Понятие фонетической позиции. Фонема и ее функции

Понятие фонетической позиции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие фонетической позиции
Рубрика (тематическая категория) Образование

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Важно заметить, что для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та͵ ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция (лат. reductio, от reducerе ʼʼприводить обратноʼʼ, ʼʼвозвращатьʼʼ; ʼʼсокращать, уменьшатьʼʼ) - ϶ᴛᴏ ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всœех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная - ϶ᴛᴏ уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

Редукция качественная - ϶ᴛᴏ ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, ᴛ.ᴇ. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.

Понятие фонетической позиции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие фонетической позиции" 2017, 2018.

Фонологическая (фонетическая) позиция- это условия употребления, реализации фонемы в речи. В разных фонологических позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Фонологическая позиция определяется положением фонемы перед определенными звуками или после них, а также местом в слове (по отношению к ударению, к концу слова и т. п.). В разных фонетических позициях одна и та же морфема представлена разными аллофонами, т.е. происходят позиционные чередования фонем. Позиционные чередования - это закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, обусловленная их фонетической позицией. Различают сильные и слабые фонологические позиции.

Сильная фонетическая позиция(или позиция максимальной дифференциации) - это такая позиция, в которой противопоставляется друг другу наибольшее количество фонем и, следовательно, фонемы в большей степени могут дифференцировать слова: [м’э´л] и [м’и´л] – гласные фонемы [э´] и [и´] под ударением способны различать слова; [со´м] и [ко´м] – согласные фонемы в позиции перед гласными также выполняют смыслоразличительную функцию.

Слабая фонетическая позиция (или позиция минимальной дифференциации) - это такая позиция, в которой противопоставляется меньшее количество фонем, следовательно, в меньшей степени различаются слова: [лук] -лук илуг , [стърЛжы´л] -сторожил истарожил .

Фонемы, стоящие в сильных фонологических позициях, принято называть сильными фонемами, в слабых позициях употребляются слабые фонемы. В слабых фонологических позициях разные фонемы могут совпадать в своих аллофонах.

Сильные и слабые позиции гласных фонем

Сильная позиция гласных фонем - положение под ударением.

Слабая позиция - безударное положение.

В сильной позиции (под ударением) различается 5 гласных фонем (согласно теории Московской фонологической школы, звук [ы] – это реализация фонемы /и/ после твердых согласных):

/а/, /о/, /э/, /у/, /и/.

В данной позиции фонемы будут представлены своими основными вариантами:

воды - [во´ды] - фонема /о/ - звуком [о´],

карта – [ка´ртъ] - фонема /а/ - звуком [а´],

это – [э´тъ] - фонема /э/ - звуком [э],

бил, был – [б’и´л] - фонема /и/ - звуком [и], [бы´л] - фонема /и/ - звуком [ы].

лук – [лу´к] – фонема /у/ - звуком [у].

Сильные гласные фонемы могут реализоваться в следующих аллофонах.

/а/ - /а/, /˙а/, /а˙/, /˙а˙/ - мал, мял, мать, мять.

/о/ - /о/, /˙о/, /о˙/, /˙о˙/ - ноша, нес, носит, Леля .

/у/ - /у/, /˙у/, /у˙/, /˙у˙/ - лук, люк, луки, люки .

/и/, /ы/ - /и/, /и/, /ы/, /ы˙/ - лик, лики, лыко, лычка.

/э/ - /э/, /˙э/, /э˙/,/˙э˙/ - шест, дело, шестик, дельный.

В слабой позиции гласные фонемы нейтрализуются, т.е. реализуются в одинаковых аллофонах.

Позиционные чередования гласных фонем

Сильные и слабые позиции согласных фонем

«Согласные фонемы образуют регулярно 2 соотносительных ряда, основанных на пересекающихся чередованиях: ряд по звонкости - глухости и ряд по мягкости - твердости. Для соотносительных рядов характерны противопоставление фонем в одних позициях (сильные позиции) и нейтрализация, совпадение в одном звуке в других (слабая позиция)».

Сильные позиции согласных фонем по звонкости-глухости:

а) перед гласным - [то´м] – [до´м], [шэ´ст] – [жэ´ст];

б) перед сонорными согласными - [зло´] – [сло´н],

[н’и Э (см’э´i] – [зм’э´i];

в) перед /в/, /в/ - [дв’э´р’] – [тв’э´р’ ], [сво´i] - [зво´н].

Слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости:

а) в конце слова - прут - пруд, грусть - груздь (в дан ной позиции и глухие и звонкие согласные реализуются в глухих согласных звуках);

б) перед шумными глухими - лапка, скобка (в данной позиции и глухие, и звонкие согласные реализуются в глухом согласном звуке);

в) перед шумными звонкими (кроме /в/, /в/) - молотьба, ходьба (в этой позиции глухие и звонкие согласные реализуются в звонком согласном звуке).

Таким образом, все согласные фонемы образуют следующий соотносительный ряд по звонкости-глухости, представленный на странице.

Таких внутренних связей нет у непарных по признаку глухости- звонкости согласных: у сонорных /л/, /л’/, /м/, /м’/, /н/, /н’/, /й/ и у глухих /ц/, /ч’/, /ш’/, /х/, /х’/. Эти согласные могут выступать в разных фонетических позициях, сохраняя в них свои основные признаки и не совпадая в произношении с другими согласными.

Сильные позиции согласных фонем по мягкости-твердости:

а) перед гласными: [во´л] – [в’˙о´л];

б) на конце слова: [кон] - [кон’ ], [уда´р] - [уда´р’ ];

в) перед заднеязычными [к], [к’], [г], [г’ ], [х], бо˙´р’([х’ ] – [у к’и] - у Борьки - [убо´рк’ и] - уборки ;

г) для фонемы /л/ - перед всеми согласными: [по´лзъл] – ползал - [по˙´л’ зъ] -польза .

Слабые позиции согласных фонем по мягкости-твердости:

а) перед среднеязычными /i/ или /j/: [пла˙´т’ iь] – платье, [л’j˙о´ш] – льешь, [л’и´с’iъ] - лисья . В этой позиции все парные по мягкости-твердости согласные фонемы реализуются в мягких согласных звуках. Исключение представляет лишь позиция согласных на конце приставок перед [j]: [пЛдjэ´ст] - подъезд , [Лбjи э в’и´т’ ] - объявить 18 .

б) для переднеязычные согласных /с/, /з/, /н/ - перед мягкими переднеязычными: [ка˙´н’ т’ик] – кантик, [ко˙´с’т’ ] -кость, [з’д’э´с’ ] –здесь . В этой позиции фонемы /с/, /з/, /н/ реализуются в мягких согласных звуках;

Вне этого соотносительного ряда остались непарные по мягкости – твердости фонемы: всегда твердые /ж/, /ш/, /ц/ и всегда мягкие /ш’/, /ч’/, /i/.

Основные понятия фонетики


Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.



Звук речи - это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:

1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;

3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.

4) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.

5) 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.


Принципы классификации звуков речи


Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, шум - [у], лес - [э]) и безударными (например: вода - [а], весна - [и]).

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.

Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.

Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных - их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз - звучный).

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг - [к], ложка - [ш]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба - [з"]).


Слог. Ударение


Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).

Ударение - это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.

Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.

Подвоенное ударение - это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора - гору.

Неподвижное ударение - это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) - окно (род.п. ед.ч.)

