Криминология как наука. Предмет и методы криминологии

Криминология как наука, ее предмет, методология и место в системе других наук

§ 1. Понятие криминологии как науки и ее предмет

Криминология - это учение о преступлении (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение"). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты ; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Предложенное определение отражает социально-правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость.

Определение предмета криминологии является отправным моментом для понимания ее сущности и содержания. В то же время сведение содержания науки криминологии только к перечислению элементов ее предмета недостаточно, ибо определение науки должно отражать ее место в общей системе научных знаний, указывать важнейшие методологические подходы к предмету исследования, конечные цели и задачи исследовательских поисков.

В литературе предмет криминологии определен далеко не однозначно. Помимо вышеназванных элементов к предмету криминологии некоторые авторы относят закономерности функционирования и развития криминологической науки, ее место и роль в жизни общества; организацию конкретных криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидацию последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью.

Можно оспаривать отдельные положения этой позиции, но в целом такой подход направлен на более глубокое изучение предмета криминологии. Собственно, такая позиция не противоречит приведенному выше определению предмета криминологии, а лишь уточняет и конкретизирует его. Так, вряд ли в предмет криминологии следует включать прогнозирование преступности. Это, скорее, ее функция. Планирование борьбы с преступностью и управление ее процессами в обобщенном виде входят в такой элемент предмета криминологии, как предупреждение преступности.

Расширение либо сужение предмета науки в равной степени недопустимы, ибо в первом случае это ведет к размыванию границ предмета исследования, во втором - обедняет возможности в ее поиске.

Отмечается также тенденция расширения предмета криминологии за счет проблем, прямо либо косвенно связанных с преступностью. Одни ученые считают, что в предмет криминологии должны войти экономические, культурные и иные социальные факторы, влияющие на преступность. Другие призывают включить в предмет криминологии те виды так называемого отклоняющегося (девиантного) поведения и различные "фоновые" явления, которые тесно связаны с преступностью: пьянство, наркоманию, проституцию, детскую безнадзорность.

Для более глубокого понимания предмета криминологии, правильного определения его содержания и границ целесообразно также разграничить предмет криминологии с ее объектом.

Все, что познается криминологической наукой, представляет интерес с точки зрения ее целей и задач, составляет объект этой науки, поскольку еще не познано и противостоит знанию. Те же самые явления, процессы, их стороны и отношения, уже познанные и зафиксированные в форме знания, но требующие дальнейшего исследования, являются ее предметом.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет же криминологии гораздо уже. Это то, что познается криминологией в целом, во всех проявлениях и сторонах. В этом смысле указанные выше виды общественных отношений, в том числе и "фоновые" явления, не входят в предмет криминологии, а составляют объект ее интереса, и лишь в той связи, в которой они влияют на преступность.

Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками.

Следующая задача, решаемая криминологией, сводится к ответу на вопросы, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т.е. к выявлению сложных социальных связей преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность - это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, проявляющееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности - специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель преодоления этого негативного общественно опасного явления.

Таким образом, значимость изучения криминологии состоит, прежде всего, в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия - предупреждения преступлений.


§ 2. Цели, задачи, функции науки криминологии

Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести:

получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;

выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

На наш взгляд, названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.

Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков - Общей и Особенной частей.

Криминология - это учение о преступлении (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение"). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.

Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Предложенное определение отражает социально-правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость.

Определение предмета криминологии является отправным моментом для понимания ее сущности и содержания. В то же время сведение содержания науки криминологии только к перечислению элементов ее предмета недостаточно, ибо определение науки должно отражать ее место в общей системе научных знаний, указывать важнейшие методологические подходы к предмету исследования, конечные цели и задачи исследовательских поисков.

Объектом криминологии являются экономические, политические, идеологические, культурные и иные социальные отношения в той мере, в какой они связаны с преступностью и детерминируют ее отдельные стороны. Предмет же криминологии гораздо уже. Это то, что познается криминологией в целом, во всех проявлениях и сторонах. В этом смысле указанные выше виды общественных отношений, в том числе и "фоновые" явления, не входят в предмет криминологии, а составляют объект ее интереса, и лишь в той связи, в которой они влияют на преступность.

Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками.

Уяснив специфику объекта, предмета и методов криминологии, можно определить ее место в системе общественных наук и взаимоотношения с ними. По этому вопросу существуют три точки зрения:

  • 1. Криминология часть Науки уголовного права (Герцензон А.А., Пионтковский А. А.).
  • 2. Криминология - часть социологии, то есть она является социологией преступности (американская школа).
  • 3. Криминология - самостоятельная наука.

Первая точка зрения не обоснована в силу того, что криминология не является юридической наукой, у уголовного права и криминологииразные объекты изучения. Объектом науки уголовного права является правовая система как регулятор общественных отношений, юридические нормы и институты, объектом криминологии - социальная деятельность людей и социальных групп. Поэтому методы, применяемые в этих науках, имеют принципиально различный характер, и соответственно различаются их предметы. Такая позиция вполне объяснима как исторически (криминология "вышла" из уголовного права, большинство криминологов юристы по образованию), так и логически (именно уголовное право определяет понятие преступного).

По поводу второй точки зрения можно отметить, что у социологии и криминологии действительно частично совпадают и объект, и некоторые методы, но предметы все же различаются. Криминология является комплексной наукой, предметом ее изучения являются и социально-психологические аспекты преступности, и индивидуально-психологические особенности личности преступника. Поэтому предмет криминологии не может быть включен в предмет социологии.

В настоящее время наибольшее признание имеет третья точка зрения, сторонники которой считают, что криминология является самостоятельной наукой. Но самостоятельность науки криминологии не означает, что она не имеет связей с другими науками.

Криминология является одной из общественных наук, отраслью обществознания. В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения. К правоведению криминология относится потому, что изучаемые ею явления имеют характеристику, которая базируется на уголовно-правовых понятиях "преступление", "преступник", "преступность" и отграничивается от административно-правовых понятий, как: "иное правонарушение", "иной правонарушитель». Система профилактики и входящие в нее профилактические меры также имеют правовую основу или правовой аспект, а причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. д.

Вместе с тем, изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности не укладывается только в рамки правовых характеристик, анализа правоотношений, но и входят в сферу социологии. Криминология во многом междисциплинарная отрасль знания. Из юридических наук она наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом.

Уголовный закон дает юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательны для криминологии. В свою очередь криминология представляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре и динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет реализовать нормотворческую деятельность в плане криминализации и декриминализации деяний, то есть признания их преступными, либо отнесения их в ранг иных правонарушении, а также в плане дифференциации санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание используется при определении политики борьбы с преступностью (уголовно-правовой политики) в стране (регионе).

