Икт в коррекционной работе. Использование икт в работе учителя-логопеда доу

Использование ИКТ в работе учителя- логопеда.

Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития школьников и служить мощным техническим средством обучения. Большое количество всевозможных компьютерных программ Microsoft: Power Point, Excel, Word вполне можно использовать в своей работе любому педагогу, как для повышения эффективности учебного, воспитательного и коррекционного процессов, так и для повышения уровня своей квалификации и профессионального мастерства.

Контингент школьников, обучающихся в нашей школе, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку школьников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является – мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи школьников учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера в логопедической работе позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Таким образом, новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций по лексическим темам: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные» и т.д., облегчает работу, сокращает время, затрачиваемое учителем-логопедом на ведение необходимой документации.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как эти занятия часто носят монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». Тем более что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется и синдром дефицита внимания и гиперактивности. В работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход, так как они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях.

Используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, учитель-логопед при этом решает следующие задачи: повышение мотивации детей к логопедическим занятиям; формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом; адекватная оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой; положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить – одна из центральных задач в логопедической работе. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей школьного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно»,которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей,позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. В процессе занятий на компьютере у детей улучшаются память и внимание, так как передаваемая информация в привлекательной для ребенка форме, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Работая с компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это реальные вещи, картинки, схемы, слова, числа.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере. Кроме всего перечисленного, компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится более эффективным обучение планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру.

Ребенок в диалоге с компьютерной программой углубляет и расширяет свои знания, «дружественное отношение» компьютера к ребёнку является стимулом в работе и не только повышает уровень знаний по определенной теме, но и демонстрирует потенциальные возможности использования компьютера в дальнейшей педагогической деятельности. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем – логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом. Ребенок воспринимает логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. Общаясь с компьютерным героем во время занятия, ребенок начинает спрашивать логопеда о том, что нужно сделать, чтобы выполнить то или иное задание. Он радуется, когда «независимый» компьютерный герой «дарит» ему подарки. Ребенок при этом постоянно стремится исправить свои ошибки, чтобы его «компьютерный друг» и логопед похвалили его. При этом и у логопеда появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы. При использовании компьютерных программ на занятиях логопеду необходимо знать правила безопасной работы с компьютером, кроме того, не использовать не апробированных и научно необоснованных программ, что может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Логопед должен следить, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончанию занятия зрительную гимнастику необходимо повторить.

ЛИТЕРАТУРА:

Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59

Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2003

Использование ИКТ

в работе учителя-логопеда

Подготовила:

учитель-логопед

Крыса М.В.

Использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда

Информационно-компьютерные технологии могут использоваться в научно-методической работе учителя-логопеда, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:

· оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса и средствами Microsoft Office (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации для педагогов и родителей, задания с материалом для закрепления дома, буклеты, памятки, брошюры и т.д.);

· создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения.

· использования программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований.

· использования различных графических редакторов и программ (WinRaR , PinnacleStudio Plus , Windows Movie Maker , Adobe Photoshop CS 3, Microsoft Office ) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;

В данном случае ИКТ является средством создания, хранения информации и инструментом её обработки.

Пользование информационной сетью Интернет даёт учителю–логопеду возможность повышать своё профессиональное мастерство , узнавать самые последние новости в сфере коррекционной работы с детьми;

· находить нужные материалы для работы;

· презентовать себя в Сети, создавая сайт или страницу на сайте учреждения.

· участие в Интернет-проектах, конкурсах, мастер-классах;

· повышать уровень самообразования и компетентности с помощью Интернет-ресурсов, дистанционных мероприятий.

Также появилась возможность создания электронного портфолио педагога.

В этом случае ИКТ помогает систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, проанализировать собранный материал, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных с помощью программы Power Point, Flash и других программ.

