Облигации госзайма ссср. Определение и классификация государственных займов

Облигации федерального займа для населения (ОФЗ-н) являются долгом российского правительства. Государство гарантирует возврат всех вложенных средств в любой момент времени по первому требованию инвестора. Но если клиент продает государственные ценные бумаги досрочно и получает назад все вложенные средства, то он теряет вознаграждение банка. Вторичное обращение ОФЗ-н не предусмотрено, объяснил директор инвестиционного департамента ВТБ24 Сергей Лукьянов. Он уточнил, что ОФЗ-н является инструментом среднесрочных сбережений и сочетает в себе ряд преимуществ:

«Во-первых, облигации для населения обладают высокой степенью надежности, поскольку инвестиции в ОФЗ-н полностью обеспечиваются государственными гарантиями. Во-вторых, доходность по ОФЗ-н превышает действующие ставки по депозитам. Так, в рамках первого выпуска средняя доходность за период обращения государственных ценных бумаг составит до 9% годовых. В-третьих, это льготный режим налогообложения (процентный доход, полученный по облигациям для населения, налогами не облагается) и низкий порог входа (30 тысяч рублей)».

Общий объем выпуска облигаций составит 15 млрд рублей. Номинал каждой облигации составит 1000 рублей. При продажах и выкупе ОФЗ-н банки-агенты взимают разовую комиссию, которая зависит от суммы сделки. Комиссия начинается от 1,5% при суммах инвестирования до 50 тысяч рублей и снижается до 0,5% при инвестициях от 300 тысяч рублей. При периоде обращения облигации три года комиссия не сильно снижает доход клиента. В рамках первого выпуска средняя доходность за период обращения составит до 9% годовых.

В пресс-службе Сибирского банка Сбербанка сообщили, что отмечают
заинтересованность клиентов к государственным облигациям:

«Доходность по облигациям зачастую выше, чем по банковским вкладам. В рамках наших тарифов предусмотрена комиссия от 0,5% до 1,5% в зависимости от суммы покупки. Минимальное количество облигаций, которым может владеть один клиент - 30 штук, максимальное — 15 тысяч штук».

Облигации федерального займа для физлиц — продукт не новый, в России у него едва ли не вековая история. Государственные займы на восстановление народного хозяйства хорошо помнят представители старшего поколения. Правда, в середине прошлого века приобретались облигации в основном добровольно-принудительно, и рассчитывалось государство с гражданами по этим долгам не всегда справедливо и добросовестно.

«Сейчас нет никаких оснований считать, что государство не выполнит своих обязательств, с этой точки зрения облигации можно считать абсолютно надежным инструментом», — считает вице-президент, управляющий филиалом Муниципальный банка «Открытие» Андрей Смирнов.

Однако желающим попробовать себя в роли инвесторов нужно учесть ряд нюансов, предупреждает он. С одной стороны, обещанная доходность по облигациям федерального займа для физлиц превышает доходность по банковским депозитам, и это может привлечь граждан. Согласно мониторингу ЦБ, максимальная ставка в банках из ТОП-10 с наибольшим объемом привлечений вкладов составила во II декаде апреля 7,94%. В то время как средняя доходность трехлетних ОФЗ составит 8,9% годовых: по данным Минфина, в первый год 7,5% и далее по нарастающей (выпуски облигаций производятся один раз в полгода), в третий год — 10,5%.

Но если владелец захочет выйти из ОФЗ раньше трехлетнего срока, доходность облигаций может оказаться существенно ниже. Потери будут и на их курсовом росте, и на накопленном купонном доходе. В случае если за время владения бумагами владелец получал купонный доход, то он будет удержан из суммы выкупа.

Стоимость одной облигации невелика — 1 000 рублей, но купить их можно только пакетом — не менее 30, но не более 15 тысяч штук. Нужно учесть, что ОФЗ-н приобретаются только у банков-агентов, которым держатель бумаг должен уплатить вознаграждение (агентскую комиссию), что скажется на итоговой доходности. Комиссия тем выше, чем меньше пакет облигаций, т.е. в более выигрышном положении окажутся крупные инвесторы, заметил Андрей Смирнов. Кроме того, эмитентом установлен ряд ограничений для владельцев бумаг. Облигации нельзя будет продать другому человеку, заключать с ними сделки, использовать в качестве залога и другое:

«На наш взгляд, для основной части населения более понятным инструментом сохранения средств и минимизации потерь от инфляции является все-таки банковский депозит. Но ОФЗ-н, безусловно, имеет право на существование на финансовом рынке и, скорее всего, на эти бумаги будет спрос со стороны состоятельных людей, чьи сбережения превышают гарантированную государством страховую сумму в 1,4 млн по банковским вкладам, и тех, кто не склонен к более рисковым инвестиционным стратегиям, даже если их альтернатива уступает по доходности».