Криминология тесно связана с науками уголовного процесса и прокурорского надзора. Сферой их общего интереса выступают правоотношения, связанные с процессуальными нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по выявлению и устранению причин и условий преступлений.

Криминалистика разрабатывает методику обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений, а также организационно-технические и тактические средства защиты личности и имущества от преступлений, затрудняющих совершение последних (например, средства сигнализации и блокировки). Криминология же указывает основные направления для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т. п., а также рассматривает эти рекомендации как составную часть профилактических мер и анализирует эффективность практики их применения.

Взаимодействие наук уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к проблемам борьбы с рецидивом преступлений, результативности исполнения наказания и мер, его заменяющих, а также взаимодействия государственных и общественных органов в ресоциализации и адаптации (включения в жизнь общества) лиц, совершивших преступления, по отбытии ими наказания. При этом наука уголовно-исполнительного права изучает сам порядок отбывания наказания в процессе реализации его целей и задач, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Науки уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывает рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных и лиц, которым наказание в виде лишения свободы заменено иными мерами воздействия.

Криминология широко пользуется данными наук гражданского и семейного права в плане изучения состояния и динамики разводов, семейной конфликтности и некоторых других подобных явлений с точки зрения их влияния на преступность. Они используются при изучении задач, места, результативности правовых мер по стабилизации семьи, охране материнства и детства, по предупреждению бытовых преступлений и преступлений несовершеннолетних.

Науки государственного и административного права представляют криминологии материал об административных проступках, многие их которых нередко перерастают в преступления, а также о задачах и функциях государственных органов и общественных организаций (формирований) в сфере профилактики правонарушений. В свою очередь криминология исследует задачи, содержание, результативность деятельности этих органов и организаций в этой области, изучает соотношение профилактики преступлений и иных правонарушений.

Криминология широко пользуется данными правовой статистики. Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления: целостное множество преступлений, их причины и условия, личностей преступников и многообразную систему мер профилактики преступлений, одним из ее основных методов по сбору и анализу информации служит статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, информация, полученная в результате конкретных криминологических исследований, дают достоверную картину преступности, ее причин и условий, личности преступников и эффективности применяемых профилактических мер.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение преступлений против собственности и народного хозяйства, а также должностных преступлений, невозможен без знания экономики и данных экономической статистики.

Из неюридических дисциплин криминология тесно связана с социологией, изучающей конкретные общественные отношения. Социологические исследования проблемы занятости человека, организации свободного времени, образования, условий формирования взглядов личности, проблемы городов, их урбанизации в современных условиях, социально-экономические условия жизни и многое другое имеют для криминологии большое значение, так как здесь используются методы конкретных социологических исследований.

Криминология имеет тесную связь с психологией - наукой о закономерностях психики, особенно с социальной психологией, которая помогает юридическим наукам лучше понять, выяснить особенности совершения различных преступлений. Криминологии необходимы данные социальной психологии для познания причин и условий преступности и конкретных преступлений; они играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника. Это же относится к данным демографии и отдельных отраслей социологии, которые особо значимы, в частности, при специальном изучении преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, воинских преступлений и т.д.

Связь криминологии с педагогикой, которая разрабатывает проблемы обучения и воспитания, осуществляется при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, воинских преступлений и т.д., изучение этих особенностей дают возможность выработать методы и приемы исправления различных групп правонарушителей. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе результативности индивидуальных мер профилактики преступлений.

Таким образом, междисциплинарность, социолого-правовая природа криминологии, предполагает тесное взаимодействие ее со многими другими науками. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний.

Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов юридических вузов в соответствии с программой курса «Криминология» на основе действующего законодательства и результатов исследований отечественных и зарубежных криминологов. Учебное пособие может представлять интерес и для аспирантов, преподавателей, научных сотрудников юридических высших учебных заведений, а также для практических работников правоохранительных органов.

Из серии: Подготовка к экзамену (Юриспруденция)

* * *

компанией ЛитРес .

Криминология


© Малков В.Д., 2006

© Оформление. ИД «Юриспруденция», 2008

Глава 1. Криминология как наука, ее предмет, цели и методы

Криминология – это учение о преступлении (от латинского crime – «преступление» и греческого logos – «учение»). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.

Как общественная наука криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

Криминология – это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполне очевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки.

Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.

Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих коррективов в этот процесс.

Из целей науки криминологии вытекают ее задачи , к которым можно отнести:

1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и в настоящем;

2) криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;

3) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;

4) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

5) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций . Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная функция позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая функция связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

Названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию , выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.

Своеобразие криминологии как науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода.

Метод науки криминологии – совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии.

Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики – всеобщего метода познания. Использование основных философских законов и категорий, таких, как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т. п., позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов. Однако философия не дает науке криминологии готовых решений тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход , будучи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет исторического развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.

Поэтому не случайно применению в криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все большее значение. По степени глубины познания и масштабности охвата предмета исследования этот подход можно отнести к числу современных всеобщих методов познания.

Системный подход предполагает изучение криминологического объекта как целостного единства, с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные, устойчивые стороны интегрального образования, а не просто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет использовать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частнонаучные методы – как способы решения конкретных исследовательских задач.

Помимо всеобщего метода познания в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики.

Общенаучные методы включают формальную логику, т. е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.

Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.

Индукция – это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.

В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.

В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса.

В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абстрагированию, под которым понимается процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить, таким образом, закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности.

Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает, что еще не доказанное теоретическое положение основано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы являются необходимыми элементами всякого научного знания, в том числе и криминологического.

Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной действительности, криминология использует и применяет в своих целях различные частнонаучные методы , в том числе такие социологические методы, как наблюдение, опрос и анализ документов.

Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Последнее в определенной степени носит самопроизвольный характер. Оно заключается в том, что не только исследователь, но и практический работник в своей повседневной деятельности наблюдает и оценивает те или иные факты и явления социальной действительности, и у них складываются определенные реальные представления о сущности наблюдаемого. Эти знания могут оказать значительную помощь в решении конкретных задач. По общему правилу, приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу, включающую перечень интересующих его фактов, их характеристик и признаков. Здесь мы имеем дело с включенным наблюдением, когда исследователь имеет ясно поставленную цель и в соответствии с заранее подготовленной программой изучает нужный криминологический объект.

Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования и интервьюирования.

Анкетный опрос – наиболее удобный способ получения нужной криминологической информации. Для этого необходимо четко, правильно и понятно сформулировать вопросы анкеты. Самое главное, чтобы они обеспечивали однозначное толкование. Не следует составлять громоздкие анкеты. Они могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сформулированы альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» – «нет»). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Такие анкеты более сложны для их последующей обработки.

К числу распространенных методов опроса относится интервьюирование . Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого.