Чтобы «заданиями-играми» ребенок мог управлять самостоятельно без помощи взрослого, Презентацию нужно перевести в Демонстрацию Power Point , и она предстает перед ребенком в форме «игры». А такого рода «игры» уже можно использовать и в работе с родителями. Если дома есть компьютер, то мини-игры можно давать родителям для отработки затруднений в домашних условиях. Это возможно, поскольку они сделаны в стандартной программе, легко копируются и в этих «мини-играх» интуитивно понятное управление.

Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Материально-техническая база.

Использование современных технологий невозможно, если нет соответствующей материально-технической базы, позволяющей применять ИКТ в работе с детьми. Это так называемые аппаратные средства ИКТ: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная доска; принтер и копировальные устройства; сканер; видеомагнитофон; телевизор; музыкальный центр; цифровой фотоаппарат; видеокамера; магнитофон. Эти средства информационных технологий за последние десятилетия сделали возможным, реальным и удобным сбор различных видов информации об окружающем мире.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.

Разновидностью компьютера является планшетный персональный компьютер, - разновидность , оформившаяся после презентации аппаратно-программной платформы в ноябре . Оборудованы и позволяют работать при помощи или пальцев как с использованием, так и без использования и .

Ещё одним из наиболее распространённым средством ИКТ является телевизор. Телекоммуникация играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения.

Сбор цифровых образов окружающего мира ребенок дошкольного возраста ведет с помощью цифровой фотокамеры . Постепенно он приобретает ИКТ-квалификацию получения качественных снимков параллельно с ИКТ-компетентностью, выражающемся в точном выборе объекта для съемки, отборе снимков в соответствии с заданной целью, выборе имен для снимков и папок, куда снимки складываются. Ребенок получает предметную компетентность в области обучения грамоте и развития речи, выражающеюся в правильном написании имен папок, умении построить свой рассказ по фотографии.

Сканер является необходимым цифровым инструментом учебно-воспитательного процесса. Он позволяет свободно использовать существующие нецифровые информационные источники, в том числе изобразительные работы самих детей, найденные ими картинки и т.д.

Интерактивная доска позволяет педагогу включать экранную презентацию записи от руки, пометки и т.д. прямо в ходе выступления, выделять обводной на экране отдельные объекты и многое другое.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.

Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Формирование лексико-грамматических категорий: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование.

Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность.

Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов.

Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе. Любые задержки и нарушения в развитии речи ребенка отражаются на формировании его личности и поведения, определяя его будущее.

В последнее время, наряду с логопедическими группами, в детских дошкольных учреждениях, открывают логопедические пункты. Относительно новая форма организации логопедической помощи была выбрана неслучайно. Значительный рост детей с речевой патологией и отягощенность логопедических диагнозов соматической и неврологической симптоматикой, стало предпосылкой для поиска наиболее эффективных форм организации и методов коррекции речевого развития.

Преимущество логопедический пункта в том, что он охватывает большее количество детей с нарушениями речи, однако такая организация работы имеет свои особенности: разнообразие речевых расстройств вынуждает логопеда проводить занятия в индивидуальной или индивидуально-подгрупповой форме. Недостаточная заинтересованность родителей в конечном результате, сжатые сроки коррекции и не сформированность произвольного внимания дошкольников, обусловило применение ИКТ в процессе коррекции речи на дошкольном логопункте. Компьютерные технологии, являясь мощным средством оптимизации логопедического воздействия, не только помогают приобрести и закрепить ранее полученные знания, но и эмоционально раскрепощают детей, активизируют и побуждают к познавательной деятельности.

Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.

Возможностями ИКТ логопед может пользоваться на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка – логопата до формирования связной речи. Регулярное использование компьютерных технологий, позволяет специалисту накопить банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, логопедические тренажеры и аудиоматериал по всем направлениям коррекционной работы.

После зачисления на логопункт, ребенок с нарушением речи проходит детальное логопедическое обследование для постановки специалистом правильного диагноза. Процедура достаточно длительная и не всегда интересная.