Согласен с банкиром и аналитик ГК «ФИНАМ» Богдан Зварич:

«На мой взгляд, народные ОФЗ будут интересны людям с объемом средств выше 1,4 млн рублей. Данная сумма является страховой. Так, в случае если с банком, в котором у человека вклад что-то случится, гарантировано от АСВ он может получить именно эту сумму. В случае же если размер вклада превышает данную объем средств, вкладчик может понести определенные потери. Здесь же весь объем вложений гарантируется государством. Плюс к этому, проценты по вкладу меньше, чем купонные выплаты по данным облигациям. Если же говорить о «подводных камнях» то основным из них является возможность потери купонного дохода при досрочной продаже облигации».

Минфин решил организовать продажу ОФЗ-н через Сбербанк и ВТБ 24 дабы упростить начинающим инвесторам доступ к финансовым рынкам. Но, по сути, у населения напрямую производится заем денег, что позволяет значительно сократить издержки, объяснила директор филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Лариса Кучендаева:

«Объявленные условия (повышение ставки по купону в течение трех лет, стимулирующее инвестора держать бумаги до погашения) позволяют рассчитывать на то, что некая культура инвестирования в результате успеет сложиться. Минимальная сумма вложений — 30 тысяч рублей, при этом агенту нужно уплатить комиссию (от 1,5% от суммы вложений), что, прямо скажем, не увеличивает доходность. Кроме того, бумаги нельзя продать, а можно только сдать агенту, причем, если сделать это в первый год владения, то процентов (НКД - накопленный купонный доход) инвестор не получает. Так ли это привлекательно?»

Скорее всего, «народные» ОФЗ не произведут революции и не смогут полностью заменить собой вклады, предполагает Лариса Кучендаева:

«Вопрос, насколько они вообще будут популярны у инвесторов, имеющих даже минимальное представление о фондовом рынке. Не почувствует ли в конечном итоге инвестор «народных» ОФЗ себя обманутым, когда узнает о возможностях, которые ему уже предоставляет рынок?»

По данным Минфина, ставка по первому купону составит 7,5% годовых, по второму — 8%, третьему — 8,5%, четвертому — 9%, пятому — 10%, по шестому — 10,5%. Дата окончания размещения облигаций — 25 октября 2017 г.

Эльвира Корченко
Фото: astrakhan-24.ru и предоставлены комментаторами

Современная экономическая ситуация и положение в финансово-кредитной сфере сложились таким образом, что нормальное существование граждан, организаций и целых стран невозможно без привлечения финансов со стороны.

Разнообразные формы подобной материальной поддержки дают возможность эффективно решать возникающие проблемы и постоянно развиваться.

Что это такое?

Государственные займы представляют собой важнейший инструмент, компенсирующий дефицит бюджета страны. Фактически – это разновидность государственного кредита, как правило, в денежном виде.

Кредиторами могут быть, как граждане и организации самой страны-заемщика, так и инвесторы из-за рубежа, в том числе – иностранные государства.

Привлеченные по займу средства, покрывают потребности страны. Такой заем, как и другие его разновидности, требует возврата полученных средства с учетом оговоренного срока и начисленных процентов.

Такая форма наполнения бюджета имеет объективные плюсы и минусы. Позитивными моментами являются:

  • контроль уровня инфляции (заемные деньги компенсируют бюджетный дефицит);
  • доступность получения (наиболее очевидный способ преодоления кризиса путем стабилизации экономики);
  • регуляция денежной массы у населения.

К негативным моментам можно отнести:

  • рост процентов по кредитам в случае значительного числа займов государством;
  • увеличение суммарного долга страны;
  • чрезмерность их числа ведет к нестабильной экономической обстановке, росту налогов.

Виды

Классификация государственных займов обширна и учитывает ряд определяющих признаков.

В зависимости от субъекта заемных отношений, займы могут быть размещены центральными (федеральные структуры) или территориальными (регионы, муниципалитеты) органами управления.

Различие внешних и внутренних заимствований государством определяется валютой займа.

Внешние заимствования РФ – привлеченные в виде кредитов и займов средства, кредиторами которых выступают иностранные государства, их физические, юридические лица или международные финансовые институты. Долговые обязательства РФ при этом фиксируются в иностранных валютах.