В некотором отношении интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, поскольку при анкетировании не всегда удается создать необходимый психологический контакт с опрашиваемым, так как оно носит заочный характер. При интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвращаются.

Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место занимает анализ документов.

В общепринятом понимании документ является средством фиксации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Чтобы изучение документов проводилось целенаправленно, следует заранее составить вопросник, который призван помочь исследователю в отборе нужных данных.

К числу частнонаучных методов также следует отнести логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.). Применение этих методов в криминологических исследованиях играет вспомогательную роль. Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических показателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, находящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предполагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения их существенных сторон (свойств). Достоинство этого метода прежде всего в том, что он, не претендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого криминологического объекта, концентрирует внимание исследователя на наиболее важных его характеристиках и тем самым позволяет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наиболее существенные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уровень, рассчитанный с учетом количеств совершенных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной территории количеством населения.

Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простейших способов выражения математических зависимостей между составными частями объекта исследования, помогают решить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факторов, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позволяет выделить степень значимости того или иного признака при оценке возможных вариантов изучаемого явления.

Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями. Исследователю в этом случае нужно сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.

Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оценка по измеряемому качеству совокупности объектов путем упорядочения по степени выраженности какого-либо признака. Каждому объекту соответствует оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду. Числа, полученные в результате применения этих шкал, в одних случаях могут выражать непосредственную оценку измеряемого качества, а в других служить основой для дальнейшей математической обработки, например, путем использования факторного анализа.

К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже известные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.

Арсенал криминологических средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью.

Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия им.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Вопросы и ответы (В. Д. Малков, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром -

КРИМИНОЛОГИЯ

Степанова Ирина Борисовна

КРИМИНОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЁ ПРЕДМЕТ

1. Понятие и особенности криминологии

2. Предмет и система криминологии

3. Место криминологии в системе наук

Понятие и особенности криминологии

Криминология (от лат. сrimen – преступление и греч. logos - учение) – наука, изучающая преступность.

Возникновение криминологии как самостоятельной науки относят ко 2/2 XIX века и связывают с появлением работ Топинарда, Чезаре Ламброзо, Рафаэля Гарофало. Считается, что термин «криминология» в научный оборот в 1879 году ввёл Топинард, а в 1885 году впервые под таким названием вышла монография Гарофало.

Таким образом, в виде самостоятельной отрасли знания и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее 2 веков.

Однако, отдельные представления о преступности и её причинах встречались в недрах общественно-политической теории (труды Аристотеля, Платона, Цицерона, Т.Мора, Гроция, Монтескье). Особое место – Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Но до 2/2 XIX века эти идеи и представления не представляли собой самостоятельной системы научных положений.

Более, чем за 2 века взгляды на преступное поведение претерпели значительные изменения.

1. Биологическое

2. Психологическое

3. Социологическое

Криминология не представляла собой единого учения. Она включала в себя ряд походов и школ, которые имели научные центры в разных странах мира.

В России до октября 1917 года криминология как самостоятельная наука не существовала. Она развивалась в рамках уголовного права, главным образом представлена в рамках социологической школы уголовного права (в частности, проф. Гернет). После 1917 года появляются криминологические исследования. Советская криминология началась как практическое направление уголовной статистики. При Центральном статистическом управлении и при губернских судах функционировали отделы моральной статистики, которые изучали преступность, её причины и личность преступника. Тогда появляется первый отечественный институт по изучению преступности и преступников (функционировал до 1935 г.). В 1935 году криминология была запрещена как лженаука (вплоть до 50х годов). Возрождение криминологии произошло в конце 50х – начале 60х годов. В 1963 году был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной прокуратуре (существует до сих пор).

Криминология, хотя и относится к наукам криминального цикла, по существу отличается от них, т.к. она является не чисто правовой, а социолого-правовой наукой. К правовым наукам она относится, т.к. изучаемые ей явления имеют характеристику, базируются на уголовно-правовых понятиях. Но изучаемый криминологией предмет не укладывается в рамки правовых характеристик, входит также в сферу социологии (особенно при изучении причин преступности).

Предмет и система криминологии

Отечественные учёные в предмете криминологии выделяют 4 группы социальных явлений:

1) преступность

2) личность преступника

3) причины и условия преступности

4) предупреждение преступности

До недавнего времени под преступностью понимали совокупность преступлений, совершённых на территории государства за определённый период времени.

Современных учёных это понятие не устраивает, т.к. оно только количественно характеризует преступность, не раскрывая её качественных признаков. Поэтому предлагаются иные определения преступности.

Например, проф. Шестаков под преступностью понимает негативное свойство общества воспроизводить массу опасных для него самого деяний, обуславливающее введение уголовно-правовых запретов и внешне выраженное в потоке преступлений.

Девиантное поведение, не образующее преступлений, но тесно связанное с ними (алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.п. – фоновые явления) в предмет криминологии в полно объёме не входят. Криминология рассматривает подобные явления фрагментарно при анализе причин преступности и проблем борьбы с ней.

Личность преступника – совокупность социально-демографических, социально-ролевых и нравственно-психологических свойств субъекта преступления. Криминология изучает отличие социологического портрета преступника от законопослушного гражданина, т.к. «сдвиги» в характеристиках показаны некоторые истоки преступности.

Причины и условия преступности – совокупность экономических, политических, идеологических, психологических, организационно-управленческих и иных явлений, порождающих преступность. Отечественная криминология исходит из постулата, что причиной преступности являются общественные противоречия.

Предупреждение преступности – система мер, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий преступности, на удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Криминология разрабатывает научные основы для программ борьбы с преступностью, готовит теоретические модели НПА в сфере борьбы с преступностью, осуществляет криминологическую экспертизу проектов законов.

Система криминологии .

По уровню обобщения научной информации выделяют Общую и Особенную часть.

В Общей части криминологические явления анализируются в целом, без выделения специфики отдельных видов преступлений.

Особенная часть составляют так называемые частные криминологические теории, описывающие и объясняющие закономерности отдельных видов преступности и противодействия ей. Туда же входят теории, которые объясняют влияние на преступность отдельных явлений, факторов (семья – семейная криминология, экономика – экономическая криминология, уголовное наказание – криминопенология, поведение потерпевшего - виктимология).

Система особенной части не совпадает с системой Особенной части УК РФ. Классификация не по объекту, как в УК РФ, а в зависимости от причин и условий преступности: насильственная преступность – не изучаются неосторожные преступления, но входит хулиганство.

Место криминологии в системе наук

Данный вопрос является дискуссионным. В различные периоды, в различных государствах, различными авторами этот вопрос решался по-разному.

Англосаксонская школа считает криминологию отраслью социологии. Базой для криминолога должна быть социология, поэтому её преподают в социологических колледжах.

Континентальная доктрина рассматривает криминология как междисц…? между общественными и естественными науками.

