Правила обращения к духовным лицам и церковной переписки. Н.К

Публикация в издании РУЗСКИЙ КУРЬЕР:

«Да созиждутся стены Кремлевские!»

Из проповеди Митрофорного Протоиерея Алексия Аверьянова, настоятеля храма Рождества святителя Николая Чудотворца на Пресне, в Москве:

«В Пасхальные дни 1988 года мне было страшное сновидение, в котором Господь поставил меня на Кремлевскую стену и сказал, что я должен быть "комендантом" Кремля. В ответ на мой отказ, явилось ощущение большой высоты, сильного напора ветра, от которого стены Кремлевские отошли от фундамента и должны были вот-вот разрушиться.
Господь стал возноситься, но присутствие Его Духа осталось.
После тщательных поисков, я нашел редкую градостроительную икону XVII века " Спас над Кремлем" и заказал ее копию для ежедневного моления. Эта икона пребывает в нашем храме Святых Царственных Мучеников.
Четверть века спустя, в Святые Рождественские дни 2012 года, сон повторился с требованием изменить слова в 50-м псалме Царя Давида.
16 января 2012 года " Русская народная линия" опубликовала мое обращение: "Прошу всех Православных христиан внести изменение в 50-й псалом "да созиждутся стены иерусалимские" на " да созиждутся стены Кремлевские", до времени нормализации политической жизни в России".
Год спустя, в Святые Рождественские дни 2013 года, мне было открыто, что главным шагом к воскрешению Державы Российской должно быть строительство храма в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы на Красной площади на месте мавзолея.
Главными святынями этого храма должны стать икона Господа нашего Иисуса Христа "Спас над Кремлем" и икона "Державная" Пресвятой Богородицы.
Великим явлением Милости Божией и особым событием государственной жизни стало 3 августа 2014 года, в день пророка Иезекииля, заявление Главы России В. В. Путина о решении реконструировать Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля, что дает основание для возвращения Святителей Московских в Кремль и надежды о восстановлении Московского Кремля как Иконы ветхого Иерусалима.

Вдохновленный всем этим мой духовный сын и многолетний прихожанин поэт Дмитрий Подгорнов так откликнулся на мои благословения.

Письмо духовному Отцу

Дмитрий Подгорнов

Протоиерею Алексию Аверьянову

Да созиждутся стены кремлёвские…
Как строка в покаянном псалме
Тишина, где иконы рублёвские
Дышат каждою буквой в письме.

Пишем батюшке письма отчаянья,
Он отмолит нас, знаем и то,
Что прочтя наши письма печальные,
Вознесёт он их в тайне святой.

Что чудесно Господь исцеления
И Великую помощь Свою,
Нам ответом на наши моления
Вновь подарит, когда на краю

Безнадёжности и оскудения
Сил и веры, больная страна,
В покаянье найдет исцеление,
Вновь воспряв от греховного сна.

И, конечно, воскреснет надеждою,
В сердце Божьего света призыв,
В жизнь безгрешную, чистую, нежную,
Благодать нас введёт, излечив.

И державною поступью славною,
Вновь под скипетром верным Царя,
Обретёт наша Русь православная,
В каждом воине – богатыря,

В каждом сыне – венец благочестия,
В каждой дочери – тайну любви –
Утвержденье вселенной, что в вечности,
Говорит человеку: Живи!

************************************************

«Да созиждутся стены Кремлевския»
Прошу всех Православных
христиан внести изменение
в 50 псалом "да созиждутся стены
кремлевския"
вместо "стены иерусалимския"
до времени нормализации политической
жизни России.
Митрофорный протоиерей Алексей Аверьянов,
настоятель храма Рождества Николая
Чудотворца на Пресне в Москве

Молитва по соглашению – это благочестивый обычай в православной христианской традиции, когда группа верующих договаривается в определенное время, в определенные дни читать определенные молитвы, чтобы усугубить молитвенное обращение к Господу в связи с различными житейскими обстояниями, как в жизни отдельных людей, так и касающимися всего народа.

Как известно псалмы, написанные Святым Пророком и Царем Давидом, используют целиком или их отдельные части в различных церковных службах, в молитвах, молитвословиях, произносимых как в храмах, так и келейно. Можно ли изменять или дополнять общепринятые молитвы? В определенных случаях по благословению священников это допускается. Обращаться к Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Святым можно даже просто своими словами, а также используя как свои слова, так и отдельные части молитв и псалмов. Призыв Митрофорного Протоиерея Алексея Аверьянова о временной замене в Пятидесятом псалме слов «Да созиждутся стены Иерусалимские» на «Да созиждутся стены Кремлевские» - как раз и есть такая молитва по соглашению.

Когда этот псалом сочинял Святой Пророк и Царь Давид, он имел в виду конкретно созидание стен благословенного града Иерусалима, как местонахождения святыни - ковчега со Скрижалями Завета, полученными на Синайской горе Моисеем от самого Бога. И молясь: «Да созиждутся стены Иерусалимские» - он молился о духовном процветании града Иерусалима, бывшего в его время главным городом всего Израильского Царства - земли обетованной - главным городом колена Иудова, сосредоточением главных святынь народа израильского. Слова «Да созиждутся стены Иерусалимские» носили не только буквальный смысл созидания стен града Иерусалима, но и смысл обретения святыни в сердцах всех пребывающих в Иерусалиме, всего Богоизбранного народа Израиля, смысл стяжания благодати Духа Святого.