· Обследование звукопроизношения (исследуемый звук должен находиться в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным);

· Обследование проверяемых звуков во фразовой речи;

· Обследование произношения слов сложной слоговой структуры;

· Обследование фонематического восприятия (определение местоположения заданного звука в слове, подбор слов на заданный звук, проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и т.п.);

· Обследование грамматического строя речи (согласование слов в словосочетаниях и предложениях, понимание рода, числа и падежа, употребление предлогов и т.п.);

· Обследование состояния словарного запаса у ребенка и т.д.

Каждое направление логопедического обследования невозможно, да и не нужно заменять компьютерными играми, а вот некоторые задания можно разнообразить с помощью ИКТ. Это вызывает большой интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимационных изображений. На этом этапе я применяю презентации – картинки на все группы звуков .

Этап формирования артикуляционной моторики, укрепления мышц речевого аппарата и выработки целенаправленной воздушной струи, может продолжаться достаточно долго. Это объясняется необходимостью прочного закрепления нужного двигательного навыка. Использование слайдовых презентаций с различными комплексами артикуляционных гимнастик со стихотворным сопровождением, поможет поддержать интерес и работоспособность ребенка, в этот «технический» период работы над звуком.

И даже на этапе постановки звука, где ведущую роль играют подражание и объяснение, возможно применение компьютерных технологий. Без наглядности, усвоение артикуляции звука для дошкольника представляет определенную трудность. Схематическое изображение артикуляционного уклада звука не всегда может быть понятно ребенку – дошкольнику, а динамические профили артикуляции, где можно управлять подъемом язычка и самому исправлять неправильный артикуляционный уклад, создают устойчивый зрительный образ артикуляции коррегируемого звука.

Но самое широкое использование компьютерных технологий возможно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Для отработки правильного произношения поставленного звука необходимо многократное повторение одного и того же материала. Ребенок не хочет заниматься, ему просто надоедает ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок с целью автоматизации звука и т. д. И тогда у специалиста возникает необходимость длительное время удерживать интерес дошкольника к логопедическим занятиям, не утратить желание воспитанника научиться правильно произносить звук. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Звук и буква С», «Домашний логопед», а так же авторские игры – презентации, предотвращают утомление, поддерживают у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом.

На просторах интернета можно найти большое количество авторских логопедических презентаций для автоматизации и дифференциации любых звуков.

Возможно применение компьютерных технологий и для формирования лексико-грамматических средств языка. Презентации – игры «Один – много», «Сосчитай до пяти», «Четвертый лишний», «Кто спрятался?», «Назови ласково», «Сделай предмет маленьким» и многие другие, за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, делают процесс формирование лексико-грамматических категорий более интересным и помогают добиться желаемого результата.

Незаменимым средством для развития чувства ритма, слухового внимания, памяти и мелкой моторики являются аудиопрограммы:

- «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

- «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

- «10 мышек - пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

- «Пять поросят. Пальчиковые игры от 2 до 6» Екатерины Железновой.

- «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

- «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

Данные аудиопрограммы целесообразно использовать не только учителю – логопеду, но и воспитателям, музыкальным руководителям, физинструкторам, как полноправным участникам всестороннего коррекционного процесса в дошкольном учреждении.

ПРИНЦИПЫ

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ

требует соблюдения определенных дидактических принципов.

1.Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышать интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Руководствуясь принципом научности, помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

3. Реализуя принцип доступности, отобрать наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

4.Принцип систематичности и последовательности, обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

5.Принцип индивидуального обучения, ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

6.Принцип воспитывающего обучения, использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

7.Принцип интерактивности компьютерных средств, использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Таким образом, соблюдение традиционных дидактических принципов создаст благожелательную атмосферу на занятиях, проводимых с использованием ИКТ.

