Явление троицы у мамврийского дуба. Авраам

Против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует изображать на святых иконах Святую и Единосущную Троицу, ибо сказано в Писании, что Авраам видел Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что Авраам видел Святую Троицу и что должно изображать на всечестных иконах Святую и Животворящую Троицу

Подобает знать, что все заповеди Господа нашего Иисуса Христа чудесны и полезны, ибо даны для нашего спасения. Бог не хочет смерти грешника (Ср.: ), но хочет всех спасти и привести к познанию истины (Ср.: ): одних Он приводит Сам, других – через святых пророков, апостолов, святых и преподобных отцов и вселенских учителей. Враг же наш непрестанно ищет, кого ему поглотить и отвратить от правого пути. Он начал с Адама и до нашего времени многих прельстил, научив одних поклонению идолам, других – убийству, прелюбодеянию и прочим грехам, третьих же – еретичеству.

Худший из всех грехов – еретичество – гнуснее любого беззакония. Многие сейчас поддались , исказили правую веру, говорили безрассудные слова и уклонились в различные ереси, ибо превратно толковали многие книги Божественного Писания, а потому отступили от истинной христианской веры к жидовству. Я говорю о протопопе Алексее, попе Денисе, Федоре Курицыне и их единомышленниках, которые на свою погибель сначала в Великом Новгороде, а после – во многих других городах и селениях посеяли жидовское учение и исказили Божественное Писание.

Скажем сейчас об одном нечестивом еретическом их учении: будто бы не следует изображать на честных иконах Святую и Животворящую Троицу, ибо Авраам, как они говорят, принимал у себя и угощал Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Таково их обыкновение – извращать Священное Писание и толковать его в соответствии со своей ересью; в этом деле дьявол взял их себе в помощники, как он взял Иуду своим помощником в Распятии Господа Иисуса.

Но мы, не от себя придумав, но по древним Божественным пророческим книгам ответим еретикам и убедимся в том, что Авраам видел Бога в трех Лицах, то есть Отца, Сына и Святого Духа.

Великий Моисей говорит: "Явился Аврааму Господь у дубравы Мамре» (Ср.: ). Вдумайся в то, что он говорит: «Явился Аврааму Господь». Почему Моисей не сказал: «Явился Аврааму Господь с двумя ангелами»? Почему Моисей о Боге сказал, а об ангелах умолчал? Всем, кто читает Священное Писание , известно, что Бог многократно являлся святым – если Бог являлся один, то и Писание прямо говорит об этом, если же Бог являлся с ангелами, то и в Писании это отражено. Писание свидетельствует о том, что Бог один явился Ною, много раз один являлся Аврааму и Моисею. Когда же Бог явился Иакову на лестнице, Ангелы Божии восходили и нисходили по лестнице (); когда Он явился Исаие Сидящим на престоле, Серафимы предстояли Ему (); Даниилу Бог явился Ветхим днями, и тысячи тысяч служили Ему (), – обо всем этом прямо сказано в Писании. Писание не говорит о том, что Бог явился Аврааму с двумя ангелами, но вот что оно говорит: "Явился Аврааму Бог . Авраам возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него, ...он побежал навстречу им... и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благодать пред Тобою, не пройди мимо раба Своего; и принесут воды, и омоют ноги Ваши; ...и принесут хлеба , и Вы поедите. И сказал Авраам жене своей Сарре: поскорее замеси три саты лучшей муки... А сам Авраам , взяв с собой отрока, побежал к стаду и взял теленка лучшего, привел и приготовил его. И взял масло , мед и молоко... и поставил пред Ними, и Они ели, а сам он стоял подле Них» (Ср.: ). Все Трое сидели вместе, равные славой, равные честью, ни Один не больше и не меньше Других; Авраам одинаково послужил Им и равно почтил Их. Если бы это был Бог с двумя ангелами, то разве осмелились бы ангелы быть сопрестольными Богу? Нигде в Писании ты не найдешь свидетельства о том, что ангелы когда-либо бывают сопрестольными Богу, но сопрестольны Отцу только Сын и Святой Дух, как свидетельствует Священное Писание Ветхого и Нового Заветов.

