ковшичком из моего колодца еще раз.

Илья черпает и достает вещи. - Ой, что это? Чьи это вещи? Вы не знаете ребята?

Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера) .

Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей) .

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травянаязападенка”).

Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

Девушка: - Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. (Вздохнула) (Уходят)

Дома решето у Илюши потяжелело, ягоды стали самородками да дорогими каменьями. С таким богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел. Вскоре женился Илья на девке похожей точь –в-точь на Синюшку. А на месте синюшкиного колодца прииск открыли богатый золотом.

Ведущий (замечает забытую Хозяйкой малахитовую шкатулку)

Давайте посмотрим, что там? (открывает шкатулку, там «камни самоцветные») бречка журчит звучала песня. А потом другая – грустная протяжная, как дорога, по которой едут долго – долго… Песню «Русские края» исполняет Барбина Ирина, ученица 3 в класса, аккомпанирует Коврижных Светлана Александровна.

Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Ведущий. Бажов писал сказы о простых людях, рабочих, которые занимались тяжелым трудом и были не богатыми, а бедными. И во всех этих историях живет мечта людей о помощи волшебных сил - чтобы волшебные герои немного помогли в трудной жизни рабочих

Козлик. И, как видите, к добрым людям мы приходим на помощь. Я - Серебряное копытце - одарил драгоценными камнями бедняков Даренку и Кокованю. Бабка по имени Синюшка помогла простому работяге с добрым сердцем Илюхе, а Голубая змейка заставила двух мальчиков понять, что плохо, а что хорошо, как научиться быть добрыми и справедливыми, и еще подарила каждому по мешочку с золотым песком.

Ребенок:

Я сказы Бажова люблю и читаю, хотя в них не все я еще понимаю.

На помощь приходит и папа, и мамаи бабушка Нина – папина мама.

Мне в сказах Бажова по нраву девчушка,

Которую Павел Петрович назвал Поскакушкой.

Понравился очень мне сказ про Танюшку,

Девчонку Даренку и про Марьюшку.

Дети – артисты выходят на построение.

Ребенок:

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Ведущий: Пришла пора вас одарить за умения и старания (награждение).

Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное

помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце

любые трудности преодолевает. Раздает мешочки с «самоцветами» классным

руководителям и провожает классы из зала.

Похожие публикации