В наше непростое, прямо сказать, сложное время призыв «Да созиждутся стены Кремлевские» весьма актуален, дабы сохранить и укрепить нашу Российскую державу и просвятить сердца православных людей Духом Святым.

Под «стенами Кремлевскими» мы понимаем, конечно, стены именно Московского Кремля и прилежащего к нему Китай-Города, то есть буквально «стены Московские»1. Для православного человека Москва – это первопрестольный град нашей Православной Державы, и «Третий Рим» (а четвертому не бывать), и по пророчеству Святителя Петра Московского и всея России Чудотворца грядущий Новый Иерусалим. Поэтому, молясь «Да созиждутся стены Иерусалимские» мы подразумеваем «Да созиждутся стены Московские» или «Да созиждутся стены Кремлевские»

Не случайно Император Александр III Миротворец говорил: «Москва - храм, а Кремль – ея Алтарь». Московский Кремль, Москва – сосредоточение всех святынь всего Российского Государства, созиждующегося православной верой на протяжении тысячелетий. Именно в Кремле сосредоточен главный собор нашей страны в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором покоятся мощи Святых Митрополитов всея Руси, Святителей Петра, Иона, Фотия, Макарий, Филиппа, Митрополитов Московских и всея Руси, Святителей Иова, Гермогена, патриархов Московских и всея Руси.

В Успенском Соборе Московского Кремля в XVI-XVII веках пребывал Гроб Господень – плита, на которой лежало во Гробе тело Иисуса Христа после снятия с Креста и до Его Воскрешения в Иерусалиме (в 1204 году Новгородский боярин Добрыня Ядрейкович вывез Гроб Господень из Царьграда после его разорения крестоносцами, а в середине XVI Царь Иван Васильевич Грозный перенес его из Новгородского Софийского Собора в Московский Кремль, а Патриарх Никон в середине XVII века перенес ее в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь под Москвой).

В Архангельском соборе Московского Кремля почивают все правители нашей страны, начиная от Святого благоверного Великого Князя Иоанна Даниловича Московского (называемого иногда Иваном Калитой), до внука Императора Петра I Императора Петра II, умершего в юности в Москве. Здесь почивают мощи Святого благоверного Царевича Дмитрия Углического и Московского, Святого благоверного Царя Федора Иоанновича, Святого благоверного Великого Князя Дмитрия Донского, Святого благоверного великомученика Царя Иоанна Васильевича (Грозного).

В подклете Архангельского собора также находятся честные мощи Великих Княгинь, Царевен и Цариц государства российского, в том числе и Святой благоверной Великой Княгини Евдокии, супруги Великого Князя Дмитрия Донского. Успенский собор Московского Кремля наполнен чудотворными иконами Святителя Алексея, Чудотворца Московского и Всея Руси, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Дмитрия Солунского, Пресвятой Богородицы и многих других.

В Грановитой палате и музеях Московского Кремля по-прежнему находятся многочисленные украшенные ларцы и оклады с частицами мощей святых со всей православной вселенной.

Важно, что Кремль является местом нахождения Главы нашего государства Российского. От его мужества и чистоты его сердца, грамотности и профессиональности работы во многом зависит судьба нашей Родины. Поэтому молитва «Да созиждутся стены Кремлевские» - это молитва не только за тех, кто пребывает в Кремле, не только за москвичей, но и за весь православный русский народ, за наше православное российское государство, за православную ойкумену.

Надо вспомнить и деяния Святого Праведного Иоанна Крондштадского, ради спасения России, дерзнувшего в тяжелое предреволюционное время на Молитву за Россию на основе самой Молитвы Господней, данной нам самим Господом нашим Иисусом Христом.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится
Имя Твое в России! Да будет воля Твоя в
России! Ты насади в ней веру истинную,
животворную! Да будет она царствующей и
господствующей в России, а не уравненной
с иноверными исповеданиями и неверными.
Да не будет сего уравнения с неравными,
истинного исповедания не имеющими!
Истина не может быть сравнена с ложью и
правда веры с неправыми исповеданиями:
“Истина Господня пребывает во век”
(Пс.116:2).
Звезда бога Ремфана
АМ 5:25-27
Деян. 7:41-43
Верю, что очень скоро будут убраны с башен Кремля масонские богоборческие, пятиконечные кровавые звезды - звезды Ремфана: Вы приняли скинию Молохову и звезду бога Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: Я переселю вас далее Вавилона (Деян. 7, 47; Амос 5, 26), и будут восстановлены двуглавые орлы – Гербы нашего Государства Российского, будут восстановлены иконы на всех башнях, а не только на Спасской и Никольской. Будут восстановлены примыкающие к Кремлю стены Китай-города и убрана «Тьма египетская» - мавзолей неоязыческого идола - чучела ленина и все неоязыческие памятники. Стены Кремля и Китай-города из красных – кровавых станут вновь белыми – по имени Москвы - белокаменной. Будут восстановлены все храмы и монастыри Кремля и Китай-города и по всей Москве и России во всех них ежедневно, и утром, и вечером будут идти службы и звонить колокола. В эти храмы вернутся православные святыни из музеев и из под спуда. В Александровском саду, у стен Кремля (и по всей Москве и России), на месте «вечного огня» (символа ада), об избавлении от которого православные молятся каждое утро, будет поставлены часовни в честь Святого Георгия Победоносца (в день памяти которого 6 мая фактически была закончена последняя Великая война) и воинов, отдавших свои жизни за спасение Отечества в Великой Отечественной войне. В Александровском же Саду Двуглавый Орел вернется и на Обелиск в честь 300-летия Дома Романовы, а имена революционеров-богоборцев будут изглажены с гранита, а на нём вновь напишут имена Царей Династии Романовых. Будут восстановлены поклонные Кресты ее в самом Кремле и в Китай-городе и во всей Москве и России.