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог - творог, иначе - иначе, мышление и мышление.

Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора - горы, большой - большого, песчаный - песчаного, выбрать - выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок - дружка, занять - заняла.


Фонема как единица языка


В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.

Фонема - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.

Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие - «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал - мол - мул - здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, например: [г]ол - [к]ол.

Слабая позиция - это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма - сама и сома.

Для гласных русского языка слабая позиция- это позиция без ударения. Для глухих/звонких"согласных - позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса - лиса [лиса], съезд - съест [сйэст].


Транскрипция


Транскрипция - это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы, краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международной фонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например, слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [й у еп у ].

В России, кроме того, используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно], [д*эн"].

В транскрипции не используются знаки препинания и прописные буквы.

Интонация и ее элементы


Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи, одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его

смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Интонация включает в себя:

1) мелодику речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе;

2) ритм речи, т. е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического;

3) интенсивность речи, т. е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания;

4) темп речи, т. е. скорость ее протекания, длительность звучания во времени;

5) тембр речи, т. е. звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки.

Интонация оформляет высказывание в единое целое, различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности, выражает эмоциональную окраску, характеризует говорящего и ситуацию общения в целом.

Прочитайте, укажите, какую роль играет ударение в словах. Поставьте ударение, составьте 5-7 предложений.

Стая белок - растительный белок; орган речи - звучит орган, величественный замок - дверной замок; пахнет духами - пахнет ветерком; живописные берега - с противоположного берега;

полноводные реки - вдоль берега реки; вести от близких - вести за руку ребенка; дремучие леса - опушка леса; пили кофе - пили дерево.


Орфоэпические и акцентологические нормы


ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Орфоэпия - 1) раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение; 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

В русской орфоэпии выделяется несколько разделов:

6) произношение гласных;

7) произношение согласных (твердых и мягких, сочетаний согласных);

8) произношение отдельных грамматических форм;

9) особенности произношения иностранных слов;

10) ошибки в произношении отдельных слов.


Произношение безударных гласных


В современном русском литературном языке гласные [а], [е], [о] произносятся отчетливо только под ударением: мак, пень, дом. В безударном положении они подвергаются качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция- это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы.

В меньшей степени подвержены редукции гласные звуки, которые находятся в первом предударном слоге, например, и [о] произносятся одинаково - как закрытый звук, обозначаемый в фонетической транскрипции значком -«крышечка» - [л]: [плкдй] - покой, [блзйр] - базар и т.п. От ударного [а] он отличается меньшей продолжительностью.

Произношение безударного [о] как закрытого [л] называется умеренным аканьем и представляет собой особенность русского литературного произношения.

В остальных безударных слогах на месте [о] и [а} произносится краткий звук, обозначаемый в транскрипции знаком:к[ъ]лос6к, дёл[ь], шкдл[ъ].

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а]: ксиома,[а]блака.

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] также произносится, как [а], если находится в первом предударном слоге: ж[а]ргон, ш[а]гатпь, а перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ы э ]лётъ, лош[ы э ]дёй.

На месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, средний между [е] и [и], обозначаемый в транскрипции [и е ], например: л[и е ]гугики, з[и е ]мля.

В остальных безударных слогах на месте букв ей я произносится краткий [и], обозначаемый в транскрипции знаком: п[ъ]тачбк, выт[ь]нуть.

На месте сочетаний аа, он, до, оо в предударных слогах произносится [а] долгий, обозначаемый в транскрипции [а], например: в[ одушевление, з[а]парк.

Отчетливое произношение безударных [а], [о], [е] является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка. Оно чаще всего возникает под влиянием письменного облика слова и производит буквенный, а не звуковой состав его. Также ошибки в произношении гласных могут быть вызваны влиянием местных говоров.

Ряд орфоэпических ошибок связан с неразличением ударных [е] и [о] (на письме ё) после мягких согласных: афера и афера, гренадер и гренадёр и др. В большинстве исконно русских слов безударному [е] под ударением соответствует [о], ср.: жена - жёны, село - сёла и т.п.

Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: истекший год и истёкший кровью, все и всё, падеж (существительного) и падёж (скота).

Однако чаще всего колебания в произношении [е] и [о] не имеют ни смыслоразличительного, ни стилистического значения. Это равноценные варианты литературной нормы. Так, по данным «Орфоэпического словаря русского языка» вариантным является произношение следующих слов: белёсый и доп. белесый, блёклый и доп. блеклый, бытие и бытиё, издалека и доп. издалёка, жёлчь и доп. желчь, манёвр и маневр, местоименный и местоимённый, пересекший и доп. пересёкший, решетчатый и решётчатый.

Только [е] следует произносить в словах: акушерка, атлет, афера, блеф, всплеск, гренадер, единоплеменный, заглянет, зев, леска, одновременный, опека, оседлый, склеп, совершенный вид (термин), шлем и др.

Только [о] графически ё следует произносить в словах вояжёр, гравёрный, гололёд, двоежёнство, дрёма, затёкший, искромётный, можжевёловый, никчёмный и др.

Правильно произнесите слова и поставьте ударение. За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Зер, заостренный, запыленный, заселенный, захламленный, зубрежка, издалека, зимовье, жнивье, гололедица, головешка, вопиет, забредший, иноплеменник, оседлый, околесица, острие, перекрестный, привезенный, слезный, заем, закопченный, разношерстный. Упражнение 2. Определите, в каких словах мы произносим [э] - графическое е, а в каких [о] - графическое ё.

Новорожденный, никчемный, несравненный, отцветший, помпезный, опыленный, оседлывать, презренный, разновременный, сие, поблескивать, подоплека, отекший, привезший, принесший, скабрезный, смиренный, сребреник, бессребреник, атлет, совершенный (причастие).


Произношение согласных звуков


Произношение согласных звуков связано с законами уподобления и оглушения.

В конце слов и в середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: гроздь - гро[с"т"], луг - лу[к], варежка - варе[шк]а и т.д.

В сочетаниях «звонкий согласный + глухой согласный» или «глухой согласный + звонкий согласный» первый из них уподобляется второму: кружка - кру[шк]а, сговор - [зг]овор.

Сочетания отдельных согласных произносятся следующим образом:

си/, зад - [шш] или [ш:]: расшумелся - ра [ш:]умелся]

С^ФС} зле [жж] или [ж:]: сжарить - [ж:]арить;

зж у жж (внутри корня) - [ж"] или [ж:]: позже - по[ж:]е\

сч - [ш"]: счастье - [ш"]астье\

зч (на стыке корня и суффикса) - [ш 1 ]: приказчик - прика[ш" ]ик;

тч, дч - [ч"]: докладчик - докла[ч"]ик, отчаянный - от[ч" ]аянный;

тц, дц - [ц]: молодцы - моло[ц]ы, отцы - о[ц]ы\

дс, тс (на стыке корня и суффикса) - [ц]: братский - бра[ц]кий, заводской - заво[ц]кой\

в сочетаниях гк, гч [г] произносится как [х]: легкий ~ ле[х]кий.

Следует помнить, что звонкий согласный [г] в конце слова должен звучать как взрывной глухой [к]. Произношение фрикативного глухого [х] недопустимо, как диалектное (особенность южных говоров). Исключением является слово бог - 6о[х].

Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление по мягкости) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: снег - [с"н"эк], пятница - [п"ат"н"ицъ], гонщик - [гон"ш":ик], с зимы - [з"-з"имы].