Внутренние заимствования РФ – кредиты, займы от стран, организаций и международных финансовых структур, фиксированные в рублях.

По степени свободы обращения на рынке различаются займы рыночные и нерыночные.

Заимствования подразделяются и по периоду, на который привлекаются средства:

  • краткосрочные имеют срок погашения – 1 год;
  • среднесрочные погашаются в сроки от 1 года до пяти;
  • долгосрочные могут быть закрыты через пять и больше лет.

В зависимости от того, обеспечены ли обязательства по долгу конкретным или общим имуществом страны или региона, выделяют закладные и беззакладные заимствования. (Залоговые или беззалоговые).

Государственные займы различаются и по методу, определяющему их доходность: с твердым и «плавающим» доходом.

Долговые обязательства могут быть размещены: добровольно, принудительно или по подписке среди граждан или (и) организаций. Они могут обладать правом, быть досрочно погашенными или не иметь такой опции.

Помимо этого, государственные займы бывают облигационными (облигации государственного сберегательного займа) и необлигационными; есть и узкоспециальный вариант – выпуски, размещенные через правительственные структуры или фонды, не подлежащие продаже.

Видео: Обзор облигация 100 рублей

Государственные займы и ценные бумаги

Основными механизмами государственного заимствования являются: кредиты международных финансовых институтов, бюджетные ссуды, гарантии, поручительства самой страны и ценные бумаги.

Государство может привлекать средства, выпуская ценные бумаги, размещая их затем на рынках с участием банков, других финансовых институтов.

Это намного более эффективный метод компенсации бюджетного дефицита, чем эмиссия денежной массы или заимствования в ЦБ России.

Основная причина, обуславливающая выпуск ценных бумаг – необходимость уравнивать неравномерность поступлений налогов. Незапланированный дисбаланс между доходами и расходами, возникший в течение финансового года компенсируется выпуском ценных бумаг.

Ценные бумаги выпускаются и для целевого финансирования приоритетных проектов или программ, нуждающихся в прямой государственной поддержке .

Основными преимуществами государственных ценных бумаг в сравнении с иными бумагами и активами являются: наибольшая надежность, незначительные риски лишения основных средств, льготы в налогообложении.

Облигации и векселя

Разные страны применяют свои названия ценных бумаг, наиболее распространенными являются термины – облигация и вексель.

Облигация обязывает государство выплатить долг на основе ясно оговоренных сроков и процентов. Также при их выпуске определяется порядок возвращения средств. Облигации могут быть:

  • обезличенными, выпущенными для компенсации бюджетного дефицита;
  • целевыми, для определенных проектов.

Облигации обладают курсовой и номинальной стоимостью. Первый параметр непостоянен, он «плавает» в зависимости от надежности, доходности ценной бумаги. Номинальная стоимость просто представляет сумму долгового обязательства.

Погашение облигаций госзайма возможно в имущественной и денежной формах.

Векселя или казначейские обязательства – платежные документы, компенсирующие бюджетный дефицит. Выплаты по нему происходят с начислением процентов.

Векселя, как правило, выпускаются при краткосрочных займах. В некоторых европейских странах ходовыми являются векселя, выпущенные на срок три или шесть месяцев.

При помощи облигаций средства обычно привлекаются на более протяженные периоды.

Эмиссия

Минфин РФ является эмитентом государственных ценных бумаг. Бумаги выпускаются отдельными партиями, каждой из них присваивается регистрационный номер.

Все облигации в пределах одного выпуска имеют идентичные номера, дату погашения, предоставляют один и тот же набор прав. Если не предусмотрены изначальные ограничения, то владельцами облигаций могут стать, как физические, так и юридические лица.

Владельцы бумаг имеют право вернуть основную сумму долга в виде номинальной стоимости, возвращаемой при погашении. Доход же начисляется, как процент к номиналу.

Рыночные и нерыночные

Если ценные бумаги обращаются без ограничений, они называются рыночными. Они могут неограниченно перепродаваться и являются основными при компенсации дефицита бюджета.

Нерыночные бумаги не могут обращаться на рынке и не меняют владельцев. Их предназначение – привлечение конкретных инвесторов с узкопрофильными интересами.

В развитых странах доля рыночных бумаг может доходить до 70%, а нерыночные облигации имеют целевую аудиторию в виде НПФ, страховых компаний, незначительных частных инвесторов.