Призываю Вас, братья и сестры, молиться и говорить в псалме пятидесятом «Да созиждутся стены Кремлевские», потому что на сегодняшний день мы - христиане, произнося «Да созиждутся стены Иерусалимские» понимаем это в переносном смысле. Мы, конечно, не хотим созидания стен иерусалимских, в котором, как говорит святой Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе и многие Святые Отцы, должен воссесть антихрист, а говорим «Да созиждутся стены Иерусалимские» о грядущем, о всяком граде, наполненном православными людьми, христианами, с чистым сердцем приподающими к Богу в покаянии за грехи свои и призывающими имя Божие и Божией Матери и святых в помощь, и прежде всего о первопрестольном граде Москве – грядущем Новом Иерусалиме.

Василий Бойко-Великий
Президент Русского Культурно-Просветительного фонда имени Святого Василия Великого

****************************************

Одно из моих писем к Отцу Алексею

Мир Вам, досточтимый Отче!
Сегодня видел следующий сон:
Мрачный пейзаж финальных дней апокалипсиса где-то, на другом конце планеты, в Австралии. Море, багряные небеса, в которых, как Око Саурона висит черная луна. Я близок к некому семейному клану иллюминатов и вхож в их роскошный дворец. Вот и сейчас иду к ним, но небо вдруг несколько прояснивается, исчезает Геката и черная гарь исчезает из спертого воздуха. В холле почтальон перекрестившись сообщает мне, что в России теперь у власти православный Царь.
Декорации меняются и я с семьей иллюминатов еду в лимузине по сумеречному городу. Рядом девица, дочь главы клана, соблазняющая меня обившись вокруг моей руки, и я думаю: Как же так? Ведь я же женат! Мы подъезжаем к масонскому храму и всем мужским составом входим в него, свершая в притворе ритуал вхождения. Но пройти могут лишь посвященные, меня и почтальона просят на выход. Мы остаемся ждать в скверике у входа, в компании иллюминаток-женщин. Раздается возглас – в Ложе требуют внести масонский ковер. Это почти ковер-самолет, на нем оказывается восседающим некий русский граф, глазами которого я начинаю видеть, и козлиный череп. Ковер влетает в храм Ложи через люк в крыше и ложится на пол в центре собрания. Далее я вижу только две лохматые козьи ноги Бафомета нависшие надо мной. Братья масоны заигрывают с ним, как с девушкой, а позже начинают обсуждать ситуацию в России. Говорят, что в большинстве русских православных церквей иудейская власть и потому служба там черная. Но есть некоторые храмы истинно православные, от которых столп молитвенного света выходит в другую галактику. На них все и держится. И здесь называют Ваше имя, и я чувствую, вижу, что и моя молитва светла и тоже в этом столпе света. Все вдруг прояснивается и я уже в залитой солнцем, весенней России. Далее, совершенно в банальной бытовой ситуации понимаю о себе, что мне не плохо было бы работать плотником.
В коридоре звонит телефон и я просыпаюсь. На часах полдень. Большая часть ночи была бессонной. Любопытно, не правда ли? . . Ваш Дм.

Иллюстрация: Икона СПАС НАД КРЕМЛЕМ

Письмо 1. Преимущество унижения.
Я молюсь часто Богу о том, чтобы Он хранил тебя в руках Своих. Это наиболее необходимо для смирения. Это полезно для всего, ибо это производит дух, способный к учению, который делает все легким. Ты был бы более виновен, чем многие другие, если бы в этом ты сопротивлялся Богу. С одной стороны, ты получил изобилии света и благодати для необходимости становления подобным дитя; и с другой, никто не имел опыта, более подходящего, чтобы смирить сердце и уничтожить самодоверие. Великая польза, извлеченная из опыта нашей слабости, должна сделать нас смиренными и послушными. Пусть Господь хранит тебя!

Письмо 2. Как переносить страдание, чтобы сохранить наш мир.
О нашем друге я молюсь, чтобы Бог подарил ему простоту, которая должна дать ему мир. Когда мы верны в немедленном унижении всех лишних и беспокойных размышлений, которые являются результатом самолюбия столь отличного от милосердия, то мы встанем на пространном месте даже посреди нужды и тесноты. Мы будем пребывать в чистой свободе и невинном мире детей Божиих и по отношению к Богу и человеку.
Я применяю тот же совет к себе, который я даю другим, и весьма убежден, что я должен искать мой собственный мир в этом направлении. Теперь мое сердце страдает; но это жизнь нашего "я" причиняет нам боль; то, что является мертвым, не страдает. Если бы мы были мертвы и наша жизнь была бы сокрыта со Христом в Боге, (Кол.3:3) то мы больше не чувствовали те боли в духе, которые теперь сокрушают нас. Мы не должны переносить только телесные страдания с хладнокровием, но духовные беды также, то есть те, что посланны на душу без на то воли. Но возмущения от беспокойной деятельности, при которой душа добавляет к кресту, наложенному рукой Божией, бремя взволнованного сопротивления и нежелание страдать, переживаются нами тяжело из-за остающейся жизни нашего "я".
Испытание, которое приходит только от Бога, сердечно принимается без всякого самосозерцания, болезненно и вместе с тем мирно; но то, что принимается неохотно и отражается природной жизнью, является вдвойне суровым; сопротивление внутри тяжелее переносить, чем сам крест. Если мы признаем руку Божию и никак не возражаем волей, то мы имеем покой в нашей беде.
Счастливы действительно те, кто может переносить свои страдания будучи довольными этим простым миром и совершенным уступанием воле Божией! Ничто так не сокращает и успокаивает наши боли как этот дух несопротивления.
Но мы вообще жаждем состязаться с Богом; мы хотели бы по крайней мере положить пределы и увидеть конец наших страданий. Но это та же самая упрямая и скрытая опора в жизни, которая отталкивает необходимый крест и заставляет нас отвергнуть его частично и скрытым сопротивлением, которое вредит добродетели. Мы должны таким образом проходить ту же самую землю снова и снова; мы очень страдаем, но бесцельно. Господь избавляет нас от падения в то состояние души, в котором испытания не дают нам никакой выгоды! Бог согласно св. Павлу любит оживленного даятеля, (2Кор.9:7); О! Какова Его любовь к тем, кто в радушном и абсолютном отказе от себя, предаются в полной мере Его распинающей воле!