Задачи, решаемые в процессе использования информационно-компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях В последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

Знакомство детей с компьютерными программами;

Преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

Формирование и развитие навыков учебной деятельности;

Дошкольный логопункт, как форма организации логопедической помощи имеет ряд особенностей: преимущественно индивидуальная форма работы, ограниченные во времени сроки коррекции и широкий спектр логопедических диагнозов. Все это определяет целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

Возможности компьютерных технологий неограниченны - каждый день появляются новые игры и презентации. Они охватывают все направления работы учителя – логопеда: от диагностики до развития интонационной стороны речи. И такое разнообразие не может не радовать специалистов, ведь применение ИКТ в работе с дошкольниками, не только намного облегчает труд логопеда, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов коррекции речевых нарушений.

Во время работы с компьютером необходимо периодически переводить взгляд ребенка от компьютера в сторону каждые две минуты на несколько секунд. После окончания работы обязательно проводится зрительная гимнастика. Пример: упражнения « Стрекоза», «Гусеница».

Выдох.

Упражнения предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности, для формирования ротового выдоха, плавности и длительного выдоха. Упражнение также может быть использовано для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией, дизартрией. В процессе отработки диафрагмального дыхания компьютерный тренажер может быть использован как вспомогательное средство, помогающее увеличить длительность и выработать плавность выдоха. Одновременно проводится работа по формированию ротового выдоха, ребенку предлагаются игры на дутье: «Задуй свечки», «Дудочка», «Чашка чая».

В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно – коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего учреждения:

Табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

Графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);

Звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

Видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

Анимация;

Картинки;

Фотографии;

Слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

Логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе» с Лунтиком и др.

Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, уточняются, формируются и закрепляются зрительно – пространственные ориентировки – презентация «Шалунишка», «Где спрятался?», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Правильная организация занятия вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребенку предлагается совместная работа по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приемы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребенка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребенок самостоятельно осуществляет программные задания.

На занятии первоначально отрабатывается слоговая структура хорошо известных и знакомых слов, затем малоизвестных и неизвестных слов ребенку. Используются следующие виды работ:

    Упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;

    Упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);

    Упражнения на составление фразы по образцу;

    Самостоятельное составление фразы.

Для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррекционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.

Важным моментом в работе логопедов стало применение компьютерной диагностики, которое позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, построение графиков и создания речевого профиля. Используя стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, можно разработать тетради на печатной основе для уроков произношения. Благодаря их применению увеличится плотность урока, повысится эффективность формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:

Использование игровой формы обучения;

Полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;

Дифференцированный подхода к обучению;

Объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;

Формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

Повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);

Формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом, педагогами и родителями;

Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно – развивающем процессе;

Экономия временных ресурсов.

Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах.

Заседание ШМО №1.

Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

При использовании ИКТ на логопедических занятиях в школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено

на включение в работу всех анализаторных систем.
Коррекционно-развивающие игры с использованием компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.

Позволяют:

Повышать речевую мотивацию;
повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- обеспечение психологического комфорта на занятиях;
- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
- формирование личности ребёнка в целом;
- повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка . В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
  • развитие знаковой функции сознания;
  • развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

  • компьютерные логопедические тренажёры;
  • компьютерные тесты;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

  • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
  • веб-страницы и веб-сайты;
  • подборки компьютерных тестов;
  • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Развивающие и обучающие компьютерные программы:

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу « Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект « Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

  • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
  • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
  • Несколько уровней сложности в каждом задании.
  • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
  • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

« Учимся читать. Страна Буквария » («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

  • Понятие буквы как графического символа звука,
  • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
  • Смыслообразующая роль буквы в слове,
  • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
  • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

« Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык » из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

Также применяю следующие развивающие игры-тренажёры : СД-диск «Подарок первокласснику» (для детей 6-7 лет); «Учимся читать» ; «Учусь читать и считать» ; «Скоро в школу!»; «Азбука. Как Мышонок читать учился» (4-7 лет), «Баба-Яга учится читать», «Трое из Простоквашино. Дядя Фёдор идёт в школу».