Залоговые и беззалоговые

Одним из условий при оформлении государственного займа может стать обеспечении его определенным имуществом. Подобные залоговые (закладные) облигации нередко выпускаются региональными органами власти. Их обеспечением служит, как правило, имущество муниципалитета или региона.

Беззалоговые бумаги, не требующие обеспечения, выдаются странами с высоким авторитетом, не допускающим просрочек по выплатам.

Выплаты

Различают следующие формы осуществления доходных выплат по займам государства:

  • выигрышные, когда начисление дохода проходит в форме лотереи;
  • процентные, с ежегодной выплатой по оговоренной ставке в виде равных долей;
  • целевые или беспроцентные;
  • нулевые, выкупаемые по номиналу, реализуемые со скидкой.

Что касается первого варианта, то последний на сегодня внутренний выигрышный заем в РФ был проведен в 1992 году. Большая часть выпущенных облигаций (78 %) была погашена в течение 10 лет по номиналу, выиграло же около 32 %.

Характерно, что этот вид облигаций не является в среде инвесторов ходовым. Их больше интересует стабильный доход, а не «капризы фортуны». Процентные облигации с выплатой процентов один или более раз в год, ценятся намного больше.

Нулевые или дисконтные облигации реализуются с определенной скидкой от номинальной цены, выкупаются же – по номиналу. Эти бумаги также являются ходовыми.

Управление

Механизмы государственных займов – специфичные финансовые отношения, их разнообразие дает возможность странам, заинтересованным в привлечении средств извне, предоставлять наиболее благоприятные возможности для инвесторов.

Заимствования государства нуждаются в усиленном контроле, как в вопросе погашения обязательств, так и в привлечении средств.

Приоритетными для повышения привлекательности страны являются – минимальная цена кредита и стабильность ценных бумаг государства на рынке.

Государство через Центробанк осуществляет управление государственным долгом. Для своевременного погашения кредитов и выплаты доходов по обязательствам используется типовой набор мероприятий. Среди них:

  • выплаты по внешним и внутренним займам;
  • отчисления по кредитам;
  • гарантийные обязательства;
  • выработка условий и размещение новых займов;
  • смена текущих условий по займу на более выгодные.

Эффективность управления госдолгом определяется управленческими решениями на базе оценки размеров долга, его состава и актуального финансового положения.

В целом работа с внешним долгом государства состоит из нескольких стадий:

  • определение инструментария, способного привлечь ресурсы, увеличение эффективности пользования средствами, оценка размеров займа и возможных гарантий;
  • непосредственное привлечение средств, работа с ценными бумагами, адресное направление собранных средств, инвестиции или бюджетное покрытие;
  • определение источников для погашения займа, работа по уменьшению расходов.

Грамотное управление долгом государства необходимо также в социальном и политическом контексте. От этого зависит поддержка социально направленных финансовых программ, стабильность политической системы страны, ее адекватная, суверенная позиция на международной арене.

Нельзя сказать, что государственные заимствования это прерогатива лишь стран, слабых экономически. В эффективной кредитной политике в той или иной мере нуждаются все государства. Главным остается одно – выбор в пользу займа нуждается в полноценном анализе, кропотливой предварительной работе и надежном обслуживании взятых обязательств.

Анонс статьи. Обзор вопроса о государственном займе. Определение понятия, его классификация, формы, разновидности, особенности управления долгом государства, сведения о ценных бумагах.

Стабильное финансовое состояние страны – залог благополучия населения, потому правительство стремится его контролировать, в том числе и за счет выпуска гособлигаций. Облигации государственного займа (ОФЗ) являются средством для покрытия бюджетного дефицита посредством выпуска федеральных ценных бумаг. Грубо говоря, государство берет у граждан в заем денежные средства под определенный процент. За последние несколько лет бюджетные доходы уменьшились (главным образом из-за резкого падения цены на нефть) и выпуск госзаймов снова стал актуальным.

Что такое государственные облигации

Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

Облигации федерального займа

Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важной частью фондового рынка в любой стране. Так можно регулировать временно свободные средства финансовых учреждений и физических лиц. Виды государственных ценных бумаг:

  • безналичные и наличные;
  • бездокументарные и документарные;
  • доходные и гарантированные;
  • нерыночные и рыночные;
  • на предъявителя и именные.