Письмо 3. Красота креста.
Не могу не удивляться добродетели страдания; мы не стоим ничего без креста. Я трепещу и нахожусь в агонии, пока несу его и вся моя уверенность его благотворных результатов исчезает под пыткой, но когда это заканчивается, я смотрю на это с восторгом и стыжусь того, что я переносил его столь болезненно.
Этот опыт моего безумия является для меня глубоким уроком мудрости. Чтобы ни было с твоим больным другом, и что бы ни было исходом ее болезни, она получала благословения, будучи безмолвной под рукой Божией. Если она умирает, она умирает для Господа; если она живет, она живет для Него. "Или крест или смерть" говорит св. Тереза.
Ничто так не нуждается в кресте, как только установление царства Божьего; когда мы несем его с любовью, то Его царство открывается и этим мы остаемся довольными, в то время как это для Его довольства. Тебе нужен крест также как и мне. Верный Даятель всякого благого даяния дает их каждому из нас Своей собственной рукой, да будет Его имя благословенно! О! Как прекрасно быть наказанным для нашей же пользы!

Письмо 4. Смерть нашего "я".
Я не могу выразить тебе, моя дорогая сестра, как глубоко я сострадаю тебе в твоих скорбях; но моя печаль не лишена утешения. Бог любит тебя, так как Он не жалеет тебя, но кладет на тебя крест Иисуса Христа. Свет, какое-либо чувство, которым мы можем обладать, является заблуждением, если оно ведет нас не к реальной и постоянной практике смерти для себя. Мы не можем умирать без страдания и при этом мы не можем считать себя мертвыми, пока есть в нас еще живое. Эта смерть, которой Бог благословляет нашу душу, проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозгов. Тот, Кто видит в нас то, что мы не можем видеть, знает вполне, куда должен пасть удар; Он удаляет то, от чего мы больше всего противимся отказаться. Боль чувствуется там, где есть жизнь, и где есть жизнь, там необходима смерть. Наш Отца не тратит время, удаляя те части, которые уже мертвы; если бы Он стремился продолжить жизнь, то Он сделал бы так, но Он стремится уничтожить, и это Он может выполнить только, удаляя то, что подвижно и живо. Ты не должен ожидать, что Он целится в твои грубые и злые похоти, от которых ты отказался навсегда, когда предал себя Ему, но Он испытает тебя, возможно, уничтожив твою свободу души и, лишив тебя твоих наиболее духовных утешений.
Будешь ли ты сопротивляться? О! Нет! Переноси все! Эта смерть должна быть добровольной и может быть совершится только до той степени, до которой ты разрешишь. Сопротивляться смерти и отражать ее атаки не означает желать умереть. Откажитесь добровольно к угождению Бога от всех своих упований, даже наиболее духовных всякий раз, когда Он, кажется, расположен отобрать их у тебя. Что ужасаетесь, О маловерные? Боитесь, что Он не сможет снабдить тебя Сам, ту сладость, которую Он удаляет у человека? И почему Он забирает это, как не для того, чтобы снабдить этим Самому и очистить тебя этим болезненным уроком? Я вижу, что каждый путь закрыт и что Бог намерен выполнять Свой труд в тебе, удалив всякий человеческий ресурс. Он Бог ревнитель; Он не желает, чтобы ты задолжал тем, что Он собирается исполнить в тебе и никому иному, чем Себе одному.
Предайте себя Его планам, будьте согласны идти туда, куда Ему угодно по Его провидению. Остерегайтесь искать помощи от человека, когда Бог запрещает это, они могут давать тебе только то, что Он дает им для тебя. Зачем горевать о том, что больше не можешь пить из пруда, когда тебя ведут к постоянному источнику, из которого берутся его воды?