В Италии делается акцента на биологию.

Во Франции – на клинич ст, св с психич отклонениями.

В Германии – два направления – биологическое и социологическое с преобладанием последнего.

В странах Восточной Европы криминологию относят к правовым наукам: границы преступности устанавливает закон, борьба с преступностью регулируется с такой тщательностью, какой не наблюдается при борьбе с другими негативными явлениями. Соответственно, базовой является юридическая наука для криминологов.

В настоящее время в РФ криминология считается общетеоретической наукой для других наук криминального цикла. Это база для других наук, изучающих преступность. Соотношение криминологии и этих наук сравнивают с соотношением ТГП и других юридических дисциплин. Эта наука является самостоятельной, т.к. имеет специфические предмет и метод.

Задачи криминологии .

1) Аналитическая – исследование преступности, её причин и условий, личности преступника, системы и эффективности предупреждения преступности.

2) Прогностическая – по закономерностям и тенденциям изменения преступности, по обострениям социальных проблем строятся прогнозы о возможности развития криминологических явлений.

Частнонаучные методы

1) Социологические методы

Изучают явления в их конкретном проявлении – конкретное преступление, конкретный потерпевший, конкретное уголовное дело.

Например, опрос (письменный – анкетирование, устный – интервьюирование), наблюдение (за поведением осуждённого), эксперимент, метод экспертных оценок и анализ доказательств.

2) Статистические методы

Основаны на научно изучении различных форм статистики.

3) Психологические методы

Используются 2 метода: тестирование (установить личностные характеристики осуждённых и потерпевших) и социометрия (установить взаимоотношения в малой группе).

4) Правовые методы

Можно выделить метод сравнительного правоведения (оценить эффективность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных институтов в различных государствах).

5) Математические методы

Например, математическое моделирование криминологически значимых или процессов, методы обработки и анализа данных, корреляционный метод.

Статистические методы

Одним из источников криминологической информации выступает уголовная статистика. Государственная система уголовной статистики основана на принципе единого учёта преступлений (в эту статистику не включаются преступления, расследуемые ФСБ и Военной Прокуратурой, поэтому нельзя говорить о соблюдении данного принципа).

Система единого учёта преступлений функционирует с 1965 года (ранее отслеживались не совершённые преступления, а уголовные дела, количество осуждённых).

В настоящее время учёт преступлений и судимости в России осуществляется в соответствии с совместным приказом нескольких правоохранительных ведомств от 29.12.2005 «О едином учёте преступлений». Он обязателен для всех ПОО, кроме ФСБ и Военной Прокуратуры. С 30-х по 80-е годы сведения о преступности и деятельности ПОО были засекречены. Гриф секретности снят в 1988 году. С 1989 года в России ежегодно издаются статистические сборники о преступности и правонарушениях (но они носят ведомственный характер).

Криминологическая информация из многочисленных источников поступает в Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ), где она обобщается и распр-ся участниками этого процесса. Этот центр представляет государственный статистический отчёт о состоянии преступности.

Система единого учёта преступлений основана на следующих принципах :

1) Регистрация преступлений по материалам возбуждённого УД либо отказа в его возбуждении по нереабилитирующим основаниям.

2) Регистрация лиц, совершивших преступления, по материалам утверждённых прокурором обвинительных заключений или обвинительных актов.

3) Судебная статистика ведётся по вынесенным приговорам и решениям.

Изначально информация о преступлениях отражается в документах первичного учёта (статистических карточках).

Формы статистического учёта :

1) на выявленные преступления

2) о результатах расследования преступлений

3) на преступления, по которым лицо, его совершившее, не установлено

4) на лицо, совершившее преступление

5) о движении УД

6) о возмещении материального ущерба

7) о потерпевшем

8) о результатах рассмотрения дела в суде

Статистические методы позволяют установить закономерности, которые проявляются не в конкретном случае, а в большой массе явлений (напр., возраст убийц).

Любые статистические исследования включают 3 этапа :

1) Статистическое наблюдение

Сбор первичной информации из статистических отчётов, из материалов УД, в результате опросов и др.

2) Сводка и группировка собранных данных

Первичные данные систематизируются, подсчитывается их общее количество, а затем группируются по разным признакам, что отражается в таблицах, схемах, диаграммах

3 разновидности группировки:

Типологическая (по качественным признакам) – виды преступлений, тяжесть преступлений

Вариационная (по количественному признаку) – осуждённые по возрасту, по числу судимостей

Аналитическая (устанавливается взаимозависимость между изучаемыми явлениями) – между преступностью и состоянием опьянения, между преступностью и уровнем образования, между преступностью и родом занятий

3) Анализ собранных и сгруппированных данных с помощью обобщающих показателей (устанавливается закономерность явлений и их взаимосвязь).

Обобщающие показатели

I) КОЭФФИЦИЕНТЫ – это количество явлений в расчёте на определённую численность населения (сколько преступлений приходится на 100 000 населения)

II) ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ – бывают 3 видов

1) относительные величины, характеризующие долю – показывают отношение части к целому, - доля женщин в числе выявленных преступников, доля тяжких и особо тяжких преступлений)

2) относительные величины, характеризующие динамику – темпы роста и темпы прироста преступности

Уровень ряда (база) – абсолютный показатель преступности за определённый период.

1991 г. … 2005 … 2009

2173074 – базисный ур ряда 3554735 2994820 - уровень ряда

пр-ий пр-ий пр-ий

Абс прирост 1381661 - 559915 (пр-ть сократилась, поэтому «-»)

(2173074-3354735)

Абсолютный прирост – разница между сравниваемым и базисным уровнем ряда.

Темпы роста преступности – это % отношение уровня последующего периода к предыдущему базисному.

Темпы роста

3554735 / 2173074 * 100% = 164%

2994820 / 3554735 * 100% = 84%

Темпы прироста - это % отношение абсолютного прироста сравниваемого периода к базисному уровню ряда.

Темпы прироста

1381661 / 2173074 * 100% = 64%

559915 / 3554735 * 100% = -16%

164% - 100% = 64%

84% - 100% = -16%

Расчёты могут производиться 3 способами :

1) базисным

3) методом укрупнения интервалов

1 – все показатели высчитываются по отношению к одной величине, принятой за базу

2 – показатели рассчитываются по отношению к предыдущему показателю (предыдущему году)

3 – временной отрезок делится на более крупные интервалы, и расчёты производятся с учётом показателей первого и последнего года в данном периоде

1991 1992 1993 1994 1995 (I)

1996 1997 1998 1999 2000 (II)

Стрелки от 1995 к 1991, от 1994 к 1991, от 1993 к 1991, от 1992 к 1991 – базисный способ

Стрелки от 1995 к 1994, от 1994 к 1993, от 1993 к 1992, от 1992 к 1991 – цепной способ

Стрелка от II к I – метод укрупнения интервалов (напр, 1 интервал – 4 года)

Среднегодовые темпы прироста (1 интервал / 4 = среднее арифметическое)

III) Средние величины – обобщённая характеристика явлений по количественному признаку (средний возраст осуждённых, средний срок л/св).