В некоторых случаях смягчение твердых согласных перед мягкими в современном русском литературном языке при произношении является факультативным, т.е. необязательным: ветви [т"в"] и [те"}, съел [с"йэл] и [сйэл].

Не допускается смягчение [з] в суффиксе -изм, если согласный [м] твердый, например: материализм] и органи[зм].

Сочетание чн в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: точный, Млечный Путь и др. Лишь в некоторых словах на месте чн произносится [шн]: двое[гин"]ик, в отчествах на -ична (Никити[шн]а). Встречаются слова с вариативным произношением: двухкопеечный [шн] и [чн].

Запишите в транскрипции произношение сочетания чн в следующих словах:

Банно-прачечный, бараночный, бочечный, будочник, булавочный, булочная, бутылочный, взяточник, горничная, горчичники, горячечный, гречневый, двоечник, пятикопеечный, девичник, молочный, встречный, калачный, ключница, нарочно, полуночник, пустячный, скворечник, яичница.

Выпишите слова, в которых следует произносить [шн].

Беспечный, войлочный, взяточничество, всенощная, горчичный, лавочный, сказочный, сердечный друг, сердечная мышца, дачный, мелочный, Кузьминична, Ильинична, скучно, подсвечник, очечник, ячневый, будничный, балалаечный.

Найдите слова, в которых произносится звук [з*]. Грязь, просьба, косьба, праздный, подсказка, указка, здесь, сделай, здоровье, нездоровится, здание, арбуз, мозг, вокзал, звездный, завистливый, здравствовать, сбежать, патриотизм, идеализм, позиция, безжалостный, зимовка, погрузка, приказчик. Укажите слова, в которых произносится звук [с].

Гносеология, мягкосердечный, созыв, агитпоезд, девиз, колхоз, союз, синтез, обсудить, подписать, надпись, низкий, узкий, вписать, скользкий, сгорел, угасший, расшитый, просчитаться, расчет, грустный, известный, завистливый, заводской, сжарить.

Молотьба, запад, западня, дно, денёк, декабрь, добрый, предлог, подкова, пиджак, дрель, пруд, пуд, пудинг, падение, падеж (именительный), подкуп, подкурсы, прядь, пядь (земли), плеяда, код, клад, кладовая, плед.

I. Угасший, трубка, замзав, безжалостный, просчитаться, отчасти, тридцать, детский, большевистский, капитализм, решаются, собираться.

II. Замерзший, голубка, зубчатый, сжатый, подписчик, докладчик, городской, солдатский, антифашистский, импрессионизм, добивается, видеться.

III. Расшитый, робкий, второй, безжизненный, резчик, подчистить, страстный, флотский, реваншистский, идеализм, говорится, мечтается.


Ошибки в произношении некоторых грамматических форм


На месте буквы г в окончаниях -ого/-его следует произносить [в]: красно[въ], то[во], четверто[въ]. Звук [в] на месте буквы г также произносится в словах сегодня, сегодняшний, итого.

Необходимо различать в произношении безударные окончания 3-го л. мн.ч. глаголов I и II спряжения; ко[л"ут], а не ко[л"ът], му[ч"ит], а не му[ч"и е т], не[л"ут], а не ме[л"ат], ды[шът], а не ды[гиут] и т.д.

В формах 2-го л. ед.ч. перед возвратным постфиксом -ся сохраняется согласный звук [ш]: смее[гисъ] или смее[гис"ъ]. Произношение в подобных случаях долгого [с] является орфоэпической ошибкой, например: купае[шсъ] или купае[шс"ъ], а не купае[с > ь].

Найдите слова, в которых следует произносить [г].

Генезис, нет угля, гренки, большого, сегодня, бог, кого, итого, сегодняшний, синего, чего, его, прекрасного, милого, доброго, любимого, разбег, некого, ни того, ни другого, белого, моего, огромного, никчемного, чудесного, нашего, алкоголь, денег, договоренность.

Выпишите слова, в которых произносится звук [в].

Травка, варежка, ватрушка, зеленого, моего, корова, мальчиковый, осведомить, Петров, гордиев узел, пасквиль, никого, в поле, апостроф, совсем, огонек в ночи, ходатайство, девушки, доставка, у костров, у домов, волосок, навек, восемь, весна.


Особенности произношения заимствованных слов


В книжных словах иноязычного происхождения и в некоторых именах собственных сохраняется безударный [о]: поэт, поэма, рококо, Золя, Шопен, сонет и др. В иностранных словах, которые носителями русского языка не воспринимаются как заимствование, наблюдается аканье: конспект, компресс, роман, бокал и др.

В начале слов иноязычного происхождения и после гласного на месте буквы э произносится [э]: экзотика, экстерьер, дуэлянт, пируэт.

Согласные л, г, к, х в иностранных словах перед е смягчаются: герцог, схема, молекула.

Согласные т, д, з, с, и, р чаще всего сохраняют твердость перед е: Вольтер, рандеву, термос, шедевр и др.

По данным «Орфоэпического словаря», во многих словах перед е допускается вариативное произношение: бандероль [н"д"е] и [ндэ], бизнесмен [знэ] и [мэ], доп. [з"н"е] и [м"е], депо [д"е] и [дэ]. Это связано с тем, что изменение качества согласных перед е в заимствованных словах - живой процесс. Смягчение согласных перед е происходит в первую очередь в общеупотребительных словах.

Определите, в каких словах согласный перед е является твердым. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

I. Анданте, деспотия, адекватный, бенефис, вертеп, дебют, апартеид, астероид, бульденеж, ватерлиния, демпинг, синтетика, тест, тетрациклин, фанера.

И. Альма-матер, детализация, аденоиды, берет, гарем, дегенерат, атеизм, аутсайдер, буриме, галифе, цитадель, кларнет, сектор, шедевр, Шопенгауэр.

Академик, аккордеон, депеша, гипотенуза, демократия, ни бе ни ме, бижутерия, бутерброд, грейпфрут, интерьер, кашне, фонетика, термометр, тет-а-тет, режиссер.

Акварель, антресоли, беспатентный, дебоширить, брудершафт, вальдшнеп, гротескный, газета, Одесса, рента, турне, тенор, термос, тубдиспансер, территория.

Выпишите слова, в которых перед е, согласно нормам русского произношения, можно произносить и твердый согласный и мягкий. За справками обращайтесь к словарю.

Аннексия, бактерии, бандероль, брюнет, бифштекс, бизнесмен, бременский, брюссельцы, вундеркинд, генезис, делегат, девальвация, дедуктивный, Доде, Декарт, депутат, депо, дерматолог, деформация, редактор, резолюция, теннис, традесканция, термин.


Ошибки в произношении отдельных слов


В речи иногда одни звуки неоправданно опускаются, другие, наоборот, вставляются или переставляются. Подобные ошибки можно наблюдать при произношении иностранных слов, ср.:

Ошибочно: дерма[н]тин (добавлен [н]) инци[н]дент (добавлен [н]) интриган[т]ка (добавлен [т]) конста[н]тировать (добавлен [н]) ханже[н]ство (добавлен [н]) тро[л"э]бус (опущен [л] и [й]) [п"ьр"и 3 труб]ация (перестановка звуков) лабо[л]атория (замена звука [р] на [л]) юрис[т]консульт (добавлен [т]) светопре[д]ставление (добавлен [д])

Вместо правильного юбочка, юбок говорят ю[п]очка, ю[п]ок, сохраняя оглушение, происходящее перед согласным [к] в форме именительного падежа: ю[п]ка, ю[п]ки.