По функциям ГЦБ различаются:

  • государственные долгосрочные купонные обязательства;
  • государственные краткосрочные бескупонные обязательства;
  • облигации сберегательного займа;
  • облигации внутреннего валютного займа;
  • государственные казначейские векселя;

Кто является эмитентом

Эмитент – это организация, которая берет на себя выпуск и обеспечение ценных бумаг. В случае с госзаймом в этой роли используется государство. Оно же должно обеспечивать доходность своих ценных бумаг и гарантировать права их держателей на получение дохода от возврата денежных средств по окончанию действия госзайма. Это условие надежности облигаций государственного займа. Сейчас ситуация в стране намного стабильнее, чем в 90х годах, так что вложения в госзайм может быть надежным.

Доходность государственных облигаций РФ

Государство объявило о доходности ОФЗ, выпущенных в 2019 году, в размере от 8,5% годовых. Сравните – прибыль с депозитов в крупнейших банках России редко поднимается выше 7,5-8%. Можно считать приобретение государственных ценных бумаг вполне выгодным мероприятием. С другой стороны банки берут комиссию в размере от 05 до 1,5% в зависимости от количества приобретенных госзаймов. Итак, если вы погасите их через три года, то ваш доход за вычетом комиссии будет составлять 9,02%.

Стоит ли покупать облигации федерального займа

Правильно говорят: «Государство не обманешь, скорее оно тебя». Россияне уже имеют печальный опыт того, как заимствование денег у населения через займы сначала было добровольно принудительным в советское время или откровенно мошенническим, как в случае ГКО. Логично, что сейчас к госзайму отношение настороженное. МинФин же уверяет: сейчас, когда внешние долги СССР уже отданы, а дефицит бюджета есть, но не критичен, самое время инвестировать свободные средства в ценные бумаги, как вариант.

Ситуация с государственными ценными бумагами прошлых лет немного другая. По рискам эти инвестиции мало отличаются от других вложений на фондовой бирже. Причем самостоятельно приобрести старые ОФЗ нельзя, тут лучше воспользоваться услугами посредников – трейдеров, паевых инвестиционных фондов. Это потребует дополнительных расходов, зато снизит риск первичных инвестиций.

Срок погашения

В системе госзаймов не предусмотрены штрафы за досрочный возврат денег, дается гарантия на 100% погашение займа, причем вернуть можно любую сумму. Хотите получить доход с процентов – не рассчитывайте забрать деньги раньше, чем через год. В противном случае владелец ОФЗ два раза платит комиссию банку (при досрочном погашении комиссия взимается тоже). Зато через год стоимость ваших ОФЗ увеличится на 6-8,5%, через три – на 10,5 процентов. Цена облигаций постоянно меняется в зависимости от экономического состояния на российской фондовой бирже.

Продажа и покупка облигаций

Частные лица могут приобрести ОФЗ-17 с 26 апреля 2019 года до 25 октября 2019 года. Продаваться они будут в отделениях Сбербанк и ВТБ 24. Госзайм 2019 года нельзя будет купить на бирже или через посредников. Это сделано, чтобы предотвратить спекуляции. ОФЗ-Н (народные) не могут быть приняты как залог при кредитовании, с ними не могут производиться операции дарения. Единственный способ передачи ценных бумаг другому лицу – по наследству.

Как купить облигации федерального займа физическому лицу

Процедура покупки облигаций федерального займа 2019 года происходит просто: вы приходите в отделение Сбербанка или ВТБ (не забудьте сначала выяснить, продаются ли там ОФЗ). Заключаете договор и приобретаете. Другой вариант – покупка ОФЗ онлайн через личный кабинет на сайтах банков. Облигация государственного займа является собственностью покупателя и не может быть подарена или продана.

Где купить облигации

Предполагается, что продажа облигаций федерального займа будет проходить в крупных банках РФ – Сбербанке и ВТБ24. Не каждое отделение банка предоставляет эту услугу, ОФЗ будут продаваться в больших отделениях, предлагающих услугу Сбербанк-Премьер. Ценные бумаги от государства прошлых лет приобретаются на бирже, лично или через брокерские конторы или паевые инвестиционные фонды с небольшой комиссией.

Сколько стоят облигации государственного займа

Номинал одной облигации госзайма составляет 1 тысячу рублей. Это касается как старых государственных ценных бумаг, так и новых, которые будут выпущены в 2019 году. Причем введено новое ограничение – минимальная партия ОФЗ составляет 30 000 руб., максимальная 15 000 000 руб. Облигации, выпущенные до 2019 года, также имеют номинал в тысячу руб., но в количестве неограниченны.