Социологические методы

АНКЕТИРОВАНИЕ – письменный опрос большого числа лиц по специально разработанной анкете.

Преимущества анкетирования в том, что оно позволяет получить данные, не отражённые в анкете (условия воспитания несовершеннолетнего преступника), оно мобильно и экономично (в короткий срок и при небольших затратах можно опросить большое число лиц), кроме того, важное начало – анонимность, простое техническое обеспечение, возможность быстрого проведения повторных опросов.

Недостатки: анкета непригодна для получения некоторых ответов, т.к. они носят вербальный и субъективный характер (виновный говорит о поведении потерпевшего), неполный возврат анкет, возможны ошибочные записи в анкете из-за непонимания вопроса, трудно, порой – невозможно, преодолеть нежелание опрашиваемых отвечать, трудно исключить возможность взаимного влияния при заполнении анкеты.

Вопросы, используемые в анкетах, могут классифицироваться:

О фактах сознания (мнения, оценки, планы)

О фактах поведения (поступки, действия людей)

О личности респондента (пол, возраст, образование, семейное положение)

а) – открытые (ответ респондент даёт в произвольной форме)

Закрытые (предлагается серия готовых ответов)

Частично закрытые (неполный веер ответов)

б) - прямые (требуют оценки событий из жизни респондента или его собственного поведения)

Косвенные (отстранены от личности респондента)

По функции

Основные (направлены на сбор информации об изучаемом явлении)

Контрольные (направлены на проверку надёжности информации, устойчивости мнения опрашиваемого)

Общие требования к составлению анкеты

1) Структура анкеты

Вводная часть (обращение к опрашиваемому: кто, с какой целью проводит исследование, правила заполнения анкеты)

Статусная часть (вспомогательные вопросы о личности респондента)

Основная часть (главные вопросы – по теме)

Заключительная часть (опрашиваемому может быть предоставлена возможность высказаться по проблеме – не обязательно)

2) Количество вопросов должно быть таким, чтобы заполнение анкеты не превышало 45 минут

3) Вопросы в анкете должны объединяться в тематические блоки

4) В начале должны быть простые вопросы (опрашиваемый привыкает), далее – самые сложные вопросы, в конце – простые (респондент устаёт)

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Очный вопрос, проводимый в устной форме

Интервью - беседа, один из участников которых отвечает на вопросы другого.

Преимущества:

1) Даёт возможность достичь более глубокого психологич контакта с респондентом. Это позволяет добиться большей достоверности результатов.

2) Этот метод мобилен и гибок. Наличие интервьюера позволяет разъяснять формулировки вопросов, позволяет корректировать ход беседы, затрудняет уклонение от дачи ответов.

Недостаток:

1) Проведение интервью трудоёмко, требует больших затрат времени, привлечения большого кол-ва специалистов.

Виды интервью:

1. Формализованное (стандартизированное) интервью

В основе такого интервью лежит детально разработанный вопросник. Действия интервьюера жёстко регламентированы. Он обязан придерживаться лишь тех вопросов, которые есть в программе интервью, не может менять их последовательность.

2. Фокусированное интервью

Вопросник является ориентиром для интервьюера, от него возможно отступление. Формулировка и последовательность вопросов может меняться в ходе интервью.

3. Свободное интервью

Отличается минимальной стандартизацией. Интервьюер не связан заранее подготовленным вопросником.

4. В теории выделяют ещё один вид – панельное интервью .

Неоднократное проведение интервью с теми же лицами через определённый промежуток времени для установления динамики их взглядов и мнений.

НАБЛЮДЕНИЕ

Непосредственное восприятие значимой для криминолога ситуации.

Виды:

1. Простое

2. Включённое

Простое – исследователь пассивно наблюдает ситуацию, поведение людей со стороны, сам в ситуации не участвует.

Включённое – исследователь смешивается с группой, инкогнито включается в неё, становиться одним из её членов, осуществляет взгляд на группу изнутри. Сфера применения включённого наблюдения ограничена.

Недостатки:

1) Ограничена сфера применения.

2) Большие затраты времени для получения достаточного для научных выводов количества наблюдаемых фактов.

3) Сложность внедрения в группу, если речь идёт о включённом наблюдении.

4) Наличие «кризиса терпения» со стороны объекта изучения, если наблюдение простое. Когда в группе длительно присутствует наблюдатель, это вызывает дискомфорт у наблюдаемых.

Преимущества:

1) Этот метод позволяет получить объективные данные.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Научно поставленный опыт.

Эксперимент – специально организованное целенаправленное воздействие на объект исследования с целью фиксации его состояния или поведения в заданных условиях.

Сфера применения эксперимента ограничена сферой выявления действия социально положительных факторов. Запрещено экспериментальное создание криминогенных условий и ситуаций.

Эксперименты, как правило, предваряют законодательные изменения.

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

Получение мнений по поставленным вопросам научных и практических работников в области борьбы с преступностью.

Этот метод применятся для выявления латентной (незарегистрированной) преступности, при исследовании эффективности норм и институтов УП, для прогнозирования преступности и др.

Недостатки:

1) Оценка эксперта основана на его субъективном мнении.

2) Нередко возникают трудности с отбором репрезентативной группы экспертов.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

В криминологии изучение документов проводится по специально разработанной анкете. Это необходимо для того, чтобы формализовать данные. Анализ УД, материалов следственной практики.

ПРЕСТУПНОСТЬ

1. Понятие и признаки преступности

2. Показатели, характеризующие преступность

3. Латентная преступность: понятие, виды, причины существования и методы выявления

4. Преступность в высокоиндустриальных государствах

5. Характеристика преступности в РФ

а) История преступности в России

б) Характеристика российской преступности на современном этапе

Признаки преступности

1) Пр-ть – социальное явление , т.к., во-первых, причиняемый ею вред вносит деформацию в общество, нарушает нормальное функционирование его институтов, во-вторых, т.к. порождается она социальными детерминантами (причинами), в-третьих, так как она образуется из отдельных поступков членов данного общества.

Проф. Шостаков полагает, что изначально пр-ть вытекает из животного происхождения человека, устроенного таким образом, чтобы поступать, руководствуясь лишь собственными интересами. Живой мир построен на принципе борьбы, войны, пожирания одних существ другими. Общество с его системой морали и права не искореняет животной природы человека, а, более того, своим несправедливым устройством оно даёт массу дополнительных поводов для совершения преступлений. Таким образом, пр-ть – не чисто социальное, а социально-биологическое явление.