Вместо одного [о] в слове дикобраз произносят дик[оо]б- раз, а знаменосец звучит как знаме[нлн6]сец. Эти грубые ошибки свидетельствуют о сильном влиянии просторечия.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Акцентология (от лат. ассеп1и$ - ударение) - раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

В русском языке ударение свободное, что отличает его от некоторых других языков. Например, в чешском языке ударение закреплено за первым слогом, в польском - за.

Верно: дерматин инцидент интриганка констатировать ханжество троллейбус пертурбация лаборатория юрисконсульт светопреставление предпоследним, в армянском - за последним. Так как в русском языке ударение может падать на любой слог, его называют разноместным {дочка, корова, килограмм). Эта особенность затрудняет усвоение акцентологических норм.

Вторая особенность русского ударения - наличие подвижности/неподвижности. Подвижным называется ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова (дом - домой, могу - можешь). Если же в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, его называют неподвижным (звонит - звонишь - позвонят - созвонимся).

Разноместность и подвижность русского ударения служат для различения совпадающих в написании разных, например: кирка ("протестантская церковь") и киркой ("инструмент"), трусить ("бояться") и трусить ("бежать трусцой"), обрезать (сов. вид) и обрезать (несов. вид), платье мало (кр. форма при лаг.) и спал мало (нареч.).

Для ударения существует понятие вариантности, которое означает, что некоторые слова имеют варианты ударения. Акцентные варианты не имеют различий ни в лексическом, ни в грамматическом значениях. Но часто характеризуются разной степенью употребительности и во многих случаях закреплены за разными сферами употребления.

К равноправным акцентологическим вариантам относятся: баржа и баржа, газировать и газировать, домбра и домбра, заиндевелый и заиндевелый, заржаветь и заржаветь, камбала и камбала, комбайнер и комбайнёр, лосось и лосось и др.

Другие нормативные варианты делятся на основные и допустимые, т.е. менее желательные, например/ творог и доп. творог, кулинария и доп. кулинария.

Ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления, ср.: флейтовый - флейтовый (у музыкантов), прикус - прикус (у специалистов), компас - компас (у моряков).

Специфично ударение в заимствованных словах. Оно зависит от многих обстоятельств: от ударения в языке-источнике, в языке-посреднике при опосредованном заимствовании, от давности заимствования и степени освоенности слова русским языком. Поэтому об ударениях в заимствованных словах следует справляться в словарях.


Ошибки ударения


Наибольшее количество акцентологических ошибок возникает при образовании следующих форм:

I. В именах существительных:

односложные существительные м.р. в косвенных падежах ед.ч. имеют ударение на окончании: блин - блина, винт - винта, зонт - зонта, линь - линя, скирд - скирдой, хорь - хоря, штрих - штриха и др.

двусложные существительные ж.р. в В.п. ед.ч. имеют ударение на окончании (весна - весну, десна - десну, овца - овцу, стопа - стопу и др.) и на корне (зима - зиму, доска - доску, стена - стену и др.).

ряд имен существительных ж.р., употребляясь с предлогами в и на, произносятся с ударением на окончании: в груди, на двери, в ночи, в сети, в тени, на цепи и др.

существительные ж.р. в Р.п. мн.ч. имеют ударение:

а)на основе: местностей, почестей, прибылей, прорубей, шалостей;

б)на окончании: ветвей, горстёй, должностёй, крепостей, плоскостей, степенёй, скатертей, скоростей, стерлядей, податёй, повестей, новостёй, четвертёй.

II. В именах прилагательных:

Краткие имена прилагательные в м.р. и. ср.р. ед.ч. и во мн.ч. имеют ударение на первом слоге основы, а в ж.р. - на окончании, например: вёсел - весело - веселы, но - весела.

В глаголах:

в глаголах прошедшего времени в ж.р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, врала, гнала, задала, начала, поняла, спала (от спать) и др.

Реже на основе: брила, клала, крыла, мыла, шила, спала (от спасть) и др.

глаголы на -ировать подразделяются на две группы:

а) с ударением на и: блокировать, гарантировать, дебатировать, компрометировать, копировать и др.;

б)с ударением на а: бомбардировать, гравировать, группировать, пломбировать, формировать и др.

В причастиях:

в большинстве страдательных причастий прошедшего времени ударение во всех формах, кроме формы ж.р., падает на основу: взят - взято - взяты, но - взята.

причастия на -бранный, -дранный, -званный во всех формах имеют ударение на приставке: созван - созвано - созваны - созвана.

Во фразеологизмах обычно сохраняется ударение на предлоге: лезть на стену, схватиться за голову, быть по сердцу, с утра до ночи.

Прочитайте слова, правильно расставляя ударение.

Алиби, алфавит, аристократия, аналог, арест, анатом. Блага, баржа, боязнь, баловать, бармен, банты, бантов.

Валовой, выборы, выборов, вероисповедание, верба, вручить, вручит, вручишь.

Газопровод, гербовый, глашатай, гражданство, грошовый. Диспансер, договор, договоры, договоров, досуг, дремота. Еретик, ересь. Житие, жалюзи.

Знахарь, зевота, задолго, заусеница, звонит, знамение.

Издавна, иначе, индустрия, иконопись, иероглиф.

Километр, квартал, каталог, кладовая, каучук, кремень, красивый, красивее.

Лацкан, ломоть.

Мельком, мышление.

Поставьте ударение в следующих словах:

Надолго, намерение, некролог.

Офицеров, ободрить, опека, облегчить, опошлить, оптовый, обеспечение.

Приговор, призыв, паралич, пуловер, памятуя, петля, приданое.

Ремень, ракушка, рассредоточение.

Средства, сирота, сироты, сирот, статуя, сливовый, столяр, стюард.

Туфля, танцовщица, таинство, тотчас. Уведомить, удобнее, упрочение, умерший, усугубить. Феномен, фетиш, фортель, факсимиле, хаос, хозяева. Цыган, щавель, юродивый, эксперт, языковой барьер, ясли, яслей.

Прочитайте слова, расставьте ударение:

Веселы, весел, весело, весела. Молоды, молод, молодо, молода.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Фонема (от греч. phōnēma – звук) – минимальная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для складывания и различения слов и морфем;

основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.

Основные функции фонемы.

Эти функции выделяет МФШ:

Перцептивная (лат. perceptio – воспринимать) функция фонемы предполагает ее способность быть воспринятой слухом, т.е. отождествляться. Так, корень в формах местоимения мой, моя, моего один и тот же, т.к. он имеет одно и то же значение и одинаковый фонемный состав, при этом каждая фонема представлена различными позиционно чередующимися звуками, в том числе и нулем звука: мой – <моj-ø> и [мо˙ṷ ], моя – <моj-а> и [мΛja], моего – <моj-ово> и [мъи с призв. э в˚о]).

Сигнификативная (от лат. significāre – обозначать) – способность различать морфемы и слова, т.е. смыслоразличительная функция Например, согласные фонемы <к>, <т>, <м>, <л>, <в>, <р> различают слова кот – тот – мот – лот – вот – рот; гласные <о>, <э>, <а>, <у>, <и>, <ы>, <а> – слова мол – мел – мал – мул – мил – мыл – мял и т.п. Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.