Курс « Супердетки: тренировка быстрого чтения » («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

  • Быстрый поиск
  • Половинки слов
  • Поврежденный текст
  • Скорость и понимание

Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Розова Вера Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 99"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
Дата публикации: 05.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методическая тема

Розовой Веры Владимировны,

учителя-логопеда детского сада № 99

г. Рыбинска

Рыбинск, 2016 год

Введение_____________________________________________________ 3-4

Глава 1.

1.1 Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших

дошкольников________________________________________ 5-7

1.2 Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми_______________________ 8-9

Принципы

организации

учителя-логопеда

использованием

информационно-коммуникационных технологий___________________10-13

коррекционной

логопедической

применением

ИКТ___________________________________________________________14-16

Глава 2.

Заключение____________________________________________________

Список литературы_____________________________________________

Приложение____________________________________________________

Введение

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено

исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка

с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники,

взрослые,

овладение

приобретений в дошкольном возрасте.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями

соответственно,

возникает

необходимость

наиболее

эффективного

обучения

Известно,

использование

коррекционной

разнообразных

нетрадиционных

методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с

различной

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития

цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных

технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений –

необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем,

делающий

эффективными

презентабельными

направления

профессиональной деятельности.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики

является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового

речевого

развития

отмечают

применение

компьютерной

позволяет

оптимизировать

педагогический

индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно

повысить

эффективность

деятельности.

структура

нарушений

определяет

необходимость

проведения

планомерной

системной

коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному

способствуют

специализированные

компьютерные

технологии.

применение

компьютерных

технологий

процессе

коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и

Цель

разработать

коррекционно-логопедической

дошкольниками

использованием

информационных

компьютерных

технологий.

Задачи:

Способствовать

повышению

мотивационной

готовности

совместной деятельности с логопедом.

Формировать

активную

полноправного

участника

коррекционного процесса.

3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные

навыки, высшие психические функции.

4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой

деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со

сверстниками и взрослыми.

Осуществлять

индивидуализацию

коррекционного

процесса,

учитывая

образовательные потребности каждого ребенка.

Изучение

специальной

литературы

показывает,

большинство

разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые

стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и

своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей,

страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий,

научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность

исследования данной темы.

Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений

старших дошкольников

Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению

речевыми

нарушениями.

компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а

затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования

таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и

внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность

ребенка к обучению.

Недоразвитие

вербальной

нарушения

внимания

неустойчивости

концентрации

необходимым

проведение

целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае

применение

информационных

компьютерных

технологий

становится

особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в

привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и

делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать

трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая,

заданную

компьютерной

программой

проблемную

ситуацию,

стремиться

достижению

положительных

результатов,

подчиняет

действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных

средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества,

как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерная

призвана

учителю-логопеду

коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно

сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно

делать то, что делали раньше.

Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По

исследований,

запоминает

услышанного

увиденного,

одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче

заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой

и зрительной информации.

Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше

его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а

приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими

способностей,

соответствует

требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного

материала

задуматься

использовании

компьютерных технологий.

Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют

дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих

предусматривает

постоянную

эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных

проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень

часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи

недостаточно

положительной

динамики

речевого

развития

Внедрение

информационно-коммуникативных

технологий

является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не

только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого

использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но

они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная,

притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против

работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения

компьютерных технологий в педагогической практике.

Компьютерные

технологии

позволяют

создавать

потребностей каждого ребенка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети

имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных

моментов

позволяет

заинтересовать

помогает

разнообразить

коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение

не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,

сопровождающихся звуковым оформлением.

Разработанные

материалы,

применяемые

различных

коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и

использоваться

гармоничном

сочетании

традиционными

технологиями

логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной

использовании

учителем-логопедом

выделить

преимущества,

информационная

компактность,

доступность,

наглядно сть,

эмоциона льная

привлекательно сть,

м о б и л ь н о с т ь,

многофункциональность,

процессе

обучения

положительным

результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и

делает более эффективной.

Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми

Информационно-коммуникативные

технологии

перспективным

средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные

варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной

электроники и телекоммуникаций.

использования

отечественной

педагогике

положены

психолого-педагогические

методологические

положения,

разработанные

Л.С.Выготским,

П.Я.Гальпериным,

В.В.Давыдовым,

А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств

обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В

последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

специального

обучения

характере

профессионального

мышления

специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется

в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли

бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми

познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов,

О.И.Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют

специалиста

коррекционного

обучения,

дополнительный

возможностей

коррекции

отклонений

развитии

ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику,

необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать

пользоваться

компьютером

применять

компьютерные

технологии для их развития и коррекции нарушений речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в

развитии,

предполагает

использование

специализированных

адаптированных

компьютерных

программ

обучающих,

диагностических

развивающих).

применения

профессиональной

компетенции

педагога,

использовать

возможности,

включать

информационные

технологии

обучения

каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а

предоставляя

воспитаннику

деятельности.

Приоритетная

применения

специальной

(коррекционной)

педагогике

обучении

адаптированным

информатики

вычислительной

комплексном

преобразовании

обитания,

создании

обоснованных

средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе

речевыми,

готовности

специалистов

компьютерным

программам.

Специальное

включение

компьютерных

программ

логопедического

воздействия,

направленного

преодоление

нарушений

оптимизирует

коррекции

содействует

гармонизации

развития.

Информационные

мультимедийные

учитывают

дошкольного

образования

направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и

комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.

Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием

информационно-коммуникационных технологий

Основываясь,

исследованиях,

посвящённых

разработке

обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим

технологиям

обучения

(В.П.Беспалько,

О.И.Кукушкина),

реализация

инновационных

технологий

коррекционно-развивающей

логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Использование

информационных

технологий

коррекционном

процессе

способствует

активизации

компенсаторных

механизмов

сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а

также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с

зрительное

слуховое

восприятие.

Визуализация

информации

происходит

монитора

до ступных

мультипликационных

символов.

некоторых

упражнениях,

вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры

на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет

сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной

логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые

навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

системного

коррекции

нарушений.

Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и

развитием

следующих

характеристик:

звукопроизношения,

просодических

компонентов

фонематических

процессов,

лексических

грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых

кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь»,

клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и

зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-

логического мышление детей.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с

нарушениями

развития.

Компьютерные

программы

предусматривают

возможность

объективного

определения

актуального

ближайшего

развития

индивидуальной

настройки

параметров

программ.

Упражнения

программ

возрастающей

сложности,

позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные

возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

систематичности

последовательности

обучения.

Структура

компьютерных

программ

позволяют

использовать

полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к

сложному.

до ступно сти

обучения.

з а д а н и й

специализированных

компьютерных

программ

предъявления

соответствуют

возрастным

особенностям

дошкольников.

предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и

объективная

происходят

монитора

доступных

мультипликационных

символов.

Художественное

исполнение

программ

отражает

существенные

изображаемых

объектов,

выдержано

подчинено

коррекционного

обучения детей.

индивидуализации

обучения.

Специализированные

компьютерные

программы

предназначены

индивидуальных

подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с

учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и

их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных

программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач

деятельностной

компьютерной

доступными

средствами осуществляет ребёнок.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В

программах

результаты

деятельности

представляются

визуально

мультипликационных

символов,

исключающих

субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные

шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых

средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной

заведомо

исключает

отрицательную

создания

ситуации

формирования

положительного

преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким

образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх

вариантах

визуально,

звуковом

цифровом

позволяет

дальнейшем

сформировать

самоконтроля

собственной

стратегии

обучения

введения

проблемную

ситуацию.