2) Пр-ть – уголовно-правовое явление (московская криминологическая школа), т.к. она складывается из деяний, которые содержатся в уголовно-правовых нормах.

Проф. Шостаков отрицает уголовно-правовой признак преступности, т.к. понятие преступления, которое даётся в УП и понятие пр-ти д.б принципиально различными. Уголовный законно избирателен, круг общественно опасных деяний значительно шире, нежели перечень преступлений, предусмотренных в УК. Напр., репрессии. По мнению данного автора, под пр-тью в криминологии должны пониматься любые общественно опасные деяния, независимо от того, запрещены ли они уголовным законом. В противном случае он полагает существование криминологии бессмысленным. СПБ криминологическая школа полагает, что пр-ть первична, а уголовно-правовой запрет вторичен. Т.е. факт существования прест-ти обуславливает введение уголовно-правовых запретов.

3) Пр-ть – закономерное явление , так как, во-первых, она неизбежно существует в любом современном обществе, во-вторых, имеет определённые закономерности существования и развития.

4) Пр-ть – системное явление . Это не простая совокупность, так как существует взаимозависимость между отдельными видами пр-ти внутри целостности. Напр, рост наркопреступнсти ведёт рост иных видов пр-ий – растут корыстные пр-я, насильственная пр-ть, совершаемая в состоянии наркотического опьянения, растёт организованная преступность; если растёт экономическая пр-ть, растёт и организованная пр-ть. Существует взаимозависимость пр-ти с другими социальными явлениями (экономика, политика, право, мораль).

5) Пр-ть – исторически изменчивое явление . Её уровень и структура изменяются на отдельных этапах развития общества в зависимости от изменения детерминант (причин и условий) пр-ти, а также от определения государством круга преступных деяний.

Классическая позиция: пр-ть возникает, когда возникает гос и право.

Шостаков: пр-ть существует столько, сколько существует человеческое общество. В первобытном состоянии люди, ещё не имевшие судов и законодательства тоже совершали общественно опасные деяния.

6) Пр-ть – негативное явление .

Дюркгейм: пр-ть – явление присущее всякому здоровому обществу, она имеет как негативные, так и положительные черты. Положительная сторона пр-ти заключается в том, что она заставляет общество развиваться, не даёт ему застаиваться. Факт существования пр-ти заставляет общество реагировать на неё.

Идеологическая

Состояние преступности в стране традиционно считается показателем дееспособности власти, поэтому высокие ДЛ нередко предъявляют ПОО субъективистские требования о снижении преступности. Последние, не имея объективной возможности снизить уровень преступности, часто прибегают к искажению официальных отчётных данных. Чаще всего – путём выборочной регистрации преступлений.

[Вообще, такие требования некорректны – ПОО лишь реагируют на совершаемые преступления. То, что зарегистрировано много преступлений, свидетельствует о том, что ПОО активизировали свою деятельность]

Организационная

Существуют недостатки в системе регистрации и учёта преступлений. Во-первых, регистрация преступлений возложена на сами ПОО, которые отвечают за процент раскрываемости преступлений (нередко не регистрируют «тёмные» дела, которые будет трудно раскрыть). Есть предложение переложить эту функцию на Минюст или новую специальную структуру. Во-вторых, существует ведомственная статистическая разобщённость между ПОО.

Психологическая

Само население не заявляет о совершённых преступлениях. Чаще это обусловлено недоверием к ПОО. Хотя, могут быть иные причины необращения: нежелание факта огласки, боязнь мести, нежелание проходить процедуру, компромисс с преступниками (угон машины).

Кадровая

Физическая и профессиональная невозможность переработать реальный уровень уголовных дел. Поток преступности настолько велик, что, если бы ПОО регистрировали всё, они бы «захлебнулись» в потоке преступлений.

Специфика преступлений

Например, получение и дача взятки: обе стороны – преступники, поэтому обе заинтересованы в конфиденциальности своих действий, нет как такового потерпевшего (если нет вымогательства), не причиняется видимый материальный или физический вред, а нарушаются интересы гос службы.

Методы выявления латентной преступности :

- Опрос населения с помощью анонимных анкет

Граждане опрашиваются о совершённых в их отношении преступлениях: заявляли ли они о данном факте в ПОО, какой была реакция последних. На основании таких анкет делают вывод о степени латентности преступлений, о причинах латентности. В США такое исследование на гос уровне проводится дважды в год, в нашей стране на гос уровне такое исследование проводилось 1 раз.

- Анализ документов

Сведения о латентных телесных повреждениях можно изучить путём исследования материалов бюро судебной экспертизы, поликлиник, больниц и сопоставления с данными официальной статистики.

- Метод экспертных оценок

Суждения о латентности отдельных преступлений в данном регионе

- Сопоставительный анализ ряда статистических показателей

Сравнение динамики отдельных видов преступности. Смотрят, за счёт каких преступлений произошло снижение уровня преступности. [Исследование Проф Лунеева: сокращение преступности достигается за счёт сокращения краж, присвоений и растрат, мошенничества, хулиганства, которые легко скрыть от учёта; раскрываемость повышается за счёт того, что преступность становится более высоколатентной, она не регистрируется]

Наблюдение

Эксперимент

В РФ эти 2 метода не применяются, т.к. требуют больших затрат.

Концепция Я.И. Гилинского

Все свои действия и поступки (в том числе криминальные) человек совершает для удовлетворения потребностей.

Потребности людей распределены относительно равномерно, все люди нуждаются в качественных продуктах питания, хорошей работ и др. и имеют тенденцию к возрастанию.

Однако возможности удовлетворения потребностей людей различны, неравны.

В какой-то мере это неравенство определено индивидуальными особенностями (ребенок или взрослый, здоровый или инвалид, с высоким интеллектом или не очень).

Однако главный источник неодинаковых возможностей удовлетворять потребности – это социально-экономическое неравенство.

Индивиды занимают разные позиции в структуре общества, именно от социального статуса зависят возможности удовлетворять потребности.

Распределение индивида по социальным позициям обусловлено, как правило, независящими от них факторами, а именно социальным происхождением, а лишь во вторую очередь уже личными способностями и талантом.

Социально-экономическое неравенство появилось в процессе общественного разделения труда, это неизбежный процесс. Неравенство не может не порождать зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, протестные реакции, которые принимают формы социальных девиаций.

Главное в генезисе девиаций - это не сам уровень удовлетворения потребностей, а степени разрыва в возможностях их удовлетворения для различных социальных групп.

Пример из работы К.Маркса доказывает этот тезис: пока с маленькими домиком соседние дома также малы, дом удовлетворяет жилищным требованиям, но если по соседству стоит дворец, дом кажется хижиной.

Главное в неравенстве – это наличие аутсайдеров (безработные, беженцы, эмигранты и т.д.). Они составляют социальную базу преступности и других форм девиантного поведения.