Письмо 5. Мир находится в простоте и повиновении.
Культивируйте мир; будьте глухи к своему слишком плодовитому воображению; его великая активность не только вредит здоровью твоего тела, но и сушит твою душу. Ты истощаешь себя бесцельно; мир и внутренняя сладость разрушается твоей неугомонностью. Думаешь, Бог может говорить посреди такого шума, возбужденного твоей непрерывной спешкой мысли? Будьте тихи и скоро Его услышите.
Отвечайте на всякую мелочь, чтобы быть скрупулезно послушными. Вы просите утешения; но вы не чувствуете, что вас привели к источнику, и теперь вы отказываетесь пить. Мир и утешение можно найти только в простом повиновении. Будьте верны в послушании независимо от своих сомнений и вы скоро найдете, что реки живой воды потекут по обетованию. Вы получите по мере вашей веры; много, если верите много; ничего, если ничему не верите и продолжаете внимать своему пустому воображению.
Вы бесчестите истинную любовь, предполагая, что ей следует беспокоится относительно пустяков, которые непрерывно занимают ваше внимание; она идет прямо к Богу в чистой простоте. Сатана предстает как ангел света; он принимает прекрасную форму дотошнной любви и чуткой совести; но вы должны знать по опыту беду и опасность, в которые он поведет тебя страстными колебаниями. Все зависит от твоей верности в отвержении его первых попыток.
Если вы станете бесхитростными и простыми в своих желаниях, я думаю, что вы могли бы быть более угодны Богу так, что перенесли бы сотню мук. Обратите все свои заботы к жертве перед лицом Бога. Может ли истинная любить колебаться, когда она нужна для того, чтобы угодить возлюбленному?

В мемориальном кабинете Н.К.Рериха в Государственном музее Востока хранится архив Рерихов, переданный г-жой К.Кэмпбелл-Стиббе в 1977 году вместе с собранием картин Н.К. и С.Н. Рерихов, коллекцией декоративно-прикладного искусства Востока из собрания семьи Рерихов и небольшой библиотекой редких книг. В этом архиве, среди других материалов, имеются 65 писем Н.К.Рериха и 11 писем Ю.Н.Рериха, относящихся к 1934 и самому началу 1935 годов. Это — письма-дневники, письма-отчёты, направляемые регулярно из Харбина, Токио, Пекина в Музей Н.Рериха в Нью-Йорке. Обращение в них, как правило, безымянное: «Родные мои». На конвертах — адрес музея и фамилия кого-либо из членов Правления Музея — чаще всего З.Г.Лихтман (Фосдик), иногда Л.Хорша.

В данной публикации намеренно выбрана одна тема — отношения Н.К.Рериха с Православной Церковью, так как в наши дни ситуация удивительно повторяется. Работая над архивом и читая строки в письмах, относящиеся к этой проблеме, я каждый раз мысленно вела диалог с дьяконом Андреем Кураевым, который совсем недавно поднял мощную волну неприятия Рериха всем православным миром, а иерархов церкви настроил на анафему всей семье Рерихов, провозглашённую Архиерейским Собором в 1994 году. Как настойчиво разъяснял позицию церкви г-н Кураев в газете «Сегодня» (неправомерно ужесточая и искажая даже решение Собора), все те люди, которые привержены взглядам Рерихов, не имеют права переступать порог православной церкви (исключая покаяние), креститься, быть крестными родителями и совершать другие церковные действа.

Н.К.Рерих. Эскиз звонницы в Бариме — селении в Маньчжу-Ти-Го

По одной из центральных программ телевидения как-то было показано, как во дворе православного храма священнослужитель сжигает в костре книги Н.К.Рериха, причём особое внимание камера остановила на книге «Нерушимое» (священник повернул её обложкой к зрителю и немного задержал, прежде чем бросил в огонь). Самое примечательное то, что книга эта призывает любить русскую культуру, всячески работать над собой, приносить наибольшую пользу отечеству. Напомню названия некоторых глав: «Бесстрашие», «Культура Победительница», «Благожелательство», «Достоинство», «Свет опознанный», «Россия», «Великий Облик», «Желанный труд», «Возрождение», «Борьба с невежеством»...

Столкновение Н.К.Рериха с Православной Церковью в 34—35 годах отличалось тем, что тогда за Рериха вступились все крупные церковные деятели, с которыми у Николая Константиновича были прекрасные, уважительные отношения, а нападки шли от газеты «Харбинское Время», которая предоставила свои страницы мелкому церковному служащему, явно выполнявшему чей-то заказ.

Представленная выборка из писем и других архивных материалов необычайно чётко показывает отношение Н.К.Рериха к инсинуациям по поводу его вероисповедания, отношения к православию вообще и к Православной Церкви — в частности. Этот материал был мною использован в докладе на V Международной юбилейной научной конференции, посвящённой творчеству Н.К. и С.Н. Рерихов, проходившей в октябре 1999 года в Государственном музее Востока . Знаменательно, что при том присутствовал и дьякон Андрей Кураев, получивший фактически из уст самого Николая Константиновича Рериха достойный отпор. Как по велению свыше, дьякон вошёл в зал в те минуты, когда только началось чтение доклада. Русская пословица гласит: «Бог правду видит».

27 апреля 1934 (ед.хр.2; лл.2-3 )

Родные, вот мы и в Спатле — хороший отель. ...Проехали снежные, горы, они напомнили Алтай, — для Гималаев малы. Вспоминаю, как Вы все стояли на станции — ещё раз шлю Вам всем великодушие , это непобедимое , великое чувство. Основание всего строительства в великодушии! <...> Там, где вчера могла быть обида или раздражение, или непонимание, там завтра будет единая, боевая, стройная дружина! Словом, не будем даже напоминать о прошлом — слишком величественно будущее. <...> Слишком чуют людские сердца, если где-то есть трещина. Потому пройдём это великое время в полной торжественности!

Конечно, много пены будет кругом. Будьте осмотрительны, ибо придётся отвечать на многие нелепые вопросы. Спасибо Вам всем за ласку, — пусть это качество пребудет с Вами во всех делах. Особенно сейчас нужно накопление друзей во всём и везде.