Практический

дошкольного

возраста

показывает,

применение

игрового

принципа

обучения,

учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной

ситуации

жизненный

дошкольника

позволяет

наиболее

эффективно

учитывать

возрастные

особенности

обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в

зависимости

индивидуальных

возможностей

коррекционно-

образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные

коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования

доступности компьютерного средства обучения.

Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение

героев-помощников.

компьютерным

специально

подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки

путём моделирования ситуации общения.

воспитывающего

обучения.

компьютерными

программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные

качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на

решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при

повышенной мотивации деятельности.

интерактивности

компьютерных

обучения.

Использование

компьютерных

программ

смоделированной

проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной

анимации

символов,

предоставлением

объективной

результатов

деятельности.

компьютера

выступает

забавный

компьютерный

объясняет

ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт

итоговую

промежуточную

деятельности,

дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.

Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного

процесса.

Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у

дошкольного

возраста

развитие

происходит

дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью

представленных

учебно-дидактических

передаются

определенные

знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается

формируются

деятельности,

развивается

логическое

мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность,

сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерно-опо средованное

логопедиче ское

в о з д е й с т в и е

осуществляется поэтапно:

мотивационно-ознакомительный,

обеспечивающий

формирование

мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в

коррекционно-воспитательном процессе с использованием

ИКТ. Основные

направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом

процессе.

Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с

помощью создания ситуации успеха.

Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает

компьютерная программа.

Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более

высокой мотивационной готовности к обучению.

направленный

коррекцию

недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы:

1. Пошаговое,

вариативное

использование

компьютерных

заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

речевого дыхания;

артикуляционного праксиса;

звукового анализа и синтеза;

словарного запаса;

связной речи.

Формирование

сотруднических

взаимоотношений

ребенком

логопедом.

III этап - саморазвивающийся,

формирующий

самоконтроль

п р о с о -

дической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:

Автоматизация поставленных звуков.

Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.

Адекватная оценка ребенком своих действий.

Творческое выполнение заданий.

IV этап - аналитико-диагностический, предназначенный для сбора необходимой

информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.

специалистов

детского

наметить

дальнейший

коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей

эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе

были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы,

взаимодействия

родителями

вопросам

исправления

недостатков в речевом развитии.

Для формирования речемыслительной деятельности в детском саду был

создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих

программ,

учитывающих

закономерности

особенности

речевого

развития детей.

Созданная

медиатека,

позволяет

осуществить

системный

формированию

речемыслительной

деятельности

активным

вовлечением

родителей

логопеда

приобщить

родителей

коррекционной

ознакомить

приемами

обучения

развития

Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.

В состав моей медиатеки входят:

Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в

электронном варианте;

Компьютерные программы для коррекции речи;

Мультимедийные презентации;

Логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках;

Аудиоазбука; фото – и видеоматериалы.

Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть

следующими:

Подготовительный этап:

При проведении артикуляционной гимнастики.

Для развития речевого дыхания.

Как зрительный тренажёр.

При подготовке руки к письму.

Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях

коррекционно-логопедической

деятельности

занимает компьютерная дидактическая игра - КДИ.

деятельности

взаимодействия

компьютера,

ограниченный

правилами

направленный

достижение

обучающей цели.

К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:

целесообразность КДИ

оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения

чёткость правил

динамичность КДИ

решение дидактических целей

чёткая система оценивания

возможность рефлексии после игры

Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

Компьютерные

программы

используемые

коррекционно-

развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

«Игры для Тигры»

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа

Фонематика.

Просодика.

Звукопроизношение.

Игры для Тигры содержат:

упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)

уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

упражнение на звуковой анализ и синтез

лексические упражнения

Всего более 50 упражнений.

Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

Неречевые звуки.

Звукопроизношение.

Речевые звуки.

Развитие связной речи.

Методика

опережающего

обучения.

Подобраны

Предназначена

обучения

занимательных

Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.

I ступень - «Букварик».

II ступень - «Слогарик».

III ступень - «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги

Мерсибо.