Т.о., главная причина преступности – социально-экономическое неравенство.

Ученый не относится к нему отрицательно – оно может быть двигателем к научно-техническому процессу и т.д., однако оно имеет обратную сторону – порождение девиации.

Теория интеракции

ак. Кудрявцев В.Н.

Интеракция- взаимодействие.

Эти причины можно анализировать на 3 уровнях.

1 уровень – психологический, индивидуальный.

Это нижний уровень. На нём исследуются психологические причины совершения преступлений. Причины преступности на индивидуальном уровне – недостаточная социализация личности, то есть неполное усвоение ею норм социальной жизни, слабая адаптированность к социальным условиям. Автор задаёт вопрос – чем вызвана эта недостаточная социализация? Ответ мы находим, изучая причины на 2 уровне.

2 уровень изучения причин преступности – социологический.

Здесь анализируются пороки и недостатки общественной системы – социальные, экономические, политические, духовные явления, которые вызывают преступность. Эти явления влияют на формирование личности преступника и мотивацию поступков.

3 уровень – философский.

На этом уровне анализируется вопрос о причинах негативных явлений в обществе в целом. Общая причина преступности – это объективно существующие социальные противоречия. Главное противоречие современного общества, которое порождает все негативные явления, - противоречие между общественным характером производства и частным присвоением результатов труда. Это противоречие вечно, поэтому и преступность будет существовать всегда.

Вернёмся к социологическому уровню.

Причины преступности на социологическом уровне.

Экономические причины

Недостатки, пороки и противоречия экономической политики (приводит к резкому имущественному расслоению населения; преступность рождается нищетой одних слоёв населения, стремлением к наживе других слоёв);

Ряд экономических ситуаций – инфляция, рост цен, низкая оплата труда, которые неизбежно оказывают влияние на мотивы поведения людей

Политические причины

Политические интересы и конфликты, возникающие на их почве (в большинстве случаев политические интересы связаны с борьбой за власть, в процессе которой в выборе средств не церемонятся)

Влияние политики на преступность очевидно: 1) деяния политиков, их программы, призывы формируют атмосферу в обществе, общественную психологию. «Зажигательные» речи популистов в истории не раз были причиной массовых убийств, погромов, насилия; 2) вседозволенность для «верхов», их разложение эхом отдаются внизу, стимулируя такое же поведение обычных людей.

Другие политические причины:

Политическая нестабильность, которая ослабляет законность, правопорядок

Межнациональные, межгосударственные конфликты

Нередко политические интересы и конфликты определяются и экономические, и социальные отношения. Негативные стороны политики, влияющие на преступность, в ряде случаев первичны.

Социальные

Социальное неравенство (если человек чувствует себя ущемлённым, неравным с другими, это вызывает протестные реакции)

Национализм – национальная вражда, ненависть, идеи суверенизации, доведённые до абсурда

Социальная несправедливость (в условиях рынка разрушен социальный контроль, денежное вознаграждение устанавливается произвольно, с нарушением принципа социальной справедливости)

Противоречия между групповыми интересами внутри общества, т.е. ненависть одних слоёв населения к другим

Кризис института семьи и школы

Нравственно-психологические причины

Нравственное состояние общества (забвение нравственных критериев во всех сферах функционирования общества)

В экономике безнравственность – распространение стяжательства. В политике безнравственность – это когда политики лицемерно говорят об одном, а делают другое. В социальной сфере безнравственность – вопиющее неравенство людей, жестокость в семьях, пропаганда в СМИ порнографии и насилия. В праве безнравственность – это когда декларируются права человека, а практика их игнорирует.

Внедрение антикультуры, психологии вседозволенности, моральной свободы

Нравственное разложение общества (воспитание в эгоистическом духе, духе антипатриотизма, индивидуализма, «оплёвывание» прошлого, истории страны)

Правовые причины

Недостатки, пробелы и изъяны в уголовной политике страны (недостатки в процессах криминализации и декриминализации, пенализации (установление наказуемости деяния) и депенализции)

Условия, способствующие совершению преступлений

Недостатки в организационно-технической сфере (в охране имущества, учёте материальных ценностей и т.д.)

Недостатки в деятельности государственных органов, в том числе ПОО

Алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция, игромания

Самодетерминация преступности – воспроизводство преступностью самой себя.

Формы проявления самодетерминации:

1) Одно удачно совершённое и нераскрытое преступление порождает другое. Безнаказанность порождает вседозволенность.

  • 8. Преступность: понятие, признаки, свойства.
  • 9. Характеристики преступности и способы их измерения.
  • 10. Преступление и преступность: их соотношение.
  • 11. Криминологическая характеристика преступности в рф на современном этапе: основные тенденции и закономерности.
  • 12. Латентная преступность: понятие, виды, особенности.
  • 13. Региональные особенности российской преступности.
  • 15. Социологические концепции преступности и ее причин.
  • 16. Детерминация преступности в рф теоретические проблемы.
  • 17. Детерминация преступности в рф на современном этапе: содержательная сущность.
  • 18. Детерминация преступности в рф: социальный аспект.
  • 19. Детерминация преступности в рф: экономический аспект.
  • 20. Детерминация преступности в рф: нравственно-культурный аспект.
  • 21. Фоновые явления преступности. Понятие, виды, взаимосвязь с преступностью.
  • 22. Личность преступника: понятие и структура.
  • 23. Типология и классификация личности преступника.
  • 24. Криминологическая характеристика личности преступника в рф на современном этапе.
  • 25. Механизм индивидуального преступного поведения. Его соотношение с детерминантами индивидуального преступного поведения.
  • 26. Криминогенная мотивация в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 27. Криминогенная ситуация в детерминации индивидуального преступного поведения. Классификация криминогенных ситуаций.
  • 28. Планирование преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 29. Совершение преступления как стадия механизма индивидуального преступного поведения.
  • 30. Виктимологический фактор в детерминации индивидуального преступного поведения.
  • 31. Профилактика преступности: понятие и содержание.
  • 32. Классификация мер профилактики преступности.
  • 33. Общесоциальная и специально-криминологическая профилактика: сравнительная характеристика.
  • 34. Специальная профилактика: понятие, система мер, субъекты.
  • 35. Правовые средства профилактики преступности.
  • 36. Криминологическое прогнозирование: понятие, методы, разновидности.
  • 37. Криминологическое планирование (программирование): понятие и виды.
  • 38. Преступность несовершеннолетних в рф на современном этапе: основные характеристики и тенденции.
  • 39. Детерминация преступности несовершеннолетних: ее особенности.
  • 40. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника в рф на современном этапе.
  • 41. Профилактика преступности несовершеннолетних: специфические аспекты.
  • 42. Рецидивная преступность в рф на современном этапе. Понятие, тенденции, закономерности.
  • 43. Особенности личности рецидивиста.
  • 44. Особенности детерминации рецидивной преступности.
  • 45. Специфика профилактики рецидива.
  • 46. Организованная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 47. Профессиональная преступность: понятие, признаки, тенденции.
  • 48. Насильственная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 49. Женская преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • 1 Вопрос. Состояние, динамика и структура женской преступности
  • 2 Вопрос. Особенности детерминации и причинности женской преступности
  • 50. Пенитенциарная преступность: особенности детерминации и профилактики.
  • Криминология

    1. Предмет, метод и система криминологии. Сущность криминологии как отрасли научного знания.