Н.Рерих

1 мая 1934 (ед.хр.б, л.З )

Морису для его записок: из Харбина сообщали, что видели меня в Шанхае сходящим с парохода. А в Шанхае я вообще не был. Уж не двойник ли?

Ст. департамент сообщал о том, что мы полонили Далай Ламу со всеми его сокровищами. Далай Ламу отпустили, а сокровища забрали.

Н.Рерих

31 июля 1934, Харбин (ед.хр.31, л.3 )

Вчера получили совершенно невероятные сведения о том, что в сыскном отделении имеется масонский журнал «Алатас». А также какая-то чепуха о «поручении от американского правительства вводить новую религию для разложения православия». Очевидно, человеческая глупость и подлость бездонны и неисчерпаемы. Если есть Беспредельность Света, то, как видите, есть и почти беспредельность тьмы. Тем более нужно надеяться, что полновесные сообщения Сав. будут особенно полезны. Странно подумать, что именно бедный «Алатас» сделался мишенью каких-то нелепостей. Кроме того, говорят, что имеется и второй номер того же масонского журнала «Алатас» в здешнем Христианском Союзе Молодежи, но выдаётся лишь особо посвященным. Какая нелепая, но и вредная чепуха. Мы просили: нельзя ли хоть взглянуть на этот таинственный журнал. Трудно даже решить, представляет ли это просто гнусную выдумку, или же где-то и кем-то отпечатан какой-то мерзостный журнал под тем же названием. Будем исследовать и эту очередную гадость.

Н.Рерих

27 августа 1934 (ед.хр.37, л.3 )

Имею сведения, что некий Г.Иванов собирается «разоблачать моё масонство» в своей, скоро выходящей книге. По устному сообщению, речь идёт о какой-то высшей масонской ложе «Арарат». Откуда может проистекать такая безумная ложь — даже вообще невозможно себе представить.

Н.Рерих

7 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.1 )

Также не могу не рассказать Вам о замечательном проявлении Преподобного Сергия. Я уже писал Вам, что некий человек в своей вновь выходящей книге допустил какие-то злокозни о каком-то моём масонстве и о масонском знаке знамени. Затем произошло следующее знаменательное проявление. Заведующий типографией, где печатается эта книга, уже и раньше имел два сна-видения, связанных с Преподобным Сергием. Теперь же он видел сон, от которого проснулся с необычайным сердцебиением. <...> Человек проснулся в трепете. После этого видения, даже не связывая его со своими поступками, он пошёл в типографию и самовольно, даже без ведома автора, вынул из книги всё, касавшееся знамени и меня. Разве это не является одним из многих светлых проявлений Преподобного. Действительно, разве чудо не у дверей?

Н.Рерих

10 сентября 1934 Харбин (ед.хр.2, л.7 ) — копия письма архиепископу Мелентию

Высокопреосвященный Владыка,

Прочтя в газетах об учреждении Объединяющего Университета Святого Владимира, приношу Вам, как Председателю Комитета сего, своё искреннее поздравление. Искренне радуюсь этому объединительному благому событию. Также прошу Вас передать Обществу «Икона» прилагаемую мою статью- приветствие.

При этом, как я уже и говорил в нашей недавней прошлой беседе, прошу Вас принять для Ваших покоев мой эскиз церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского, а также воспроизведение моей картины «Святой Сергий Радонежский», оригинал которой хранится в моём Нью-Йоркском Музее. Также прилагаю при сём снимки моих эскизов для предположенной церкви в Бариме, памятую Ваше любезное одобрение этого моего проекта. Дай Бог, чтобы светлое храмостроительство, возглавляемое Вами, достославно процветало во славу истинного Православия и будущего строительства нашей Родины.

Испрашивая благословение Вашего Высокопреосвященства, имею быть душевно почитающий Вас

Н.Рерих

10 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.8 ) — копия письма к архиепископу Нестору

Высокопреосвященный Владыка,

В прошлый раз вы мне говорили о будущем хранилище при Доме Милосердия, Вами созидаемом. Каждое Ваше благодатное начинание особенно звучит в сердце моём. Прошу Вас принять от меня три оригинала моего проекта для будущей церкви в Бариме, а также несколько воспроизведений с моих религиозных картин. Пусть это будет моим вкладом в Ваше новое хранилище. Также посылаю Вам мою статью-приветствие Обществу «Икона», наверное она будет близка Вашему сердцу.

Испрашивая благословения Вашего Высокопреосвященства, остаюсь сердечно почитающий Вас

Н.Рерих

Н.К.Рерих. Эскиз часовни в Бариме

11 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.3 )

Я передал Архиепископам Мелентию и Нестору предметы, указанные в прилагаемых копиях моих писем. Не скрою, что наряду со справедливыми Иерархами среди духовенства есть лица, вполне отрицательные. Вместе с именем пресловутого иеромонаха Иоанна запишите также имя некоего Игумена Филарета. Особенно прискорбно, что лица, якобы посвятившие себя Христову служению, не могут освободиться от клеветнических наклонностей. Не будем судить их: они сами себя осудят и даже очень быстро.