Функция, которую выделяет СПФШ:

Конституирующая (лат. constitutitens –образующий или формообразующий).

Фонема – строительный материал для значимых единиц. Морфемы служат для выражения этих единиц – план выражения звук. оболочек.

Н-р: мяч – з фонемы: ˂мˈ˃˂а˃˂чˈ˃ (МФШ); /мˈ//а//чˈ/; Звуковой состав:[мˈӓчˈ]

Позиции фонем.

Фонологическая позиция - это условие употребления фонемы в речи: в разн. усл. одна и та же фонема может выступать в разных зв. обликах.

Одна и та же поз. может рассм-ся как фонетич. и как фонологич.

друг [дрºуʹк]

˂г˃ в данном слове реализ-ся на конце слова [к]. Здесь фонетич. и фонологич. поз. совпадают.

Фонетич. поз: [г]ǁ[к]-оглуш.(Х мена) [дрºуʹк].

Фонологич. поз.: ˂г˃представлена на конце слова [к] или [к]→˂г˃ (нет друг(+)а).

Однако есть случаи, когда совпадений нет:

грустнее [грºусˈнˈэˆи˰ь]; вкуснее [фкºусˈнˈэˆи˰ь]

Фонетич. поз.:[сˈ]-в дан. примерах одинаковый(ассим. по мг.)

Фонологич. поз. разные:

1) [сˈ] перед ˂тˈ˃(груст(+)ь)˂грустˈнˈэjэ˃

2) [сˈ] перед ˂нˈ˃ ˂вкуснˈэjэ˃

Сильная поз. – поз., в к-х фонема наилуч. образом выполняет свои ф-ии; в сл. поз. эти ф-ии фонемы ограничены, т.к. у фонемы 2 осн. ф-ии сигн. и перц., то выделяют поз.:

Сигн. сил. и сл. поз.

Перц. сил. и сл. поз.

В сигн. сил. поз. фонема реализует свои различит-ые ф-ии, поэтому зв. представитель 1 фонемы, т.е за зв. скрыв-ся 1 фонема.

Сигн. сл. поз.: поз. неразличения нейтрализации фонем. В сигнификативно слабых позициях фонемы ограничены в возможности различать разные слова и морфемы. В такой поз. зв. явл. представителем неск. фонем, т.е. за зв. скрыв-ся 2 и более фонем.

С Машей [смаʹшъи˰], с Олей [сºоʹлˈьи˰] ꞊˃сигн. сил. поз., т.к. [с]→˂с˃,[сº]→˂с˃

Возникает вопрос: какой звук [с] или [сº] отражает идеальный портрет фонемы в языковом сознании носителя языка?

Перцептивно сильная позиция для данной фонемы позиции зв. не обусловлены этой позицией, он не испытывает ее влияние…

В Перц. сл. позиции качество звука,которая представляет данную фонему, обусловлено данной позицией.

В этом случае то, что соответствует нашему языковому сознанию не может соответствовать тому, что возникает на кончике языка.

[с]- представитель фонемы ˂с˃ в перц. сильной позиции

[сº]-представитель фонемы ˂с˃ в перцептивно слабой позиции.

Поскольку [с]не обусловлен позицией, он возглавляет ряд чередующихся друг с другом…

Так как [сº] обусловлен позицией, но находится в сигнификативно сильной позиции, он не является основным представителем фонемы, то есть не является доминантой и занимает второе положение,следует непосредственно со звуком [с]в ряду позиц-но чередующихся зв., представляющих ˂с˃.

Т.о. ˂с˃: [сǁсºǁсˈǁзǁзˈǁж:ǁш:ǁжˈ:ǁш:ˈǁᴓ]

[с]→˂с˃: с Колей[скºоʹлˈьи˰]

[сˈ]→˂с˃: с Тимуром[сˈтˈимºуʹръм]

[з]→˂с˃: с Галей[згаˈлˈьи˰]

[зˈ]→˂с˃: с Димой[зˈдˈиʹмъи˰]

[ж:]→˂с˃: с Женей[ж:эʹнˈьи˰]

[ш:]→˂с˃: с Шурой[ш:ºуʹръи˰]

[ж:ˈ]→˂с˃: с Чбановым[ж:ˈбаʹнъф]

[ш:ˈ]→˂с˃: счастье[ш:ˈастˈи˰ь]

[ᴓ]→˂с˃: с Щукарем[ш:ʹºукᴧрºоʹм]


Содержание

Тема № 2. Основные понятия фонетики. Фонетические процессы

Тема № 3. Классификация гласных. Фонетические процессы в области гласных

Тема № 4. Классификация согласных. Фонетические процессы в области согласных

Тема № 5. Фонетические и исторические чередования

Тема № 6. Фонология. Фонема и ее аллофоны

Тема № 7. Сильные и слабые позиции фонем. Фонемно-фонетический анализ слова

Тема № 8. Графика. Однозначные и многозначные буквы

Тема № 9. Орфографические принципы и типы написаний

Тема № 10. Орфоэпия

Литература
Предисловие
Цель изучения раздела «Фонетика. Фонология. Графика. Орфография. Орфоэпия» определяется его местом в системе вузовского преподавания, характером изучаемого материала и требованиями школы. Данный курс открывает синхроническое изучение современного русского литературного языка. Важной задачей преподавания дисциплин первой ступени является не только раскрытие особенностей определенной языковой области, но и формирование навыков лингвистического анализа, а также расширение собственно лингвистического и культурного кругозора студентов.

Изучение фонемно-фонетического уровня языковой системы требует высокой степени абстрактного мышления, поэтому в разработках к курсу большое внимание уделено внутренней логике проводимого анализа. Сложность изучаемого лингвистом объекта часто диктует выбор среди нескольких аргументированных мнений. На материале достаточно жестко структурированной фонетики, допускающей минимум альтернативных решений, необходимо подготовить студентов к аналитической работе с семантическими языковыми ярусами.

Образ учителя играет немаловажную роль в процессе формирования личности воспитанника. В сверхзадачу пособия входит обратить внимание студентов на высокие образцы русской культуры и высказывания авторитетных ее представителей.

Материал пособия расположен в соответствии с тематикой практических занятий. Акцент, как в теоретическом, так и практическом плане, сделан на вопросах, вызывающих наибольшие затруднения и не всегда поддающихся однозначной интерпретации.

Теоретическая часть каждой темы включает образцы практического анализа. Все темы снабжены заданиями для самостоятельной работы. Задания повышенной сложности отмечены знаком *.

Тема № 1. Фонетическое членение речи

Речевой поток распадается на отрезки различной длины, выделяемые по определенным основаниям.

Звук – наименьшая единица речи, характеризуемая набором 1) акустических, 2) артикуляционных и 3) собственно лингвистических (социальных) характеристик. Звук в его социальном аспекте, рассматривается в фонологии.