    Криминология происходит от латинского слова “crimen”- преступление и греческого “logos”-учение, т.е. учение о преступлении. Термин “криминология”, означавший самостоятельную науку впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам как средство усиления социальной защиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников) в 1885 г. в работе “криминология”.

    Понятие. Криминология изначально в рамках уголовного права до конца 19в. Комплексная наука.

    Криминология – это общая теоретическая наука о преступности и её причинах и условиях, личности, лиц совершивших преступление, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая понятие борьбы с преступностью её предупреждение на всех стадиях и во всех выработанных наукой и практикой формах).

    Предмет – совокупность закономерностей 4 важнейших компонентов тесно взаимосвязанных между собой:

      Закономерности происхождения, природы, функционирования преступности как негативного относительно массового социального явления, а также закономерности её тенденции и перспектив. (Преступность)

      Закономерности формирования личности людей совершивших преступления, закономерности системы их ценностных ориентаций, соотношение биологических и психологических характеристик и их роли в преступном поведении. (Личность)

      Закономерности формирования и функционирования в обществе процессов и явлений порождающих преступность, её виды и формы, индивидуальное преступное поведение. (Детерминация)

      Закономерности формирования, действия комплексного социального контроля над преступностью (предупреждение).

    Система – Общая: Понятийный аппарат, сущностные характеристики элементов предмета и концепции. – Особенная: Разрабатываются частные криминалистические теории (разрабатываются и изучаются различные формы преступности).

    2. Место криминологии в системе научного знания.

    Следует отметить, что преступность всегда занимала одно из ведущих мест среди наиболее острых социальных проблем, волнующих общественное мнение. Сегодня криминология доказала свою необходимость и самостоятельность как отрасли науки, предполагающей наличие специалистов-профессионалов. Многие рекомендации специалистов-криминологов передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам различного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений. Наработки криминологов используются специалистами в области других наук так называемого криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, криминалистики, судебной статистики, криминальной психологии. В учебниках по криминологии отмечается тесная связь криминологии с прокурорским надзором, гражданским правом и процессом, другими правовыми специальностями, а также иными общественными науками: правоведением, философией, политологией, социологией, экономикой, демографией, социальной и общей психологией, статистикой и др.

    Сфера общего интереса криминологии и наук уголовного процесса, судоустройства, прокурорского надзора – правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

    К правоведению криминология относится, поскольку изучаемые ею явления имеют характеристику, которая базируется на уголовно-правовых понятиях "преступление", "преступник", а причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т.п. Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности не укладывается только в рамки правовых характеристик, анализа правоотношений и входит в сферу социологии, науки об обществе. Особенно велико значение социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника.

    И в то же время рассмотрение проблем преступности с точки зрения только одной – единственной науки, той же социологии, к примеру, неизменно оказывается однобоким и в силу этого не всегда достоверным. Задача криминологии должна состоять в том, чтобы ее выводы постоянно использовались юристами при разработке уголовного законодательства и в практике применения уголовного права, а ее данные принимались во внимание при исследовании фактов преступности либо антиобщественного поведения с учетом методов и теории общественных наук, приспособленных для целей криминологии.

    Криминология широко пользуется данными правовой статистики. Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления, то одним из ее основных методов по сбору и анализу информации служит статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, информация, полученная в результате конкретных криминологических исследований, дают картину преступности, ее причин и условий, личности преступников и эффективности применяемых мер.

    Науки государственного и административного права предоставляют криминологии материал об административных проступках, многие из которых нередко перерастают в преступления, а также о задачах и функциях государственных органов и общественных формирований в сфере профилактики правонарушений. В свою очередь криминология исследует задачи, содержание и результативность деятельности этих органов и организаций, изучает соотношение профилактики правонарушений.

    Данные наук гражданского и семейного права используются для изучения задач, места, действенности правовых мер по стабилизации семьи, охране материнства и детства, по предупреждению бытовых преступлений и преступлений несовершеннолетних.

    Практические работники уголовного правосудия (уголовный суд, полиция, органы исполнения наказания) склонны рассматривать криминологию в качестве науки, которая слишком далеко отошла от конкретной действительности. Зачастую они ведут дела, опираясь на сложившиеся стереотипы о "человеческой природе". Но перед криминологией стоят сложные и насущные проблемы исследования с помощью научных методов социальных и психологических взаимосвязи преступности и антиобщественного поведения.

    Принципиальный вопрос о соответствии криминологии и других наук длительное время вызывал дискуссии. Ведь криминология, как и генетика или кибернетика – наука со сложной судьбой. Упраздненная в конце 20-х годов, она вновь возродилась и получила признание с начала 60-х.

    В наше время Шнайдер характеризует криминологию как междисциплинарную науку, считая, что криминолог должен быть юристом и обществоведом, и иметь соответствующую профессиональную подготовку. По этому вопросу существует несколько различных точек зрения. Первая заключается в том, что криминология – это социология преступности. Например, В США и Великобритании она изучается социологами, а не юристами. Вторая позиция заключается в том, что криминология – юридическая наука. В восточной Европе и России криминологию преподают на юридических факультетах, рассматривая ее как одну из юридических специальностей. Третья позиция заключается в том, что криминологическое исследование – это исследование прежде всего поведения человека, и соответственно его должны изучать специалисты-психологи и психиатры. Четвертая точка зрения характеризует криминологическое исследование как междисциплинарное. В.Б. Першин и А.Н.Подрядов пишут: "Криминология – это система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система разнородных знаний и методов, образующих специфическую целостность, а также система особого рода междисциплинарной научно-исследовательской деятельности."

    В России криминология развивалась в рамках юриспруденции и стала общетеоретической наукой для криминального цикла (уголовного, уголовно-исправительного права и т.д.)

    Число этих наук не является постоянным, соотношение криминологии и этих наук можно, пожалуй, сравнить с соотношением теории государства и права и других юридических дисциплин.

    Этот перечень можно продолжить, т.к. преступность пронизывает все сферы общественной жизни, связана с проблемой человека и его поведения в обществе, а при изучении преступности применяется комплекс общенаучных и специальных методов познания.

    Похожие публикации