Н.Рерих

12 сентября 1934. Дом Милосердия в Харбине — копия письма архиепископа Нестора

Глубокоуважаемый, добрейший, дорогой Николай Константинович. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам глубочайшую благодарность и признательность за ту доброту, внимательность и заботы, которыми окружаете Вы наш Дом Милосердия. Ваша добрая помощь в трудную минуту существования Дома Милосердия, Ваш чудный дар — древние священные образы русских икон и, наконец, Ваш бесценный вклад в наш скромный музей — Ваши творения, на которые с восторгом и благоговением взирает весь мир, — всё это Ваше доброе внимание наполняет наши сердца чувством глубокой, искренней и самой пламенной благодарности. И мы глубоко верим, что та тесная духовная связь, фундамент которой Вы заложили Вашим добрым вниманием, будет разрастаться и крепнуть в дальнейшем, и мы никогда не лишимся Вашего доброго расположения.

Вместе со всеми насельниками Дома Милосердия возношу я Господу богу молитвы о Вашем здравии и благопоспешении и с чувством искренней благодарности призываю на Вас и труды Ваши благословение Божие.

Преподобный Сергий Радонежский, которого так свято чтите Вы, святым молитвам которого с любовью посвящаю наш скромный музей-хранилище, да будет Вам всегда помощником в Ваших трудах.

Молитвенно призываю Божие благословение на Вас и дела Ваши. С любовью во Христа вседушевно расположенного к Вам, Ваш постоянный богомолец

Архиепископ Нестор

13 сентября 1934, Харбин (ед.хр.2, л.4 )

Радостно наблюдать, как лучи Преподобного Сергия рассеивают тьму. Не успел Игумен Филарет клеветнически просветиться, как на вчерашнем церковном торжестве Нестор произнёс по моему адресу многолетие с блестящей речью, в которой огненно ответил всем зримым и незримым клеветникам. На торжестве было много духовенства, и сидевший со мною правящий Архиепископ Мелентий говорил, что разошлёт мою статью «Спас» по всей Епархии. Как всегда бывает, так случилось и теперь: видимо потребовался маленький выпад незначительного Филарета для того, чтобы правящие Иерархи покрыли его своим гласным и звучным словом. Я чувствовал веяние луча Преподобного, когда Архиепископ Нестор непререкаемо и звучно утверждал в пространстве.

Н.Рерих

15 сентября 1934, Харбин (ед.хр.7, л.6 ) — копия письма митрополиту Антонию

Высокопреосвященнейший Владыка,

Весьма драгоценным для меня было недавнее письмо Ваше. Рад сообщить, что как правящий Архиепископ Мелентий, так и Архиепископ Нестор, окружают меня здесь заботливым вниманием, чем премного способствуют моей работе во благо нашей Родины и храмостроительства. Представляю Вам при сём мою недавнюю статью «Спас», снимок с моей последней картины «С нами Силы Небесные ныне невидимо служат» и снимки моего проекта деревянной церкви в Бариме, селении в Маньчжу-Ти-Го (см. рис. — Ред .), а также оттиск статьи г-на Шмидта о моём религиозном творчестве. Я очень рад, что в очерке из биографий моих подчёркнуто упоминание Вашего светлого имени, ибо я всегда с особой сердечной устремлённостью вспоминаю Ваши многоценные для меня указания и радушные споспешествования моим работам.

Шлю Вам, Высокопреосвященнейший Владыка, мои самые сердечные пожелания и, испрашивая молитвы Ваши, имею быть душевно преданным

Н.Рерих

17 сентября 1934, Харбин (ед.хр.38, л.5 ) — копия письма протоиерею М.Филологову, заступающему место председателя харбинского Патриархального Совета

Ваше Высокопреподобие,

С чувством радости получил я подписанное Вами извещение от 15 сентября об избрании меня почётным членом общества «Икона».

Уже во многих моих книгах и статьях мне приходилось утверждать и выяснять великое значение Русской Православной Иконы. И потому я принимаю настоящее избрание не только как официальный акт, но со всею сердечностью и желанием посильно быть полезным высоким задачам вновь образованного общества.

Прошу Вас передать членам общества мою искреннюю признательность и надежду на дружную, успешную и светлую совместную работу.

Поручаю себя молитвам Вашего Высокопреподобия, остаюсь сердечно уважающий Вас

Н.Рерих

29 сентября 1934, Харбин (ед.хр.1,л.1 ) Из статьи в газете «Русское слово»

Вы видите любопытные намёки на антихриста и понимаете, до какого безумия может доходить человеческое невежество. И в этом случае мы видим ту же старую истину, что подобные оппоненты не могли бы по своему невежеству и глупости никогда быть нашими друзьями. Пробный камень продолжает действовать и безошибочно отделяет желательный и — грязный, негодный элемент. По совету одного здешнего юриста, отвечаю лишь списком символа веры. По моему мнению такой ответ уже граничит с общественным скандалом, но по уровню сознания многих этот ответ признаётся самым действительным. Можете ли Вы себе представить, чтобы в бывшей России какой-либо из современных писателей или художников — Толстой, Чехов, Андреев и Репин — были бы поставлены в необходимость на страницах газет печатать символ веры, это было бы Всероссийским скандалом. Но сейчас, видно, человеческое безумие зашло так далеко, что ничего другого и придумать нельзя, и вероятно совет здешнего юриста, знающего общественный уровень, имеет правильное значение. Конечно кому-то это происшествие напомнит времена Саванароллы и Леонарда. Кто-то будет изумляться, что инквизиция средневековья благоденствует и до сих пор. Будем брать вещи так, как они есть. Хуже всего соображать только и не знать, и не считаться с действительностью. Конечно, и сей инцидент, как всегда, будет обращен лишь на пользу. Уже вчера у меня был пресловутый отец Филарет, о котором я писал уже. И, по-видимому, не только извиняясь за прошлые свои проступки, но ушёл уже в совершенно другом настроении. Остаётся лишь пожалеть, что даже духовные отцы сперва говорят, а потом устанавливают своё мнение. Не забудем, что автору пресловутой статьи исполнилось 27 лет и, по словам того Филарета, «статья неожиданно оказалась сильнее, чем можно было предположить». Тем самым он выпал, что статья уже предполагалась. И ещё Вам будет интересно знать, что уже две недели до этой статьи мне передавали, что некая большевиствующая особа искала здесь писателя, который бы написал что-либо о моём безбожии, ибо — «Это сейчас нужно для Харбина». Итак, и в этом мы имеем не что иное, как давно знакомое вредительство сил тёмных. Значит, ещё раз устремим всю бдительность и внимание. <...>