Слог – минимальная произносительная единица речи, представляющая собой звук или сочетание звуков, один из которых более звучен. В русском языке носителем слога является гласный звук или сонорный согласный, о чем говорят рифмы типа рубль-убыль . В слове рубль между [б ] и [л’] за счет акустических признаков последнего (преобладания тона над шумом) возникает призвук гласного [ъ] – [руб ъ л’]

Граница слогов определяется следующим образом. Звукам в соответствии с их звучностью приписывают индексы. Гласные, как самые звучные, имеют максимальный индекс – 4, сонорные – 3, звонкие – 2, глухие – 1. Слоговая граница проходит между звуками, наиболее контрастными по звучности. При этом учитывается, что в составе слога должен быть один и только один гласный: ска 4 1 к 1 а , но ска 4 л 3 1 а . Если по индексам звучности определить границу между слогами невозможно, обращаются к дополнительному критерию. По экспериментальным данным санкт-петербургских фонетистов, внутрисловные слоги русских слов как тенденцию сохраняют праславянский закон открытости: са 4 3 б 2 о , а не са 4 м 3 2 о . Исключение составляет самый звучный и регулярно вокализующийся в безударных слогах сонорный [j] ([й]), закрывающий слог: та 4 й 3 2 а .

Фонетическое слово – слог или группа слогов, объединенных общим ударением. Фонетическое слово чаще всего совпадает с лексическим: диван [д, иван]. Однако, с одной стороны, оно может включать в свой состав два или даже три лексических слова: на диване бы [нд, иван, ьбы]. С другой – одно лексическое слово может распадаться на два фонетических: диван-кровать – [д, иван] и [крват, ].

При умеренном темпе произношения знаменательное слово присоединяет проклитические (предлоги и частица не ) и энклитические (частица бы ) элементы, образуя с ними одно фонетическое слово: не брал [н, и э брал], не брал бы [н, и э бралбы]. Постпозитивная частица ли является самостоятельным фонетическим словом, что видно из примеров типа снег ли [с, н, эк л, и], дождь ли [дошт, л, и] – согласные находятся не перед сонорным [л, ], перед которым не происходило бы их оглушение, а на конце слова, где в русских словах встречаются только глухие. Ср. с частицей бы : снег бы [с, н, эгбы].

Союзы в соответствии со своей соединительной функцией не примыкают к знаменательным словам: Слова не мальчика, но мужа […н, и э мал, ч, икъ / но мужъ]. В случае проклитического примыкания союза, произошла бы редукция гласного в союзе и возникли бы омофоны: но мужа и на мужа совпали бы в одном звучании [нмужъ].

Речевой такт – фонетическое слово или группа слов, объединенных интонацией неконца предложения. В потоке речи такт представляет собой отрезок до первой легкой паузы, после которой ожидается продолжение высказывания: Выткался на озере алый свет зари (С. Есенин) – [выткълс, ь ноз, ьр, ь / алый св, эт зр, и].

Фраза (синтагма) – фонетическое слово, речевой такт или группа тактов, объединенных интонацией конца предложения. Конец фразы характеризуется глубокой паузой, сигнализирующей о законченности одного коммуникативного акта: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари – [выткълс, ь ноз, ьр, ь / алый св, эт зр, и // нъбру сзвонъм, и плач, ут глухр, и].

Знаки препинания внутри предложения обычно соответствуют границам тактов, а знаки концов предложений – границам фраз. Но иногда знак внутри сложного предложения может совпадать с границей между фразами: С улыбкой на лице и со слезами Осталась ты на пристани морской, И снова шторм играет парусами и Всей моей любовью и тоской (Н. Рубцов) – […// и сновъ шторм / играйьт пърусам’и / и фс’эй мэй л’убов’йу и тской]. А знак конца предложения может совпадать с тактовой границей: Россия, Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов) – два предложения, но четыре такта: [рс’ийь / рус’ / хрн’и с’и э б, а /хрн’и].

1. Затранскрибировать текст, разделив его на слоги, фонетические слова, такты и фразы: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф (Н. Гумилев).

2. Привести по памяти стихотворные строки с проклитиками и энклитиками.

3. Сколько фонетических слов во второй строке: И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком (С. Есенин). Ответ аргументируйте.

4.* Какие из вариантов произношения слова межинститутский можно допустить? Почему?

[м’эжынст’…] [м’эжинст’…]

[м’эшынст’…] [м’эшинст’…]

[м’ьжынст’…] [м’ьжинст’…]

[м’ьшынст’…] [м’ьшинст’…]

Тема № 2. Основные понятия фонетики. Фонетические процессы

Фонетические процессы – обусловленные фонетическими закономерностями данного языка регулярные чередования звуков в потоке речи. В целях разграничения области фонетики и орфоэпии среди фонетических закономерностей целесообразно различать законы и тенденции.

Фонетический закон – исключающая вариативность закономерность звуковых чередований в одних и тех же фонетических условиях. Закон требует одного произношения во всех случаях. Например, в русском языке действует закон неразличения шумных перед другим шумным по признаку звонкости/глухости. Приставка раз- будет всегда по-разному произноситься перед звонким и глухим: расставались [ръствалис’] и раздавались [ръздвалис’]. Частный случай этого же закона: перед [в] может быть и звонкий и глухой, но их произношение не факультативно, а обязательно: сверь [св’эр’] и зверь [з в’эр’].

Тенденция – фонетическая закономерность, допускающая вариативность в пределах орфоэпической нормы. Следует различать лексикализованное и собственно позиционное варьирование. В первом случае тенденция допускает два варианта произношения одного слова: твердить [т’в’и э рд’ит’] и [тв’и э рд’ит’]. Во втором – она допускает два варианта звуковых сочетаний, не разрешая их в одном и том же слове: [чт] и [шт] одинаково допустимы в русской фонетике, но в некоторых словах возможно [чт] и исключено [шт] (нечто ), в других – наоборот (что ). 1

Примеры типа твердить , дверь, могуществе , где наблюдается факультативное произношение иллюстрируют сохраняющуюся, но идущую на убыль тенденцию смягчения зубных перед мягкими губными. На стыке приставки, оканчивающейся на [д]/[т], и корня действует уже закон, а не тенденция: ответвить [тв’этв’ит’] и [тв’эт’в’ит’]; предвидеть [пр’и э дв’ид’ьт’]. Поэтому произношение [т’в’этв’ит’] и [пр’и э д’в’ид’ьт’] является нарушением фонетического закона и, как следствие, орфоэпической нормы.

Появление разных аллофонов одной фонемы в одинаковых произносительных условиях обусловлено не действием фонетического закона, а регламентацией орфоэпической нормы. Например, [ш] в что [што] чередуется с [ч, ] в словоформе чего [ч, и э во]. Чтобы признать расподобление [ч, ] и взрывного законом, нужно убедиться, что в этой позиции всегда происходит диссимиляция. Из предложения Почтальон Печкин мечтал о почтительной дочке , где каждое слово нарушает предполагаемый фонетический закон, видно, что это не так. Очевидно, что аффриката [ч, ] (=[т, +ш, ]) перед взрывным теряет первую фазу артикуляции не всегда, следовательно, в русском языке существует тенденция, а не закон расподобления аффрикаты и взрывного. Выбор [ч, ] или [ш] перед взрывным определяется социальными предпочтениями и принадлежит к области орфоэпии, а не фонетики.

Фонетические процессы вызываются двумя причинами: 1) позицией и 2) влиянием соседнего звука. Процессы, обусловленные первой причиной, называются позиционными , а процессы, вызванные второй причиной – комбинаторными . Различают два значения термина «позиция»: 1) произносительные условия вообще, т.е. место звука по отношению к соседним звукам, а также место по отношению к другим произносительным условиям: для гласных – к ударению и к абсолютному началу слова, для согласных – к абсолютному концу слова; 2) в узком смысле под позицией понимают только место звука по отношению к произносительным условиям, не связанным с влиянием соседних звуков.