Интерактивный

портал

специалистов

90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету,

подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться

заинтересованным

развития

становится

интересным

закрепляет

устойчивую

ассоциацию

""Учиться

здорово!"

Рассчитанные

развивающие

покрывают

большинство

необходимых

подготовки

дошкольников

учеников

младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет

ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на

даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

«Звуковой калейдоскоп»

интерактивных

развития

фонематического

дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и

звуко-буквенного

Большинство

настройки,

которых Вы можете:

выбирать нужные буквы и звуки

устанавливать длительность игры

ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.

Использование

мультимедийных

презентаций

коррекционной

работе с дошкольниками

Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными

воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной

работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью

программы

Point. Благодаря

последовательному

появлению

изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более

внимательно

Использование

анимации

сюрпризных

моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети

получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде

картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

1. Неисчерпаемый источник информации.

2. Развитие познавательной активности ребёнка.

3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

4. Повышение мотивационной составляющей.

5. Формирование учебной деятельности.

6. Доступность изложения материала.

7. Наглядность и красочность подачи материала.

Компьютерные

технологии

позволяют

создавать

использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

потребностей каждого ребенка.

Мною были созданы следующие презентации:

«Маша готовится к школе» (Автоматизация звука Ш)

«Лиза Барбоскина учится говорить звук Р» (Автоматизация звука Р)

Барбоскина

говорить

(Дифференциация

звуков Р и Рь)

Гармоничное

сочетание

традиционных

применени ем

презентаций

программе Power

позволяет

существенно

повысить

мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на

преодоление речевых нарушений.

программа

позволяет

подготовить

презентацию

логопедическому

материал

представлен

звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать

визуальный канал восприятия информации дошкольников (цветовая

анимационные

помогают

удерживать

произвольное

внимание

детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка

помогает

происходит

логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.

Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в

программе. Презентации смотрим с детьми на логопедических занятиях и в

режимные моменты.

Презентации могут быть любого типа:

просто картинки или фотографии с подписями;

по художественным произведениям;

анимированные, обычно по сказкам и стихам;

музыкальные

ознакомления

различными

музыкальными инструментами.

Используя

коррекционно-развивающей

инновационно-

коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии

здоровья

дошкольников.

Изучив СанПиН

"Санитарно-

эпидемиологические

требования

устройству,

организации

режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от

подобрала

выполняю

следующие

упражнения:

Комплексы упражнений для глаз.

Комплексы упражнений физкультминуток.

Комплексы упражнений физкультурных пауз.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

вышесказанного,

выделить

положительные

использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:

Целенаправленное

применение

компьютерных

программ

процессе

логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более

объективно

дифференцированно

возможности

Разработанная

дифференцированного

индивидуального

компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению

нарушений

составляет

своеобразное

методической

технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Компьютер

становится

необходимым

средством

обучения

нарушениями речи.

3. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к

логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной

активности, способствует повышению самооценки ребенка.

Мы считаем, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-

логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность

логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных

программ

эффективным

способом

формирования

правильной речи и коррекции ее недостатков.

ЛИТЕРАТУРА

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-

развивающим занятиям. – М., 1994.

информационные

технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. - № 2.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

Кукушкина

Применение

информационных

технологий

специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки,

внедрения.// Логопед. – 2005. - № 7.

Лизунова

Использование

информационно-коммуникативных

технологий в логопедической работе. // Логопед. - 2006. - № 4.

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная

комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина,

Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у

детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи.

М.: АРКТИ, 2001.

Комарова

Комарова

Информационно

коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-

С и н т е з,

10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная

речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. -

1998. - № 1.с.47-55.

Королёва

«Использование

информационных

технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание »,

Бревнова

«Дошколёнок

компьютер»,

« У ч и т е л ь » ,

В о л г о г р а д,

Кукушкина

Компьютер

специальном

обучении.

Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001.

Лизунова

Использование

информационно-коммуникационных

технологий в логопедической работе.

Похожие публикации