Духом с Вами Н.Рерих

Продолжение того же письма (ед.хр.1, л.4 ). После подписи написано Н.К.Рерихом.

Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере:
1400 церковных советов православным - вопросы верующих и ответы святых праведников.

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.

Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
к архиепископу и митрополиту - «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

Сами священнослужители не должны именовать себя отцами.
При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д.
Неуместно, когда священник представляется: отец Павел.
Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.

В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «Паносиологиотате» (греч. Πανοσιολογιωτατε - Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.).
К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Паносиотате» (греч. Πανοσιοωτατε - Ваше Преподобие).
К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Айдесимологиотате» (греч. Αιδεσιμολογιωτατε - Ваше Преподобие) и «Иерологитате» (греч. Ιερολογιωτατε).
К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Айдесимотате» (греч. Αιδεσιμωτατε- Ваше Преподобие) и «Евлабестате» (греч. Ευλαβεστατε).
К любому правящему архиерею обращаются: «Себасмиотате» (греч. Σεβασμωτατε), к викарному архиерею: «Теофилестате» (греч. Θεοφιλεστατε), такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Панеиротате» (греч. Πανιερωτατε).

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»;
к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство».

Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной).

Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные - на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется).

Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

Всякое письмо состоит из следующих частей:
1) указания адресата, обращения (адрес-титул),
2) рабочего текста,
3) заключительного комплимента,
4) подписи и даты.

1. Адрес-титул.
В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
«Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему (имя),
Архиепископу (название кафедры),
Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
Его Высокопреподобию (Преподобию)
Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

Адрес-титул - это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например:
«Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху),
«Ваше Величество» (в письме к монарху),
«Ваше Превосходительство» и т. д.

2. Рабочий текст.
Рабочий текст пишется в произвольной форме, соответствующей случаю.

3. Комплимент.
Комплимент - это выражение вежливости, которым заканчивается письмо.

4. Подпись и дата.
Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер.
Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест.
Например: «† Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский».
Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.
После подписи можно написать: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви

Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата
Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя)
Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя)
Игумен
Архимандрит Протоиерей
Протопресвитер Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)
Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)
Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)
Архиепископ
Митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), архиепископу (кафедра)
Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви - Патриарха, Митрополита, Архиепископа - всегда пишется с прописной буквы.
Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви.

Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский.
Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается.

Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество» (точнее даже: «Ваше Всесвятейшество»), все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка».
Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси.
Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество».

В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан.
Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе).
Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо.
Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера.
Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание.
Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии».

Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения.
Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки - здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности.
Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица - «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи).
То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас - прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам.

При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента - фразы, завершающей текст.
Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения.
Примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне.
Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

Ниже приведены примеры адрес-титулов и комплиментов, используемых при переписке.

Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:
Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
Дорогой и глубокочтимый Владыко!
Дорогой и досточтимый Владыко!
Дорогой и сердечночтимый Владыко!
Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
Многоуважаемый батюшка, отец…!
Возлюбленный о Господе брат!
Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
Достопочтеннейшая о Господе…!
Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие!
Благожелательно о Господе приветствую мать игумению…!

Примеры комплимента:
Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим …
Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю …
Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю …
С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник …
Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся …
Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник …
С братской любовью о Христе …
Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю …
Благословение и милость Господня да пребудет с Вами …
С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный …
Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный …
Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный …
Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный …
Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный …
Вашего Преосвященства недостойный послушник …
Вашего Преосвященства смиренный послушник …
Вашего Преосвященства нижайший послушник …

Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми.

Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану;
письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением»,
а письма мирян или священнослужителей к архиерею - комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

Формы обращения, принятые в инославном мире.

1. К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш …» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств).

2. Официальный титул кардинала - «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ… (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал(-Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш …», «Имею честь быть Вашего Преосвященства ______ покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении».

3. Официальный титул архиепископа - «Его Светлость, Лорд Архиепископ… (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ…»; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш …», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении».

4. Официальный титул епископа - «Его Преосвященство Лорд Епископ… (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ…»; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш …», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

5. Католические или епископальные священники, протестантские священники и другие духовные лица имеют официальный титул - «Преподобный», «Господин Аббат/Пастор»; обращение: «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор»; комплимент: «(Весьма) искренне Ваш», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш», «Примите, Господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении».

Слова «Господин» и «Госпожа» всегда сокращаются до «Г-н» и «Г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии.

Такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма.

К муфтию обращаются: «Превосходительство» и в комплименте пишут: «в моем весьма высоком уважении».

Для кадиев обязательно употреблять обращение: «Превосходительство» и комплимент: «В моем высоком уважении».

Похожие публикации