Среди фонетических процессах выделяют мену и изменение , разграничивая их по двум критериям: 1) регулярности/нерегулярности и 2) осознаваемости / неосознаваемости носителями языка. Однако первый критерий не выдерживает критики. Согласно ему, аккомодации должны быть названы меной, т.к. происходят регулярно, но они относятся к изменению. Ассимиляция по звонкости/глухости относится к мене, а по твердости/мягкости к изменению, хотя ассимиляция зубного перед мягким зубным регулярна в той же мере, как и ассимиляция глухого перед звонким: оба вида ассимиляций знают по одному исключению – соответственно перед [л’] и перед [в].

Представляется возможным рассматривать этот вопрос в связи с аллофонами фонемами. Отказываясь от критерия регулярности/нерегулярности и оставляя критерий осознаваемости / неосознаваемости, можно предложить разграничивать процессы мены и изменения в зависимости от характера чередующихся звуков.

Мена – это процесс, при котором фонема реализуется своим вариантом – аллофоном, появляющимся в слабой позиции и совпадающим со звучанием смыслоразличительной единицы – другой фонемы. Внутрифонемное чередование [г] //[к] осознается носителями языка, потому что чередующиеся звуки важны для смыслоразличения, т.к. существует точно такое же межфонемное чередование // . Осознавание результатов мены хорошо заметно на курьезах типа И шаг твой землю тяготил (В. Брюсов) – при беглой декламации [ишак твой…].

Изменение – это процесс, при котором фонема реализуется своей вариацией – аллофоном, появляющимся в сильной позиции и не совпадающим со звучанием другой фонемы. Это позволяет нашему сознанию не реагировать на внутрифонемную модификацию, не пересекающуюся с межфонемной.

При таком подходе само употребление терминов «мена» и «изменение» получает более рациональное обоснование. Чередование [т] //[д] в паре пруд-пруда [прут]-[пруда] – мена, т.к. в символической записи процесса оглушения, в отвлечении от конкретного слова, можно подменить фонему без нарушения смысла. Запись  [т] допускает непогрешительное прочтение, если заменить на:  [т]. Лишь обращение к сильной позиции дает возможность выяснить, какая запись удовлетворяет процессу в данном слове.

Чередование [у] //[у. ] в паре прут-прутик – изменение, т.к. подменить в записи аккомодационного процесса  [у. ] невозможно. Тем самым мена осознается как процесс более радикальный, чем изменение, при котором наше сознание не перестает опознавать данную фонему и, следовательно, не допускает ее подмены другой фонемой.

1. Расклассифицируйте процессы текста (позиционный/комбинаторный и мена/изменение): Я устал от двадцатого века, От его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, Я давно уже не человек (В. Соколов).

2. Установите, законом или тенденцией являются следующие фонетические закономерности: оглушение в абсолютном конце слова; ассимиляция зубного перед [л’]; качественная редукция гласных; ассимиляция по глухости; ассимиляция по твердости.

Тема № 3. Классификация гласных

Все звуки русского языка можно охарактеризовать по акустическим и артикуляционным признаком. Наиболее общее деление звуков – на гласные и согласные.

Акустические свойства гласных .

В акустическом аспекте изучаются физические свойства звуков – высота, долгота, сила и тембр. Гласные состоят из чистого тона, возникающего в результате периодических колебаний голосовых связок.

Артикуляционные свойства гласных . В артикуляционном аспекте изучаются биологические факторы, способствующие членораздельной речи. Под артикуляцией понимается положение органов произношения, необходимое для образования звука. Артикуляционная характеристика звука состоит из двух моментов: 1) какие органы участвуют в звукообразовании и 2) каков характер их взаимодействия (где и каким образом органы произношения создают условия звукообразования).

При образовании гласных воздушная струя не встречает в полости рта преград, и поэтому об артикуляционных характеристиках гласных говорят с известной долей условности. Выделяют три артикуляционные характеристики гласных:

1) ряд – часть языка, участвующая в образовании гласного

2) подъем – степень высоты языка при образовании гласного

3) огубление – участие губ в артикуляции гласного

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционные процессы . Для гласных позиция определяется местом по отношению к ударению. В ударном положении звучит гласный полного образования, в безударном – гласный в той или иной мере изменяется. Процесс редукции состоит в ослаблении звучания гласного в безударном положении. Количественная редукция сводится к укорочению долготы гласного, качественная редукция сопровождается изменением индивидуального тембра звука, который перестает опознаваться, совпадая по своим артикуляционным характеристикам с другими звуками.

Звуки неверхнего подъема [э], [о], [а] чередуются с одними и тем же звуками в одних и тех же позициях. Звуки, чередующиеся с [э], [о], [а], определяются местом по отношению к ударению и качеством предшествующего согласного.

Для [о], [а], [э] Тв. Мяг.

I позиция  и э

II позиция ъ ь

Примечания:

1. Звук [э] после твердого и в абсолютном начале слова чередуется со звуком [ы э ]: Желал шестой этаж [жы э лал шы э стой ы э таш].

2. В некоторых словах орфоэпическая норма допускает чередование [а] с [ы э ]: жалеть [жы э л’эт’] и его производных, двадцати , тридцати , лошадей .

Аккомодация – взаимоприспособление разнородных звуков (гласных к согласным и наоборот) друг к другу. Аккомодация гласных заключается в приспособлении их артикуляции к артикуляции соседних мягких и твердых согласных. Аккомодируют под влиянием мягких согласных гласные полного образования [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Для [у], [э], [о], [а] возможны четыре случая. Проиллюстрируем их на примере [а]:

1) мат [мат]

2) мят [м’ . ат]

3) мать [ма. т’]

4) мять [м’äт’].

В положении между двумя мягкими гласные переднего ряда [и] и [э]произносятся более напряженно, что передается диакритическим знаком ^ : миля [м’ûл’ь]

Для [и] возможен только четвертый случай, т.к. [и] не встречается после твердого, а в положение после мягкого перед твердым [и] не аккомодирует, потому что его артикуляция происходит в том месте нёба, где артикулируются мягкие согласные. Иными словами, – это обычная артикуляция [и], который в изолированном виде и в абсолютном начале слова перед твердым звучит так же, как после мягкого перед твердым. Для [ы] исключены второй и четвертый случаи, т.к. [ы] после мягких не встречается.

Аккомодация после твердого характерна только для [и], реализующегося в этой позиции как [ы], что в некоторых случаях отражает и орфография: Ира играла одна [иръ игралъ дна] – С Ирой сыграет Ирена [сыръй сыграйьт ирэнъ].

1. Опознайте звук и приведите слово, в котором он встречается:

Заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, аккомодирующий в конце своей длительности

Среднего подъема, среднего ряда, нелабиализованный

Переднего ряда, средне-верхнего подъема, сильно редуцированный, нелабиализованный

Среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

Неверхнего подъема, нелабиализованный

Переднего ряда, средне-верхнего подъема, слабо редуцированный, нелабиализованный

Переднего ряда, нелабиализованный

Средне-заднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный

2. Почему в некоторых случаях невозможно опознавание? Что такое дифференциальный и избыточный признаки звука?

3. Затранскрибируйте текст и опишите фонетические процессы в области гласных: Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей (А. Ахматова).

4*. Почему носители русского языка не замечают количественной редукции?