Сколько можно заработать на облигациях

Новые ОФЗ-2017 имеют фиксированный доход. Доход ОФЗ-17 сроком на три года получается в районе 9% годовых, с учетом выплаты комиссии. Другие государственные ценные бумаги обещают более высокую прибыль – долгосрочные облигации (10-15 лет) до 14-16% годовых, краткосрочные на один-два года – до 11% годовых. Встречаются и более высокие проценты, но, как известно, чем выше прибыль, тем больше и риск ее не получить. Управление купленными госзаймами осуществляется или через посредников, или же самостоятельно при условии создания ЭЦП и собственного личного кабинета на бирже.

Видео: Федеральные государственные ценные бумаги РФ

Облигации федерального займа (ОФЗ).

Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Основные виды государственных ценных бумаг

Государственным внутренним долгом являются долговые обязательства правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут быть в виде кредитов, получаемых правительством РФ, в виде государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств.

Основными видами государственных ЦБ являются:

· Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

· Государственные долгосрочные облигации (ГДО) ;

· Облигации Федеральных займов (ОФЗ);

· Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ).

Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - ЦБ РФ. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

Сделки с облигациями могут проводиться только на ММВБ. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. В настоящее время существует 12 выпусков со сроком погашения до 2004г. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал. Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

Выпущены в 1992г. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

ОВВЗ могут спокойно продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.

История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической дея­тельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физи­ческим лицам их валютные средства, которые к этому моменту храни­лись на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федера­ции в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводи­лись в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)

Условия займа. Валюта займа - доллары США. Процентная ставка - 3% годовых. Объем займа - 7,885 млрд долл. в 1993 г. и 5050 млрд долл. в 1996 г. Номинал облигации - 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска -- предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам - 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

Выпуск - 5 серий:

1-й транш на сумму 0,266 млрд долл., погашен 14.05.94 г.

2-й транш -- на сумму 1,518 млрд долл. -- сроком на 3 года; дата погашения - - 14.05.96 г.

3-й транш - на сумму 1,307 млрд долл. сроком на 6 лет; дата погашения 14.05.99 г.

в 4-й транш на сумму 2,627 млрд долл. сроком па 10 лет; дата погашения - 14.05.03 г.

5-й транш - на сумму 2,167 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения -- 14.05.08 г.

6-й транш на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 10 лет; дата погашения - 14.05.06 г.

7-й транш - на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения- 14.05.11 г.

Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа мо­гут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за кон­вертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.

Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в ус­тавный капитал предприятий и коммерческих организаций.

Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облига­ций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и на­считывает несколько десятков торгующих фирм.

3) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Выпускаются с 1993 г.

Сроки обращения - до 1 года.

Номинал - от 10 руб. - устанавливается эмитентом при выпуске.

Форма существования - бездокументарная.

Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.

Форма владения - именная.

Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной си­стемы и депозитария.

Доходность определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась в ходе проведения аукционов по так называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые прини­мают участие в определении цены облигации.

Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более дол­госрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.

С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. вы­пуски ГКО возобновились.

Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО - высокий уровень доходности, поддерживавшийся несмотря на все более сокра­щающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха - отсутствие экономического роста в стране.

4) Облигации федерального займа (ОФЗ).

Начало выпуска - с июля 1995 г.

Сроки обращения - свыше 1 года.

Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.

Номинал - 1000 руб.

Форма владения - именная.

Форма выплаты дохода - фиксированная и переменная купонная ставка.

Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.

До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.

Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущен­ных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФД) со сроками обра­щения 4 и 5 лег с соответствующими процентными ставками, с постоян­ным купонным доходом (ОФЗ - ГТД) со сроком обращения 3 года и нуле­вым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

5) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Начало выпуска - август 1995 г.

Срок обращения - 1-2 года.

Номинал - 100 и 500 руб.

Форма существования - документарная.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма владения - предъявительская.

Форма выплаты дохода - купонная; процентный доход устанавли­вается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквар­тально учреждениями Сбербанка РФ.

Владельцы - юридические и физические лица; резиденты и нерези­денты.

Порядок обращения - ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Мини­стерством финансов в форме закрытых торгов.

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

6) Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сер­тификаты).

Сущность - предоставляют владельцу право получить при пога­шении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

Эмитент - Министерство финансов РФ.

Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением.

Форма владения - именная ценная бумага.

Наличие дохода - беспроцентная.

Номинал - цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

Описанные характеристики золотого сертификата утверждены ус­ловиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осе­нью 1993 г., с номиналом 10 кг.

7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном

с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета.

Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с це­лью погашения задолженности федерального бюджета перед соответ­ствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погаше­ния задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).

Похожие публикации