Тема № 4. Классификация согласных

Фонетические процессы в области согласных

Любой согласный определяется четырьмя признаками – одним акустическим и тремя артикуляционными. По акустическому признаку согласные делятся на сонорные и шумные. Шумные – на звонкие и глухие.

У согласных – два основных артикуляционных признака (место и способ образования) и один дополнительный, который может отсутствовать (палатальность, или мягкость).

В русском языке существуют следующие артикуляционные характеристики согласных:

Место образования. Это классификация по органам произношения , образующим преграду воздушной струе.

Г у б н ы е

губно-губные губно-зубные

[б/б’], [п/п’], [м/м’] [в/в’], [ф/ф’]
Я з ы ч н ы е

  


переднеязычные среднеязычный заднеязычные

  [j] [г/г’], [к/к’], [х/х’]

зубные небные

[д/д’], [т/т’], [с/с’], [з/з’], [ш], [щ],[ж], [р/р’], [ч’/д’ж’]

[л/л’], [н/н’], [ц/дз]
Способ образования. Это классификация по характеру преграды.

Смычные – органы произношения полностью смыкаются: [б/б’], [п/п’], [д/д’], [т/т’], [г/г’], [к/к’].

Щелевые – между органами произношения остается щель: [в/в’], [ф/ф’], [с/с’], [з/з’], [ш], [щ],[ж], [х/х’].

Смычно-щелевые (аффрикаты) – начальная фаза артикуляции – смычка, конечная – щель: [ц/дз], [ч’/д’ж’].

Смычно-проходные – смычка и щель осуществляются одновременно: носовые [м/м’] и[н/н’], боковые [л/л’] или попеременно: дрожащие [р/р’].

Артикуляционные признаки согласных удобнее определять по мускульным впечатлениям при его произношении.

Полная характеристика согласного:

[р] – 1. сонорный; 2. язычный, переднеязычный, небный; 3. смычно-проходной, дрожащий; 4. твердый.

[в’] – 1. шумный, звонкий; 2. губной, губно-зубной; 3. щелевой; 4. мягкий.

[дз] – 1. шумный, звонкий; 2. язычный, переднеязычный, небный; 3. смычно-щелевой; 4. твердый.

Позиционные процессы .

Оглушение в абсолютном конце слова.

Шумный на конце русского слова может быть только глухим: здесь будет город-сад (В. Маяковский) – [з’д’эс’ буд’ьт горът сат]. В первых двух словах конечный согласный всегда глухой, а во вторых чередуется со звонкими: города-сада .

Вокализация – приобретение согласным признаков гласного.

Согласный [j] встречается только в положении непосредственно перед ударным гласным: ель . В остальный позициях он реализуется как согласный звук, близкий к гласному [и]: еловый [йи э ловый].

Комбинаторные процессы .

Ассимиляция – уподобление звуков в речевом потоке. В зависимости от акустико-артикуляционных признаков, по которым уподобляются звуки, выделяют несколько видов ассимиляций.

Ассимиляция по акустическим признакам происходит наиболее регулярно и знает только одно исключение: перед шумным звонким [в]/[в, ] звонкие и глухие согласные различаются, т.е. глухие не приобретают ассимилятивной звонкости.

1. по звонкости: просить-просьба [проз’бъ]

2. по глухости: сводить-сводка [своткъ]

Ассимиляция по твердости/мягкости происходит непоследовательно. Во-первых, разные сочетания согласных произносятся по-разному: зубной перед мягким зубным, как правило, смягчается – возраст [возраст], но расти [рс’т’и], а зубной перед мягким губным факультативно смягчается в корне и сохраняет твердость на стыке приставки и корня – сбой [збой] и сбил [зб’ил]. Во-вторых, одни и те же сочетания произносятся по-разному в разных словах: январь и сентябрь имеют конечный [р’], но январский произносится [йи э нварск’ий], а сентябрьский –[с’и э н’т’абр’ск’ий].

Наметилась устойчивая тенденция к утрате ассимилятивной мягкости. В орфоэпическом словаре 1989 года издания слова конституция, институт имеют факультативное произношение [ст’] и [с’т’], а в словах четверокурсник , холстина произношение , [с’т’] дается уже только как допустимое.

3. по мягкости: лист-листик [л’ис’т’ик]

4. по твердости (только на стыке корня и суффикса или суффикса, начинающегося с зубного): кровь-кровный , Русь-русский , царь-царство . Здесь есть исключения: январь-январский , но июнь-иньский .

Ассимиляция может происходить по нескольким признакам: сделать [з, дэлът, ] – звонкость и мягкость; советчик [св, эч, ч, ик] – способ образования, место образования и мягкость. Последний случай называется полной ассимиляцией, потому что предшествующий звук превратился в последующий, уподобясь ему по всем дифференциальным для них признакам.

5. по месту образования (всегда полная): сшить [шшыт, ].

Буквенное сочетание сч произносится как [ш, ш, ] или [ш, ч, ], что отражает процесс ассимиляции по месту и способу образования, а в случае с зч еще и по глухости. Фонетический процесс здесь двунаправлен: одновременно осуществляются прогрессивная и регрессивная ассимиляции. Перед аффрикатой [ч, ] звонкий, зубной и твердый [з], оставаясь щелевым, приобретает глухость, небность и мягкость, а [ч, ] ([т, + ш, ]) после [з] утрачивает артикуляционную фазу смычки и становится щелевым: отсюда два мягких [ш, ]: извозчик [извош, ш, ик].

Долгий звук [ц], передаваемый буквенным сочетанием тьс/тс в инфинитивах и личных формах глаголов обычно рассматривается как результат ассимиляции по способу образования. Скорее, можно говорить об адаптации согласных, по технологии напоминающей аккомодацию. Здесь происходит именно приспособление артикуляций согласных, а не уподобление звуков [т] и [с] звуку [ц]. Взрывной [т] и щелевой [с], произносимые друг за другом, последовательно воспроизводят две фазы артикуляции аффрикаты [ц]. В результате слитного произношения [тс] должен бы получаться обычный [ц], но так как произносительная энергия отпущена не на две фазы одного звука, а на реализацию двух звуков [тс], то фаза выдержки продолжается дольше, чем при произнесении [ц], в результате чего [ц] получается долгим: в матраце спица никак не спится [вмтрацъ сп’ицъ / н’икак н’и э сп’иццъ].

Диссимиляция – процесс расподобления звуков.

Встречается только в словах легкий и мягкий и их производных.

В полной и краткой форме прилагательного легкий чередуются [х’] и [г] легок . Звук [г] находится в сильной позиции, т.к. стоит перед гласным, а в слове легкий [л’ох’к’ий] он претерпевает следующие трансформации:

1. ассимилирует по глухости

2. ассимилирует по мягкости

3. диссимилирует по способу образования: [г] и [к] взрывные, а [х’] щелевой.

Диэреза (выкидка) – процесс выпадения согласного в труднопроизносимой группе согласных: сердце [с’эрцъ], праздник [праз’н’ик].

Задания:


1. Опознайте звук и приведите слово, в котором он встречается:

сонорный; переднеязычный, зубной, огубленный; смычно-проходной, боковой; мягкий

шумный, звонкий; заднеязычный; щелевой; твердый

шумный, звонкий; переднеязычный, небный; смычно-щелевой; мягкий

2. Затранскрибируйте текст и опишите фонетические процессы в области согласных: Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука (С. Есенин).

3. Звук [] называют обычно «г фрикативный». В каком случае это неправильно?

страница 1

Похожие публикации