Так говорит премудрый Павел о Христе: «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах...» () «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его» (). И еще говорит святой апостол Павел: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов... А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Твой елеем радости более соучастников Твоих» (). Желая показать славу Единородного Сына Божьего, пророк Давид говорит: () . Истолковывая псалмопевца, апостол Павел говорит: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов" () ... «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века» (). Чтобы кто-нибудь не сказал, будто не к Сыну, но к Отцу обращены слова: «Престол Твой, Боже, в век века» , немного дальше пророк Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Твой елеем радости более соучастников Твоих» (). Нигде в Писании не сказано о том, что Отец был помазан, только Сын Божий Единородный по Своей человеческой природе был помазан. Тот же пророк говорит о Единородном Сыне Божьем: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (). Если Он был Священником, значит, Он был помазан. Как Мелхиседек был священником не по закону Моисея, так и Владыка Христос, о котором апостол Павел говорит: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (). О Нем же и пророк Давид говорит: «Посему помазал Тебя, Боже, Твой» . Ибо Плоть Господа была помазана нашествием на Него Святого Духа, Который и есть «елей радости» , а слова «более соучастников Твоих» сказаны о всех людях, ибо всем людям дается отчасти общение Святого Духа. Сойдя на Сына Божьего, Святой Дух «пребывал на Нем» (), как сказал Иоанн, и не отлетал от Него, будучи Единосущным Ему. Кто-либо может сказать, что это сказано о царе или о поставленном по закону архиерее: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой», ибо и их называли богами. Но если бы это было сказано о царе или об архиерее, поставленном по закону, то пророк не сказал бы: «Престол Твой, Боже, в век века», ибо их престол не вечен, но вместе с их царством исчез и престол их. Один Единородный Сын Божий и Господь наш имеет престол во век века, и Ему сказано: «Престол Твой, Боже, в век века» .

Подобно этому и далее пророк Давид говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (). «Доколе» – сказано не о времени, но так, как обычно говорится в Священном Писании . Например, Бог сказал через пророка: «Я есмь, Я есмь, и до старости вашей Я тот же буду» (См. ). Понятно, что бытие Бога не прекращается вместе со старостью человека. Далее, да не подумает кто-либо, что простому человеку, а не Богу сказано: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», и что не вечно пребывание одесную Бога Отца, но ограничено во времени, раз есть слово «доколе». Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца – вечное, пророк немного далее говорит: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (См. ). Слова «прежде денницы» означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова «из чрева» свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына – так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему.

Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы.

Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (). Также и премудрый Павел говорит о Нем: «И один Дух Святой, Им – все, и мы – в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: ). И Давид говорит: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» (). Подобно этому говорит Иов: «Дух Божий создал меня» (). Иоиль говорит: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать» (). И Исаия свидетельствует: «Послал Меня Господь и Дух Его» (). И далее: «Дух Господень вел их к покою» (). И еще: "Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам» (См. ).

Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три – Сопрестольны.

Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?» (). Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство.

И довольно об этом.

Рассмотрим далее тайну явления Святой Троицы Аврааму. Святая Троица, неизреченная и непостижимая, явилась Аврааму неизреченно, непостижимо и неописуемо. Авраам, будто разговаривая с Одним и Тем же, обращался то к Троим, то к Одному. К Одному он так обращался: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими» (); к Троим так «И омоют ноги Ваши» (). Был таинственный смысл в том, что Авраам, видя Трех, называл Их Одним Господом, – этим в Писании объявляется единство Божества; когда же Авраам обращался к Троим, то этим показывал Триипостасность и Трехличность Божества.

Осознай это великое и чудесное таинство, которое благоизволил сотворить тогда в шатре Авраама! Вначале Бог явил Аврааму тайну Святой Троицы; затем ел у него, желая дать ему благое обетование рождения в старости Исаака, которое прообразует рождение без семени Спасителя. Все это необъяснимо и сверхъестественно: для Бога – быть в человеческом образе, для Бесплотного – есть, для бесплодной – родить в старости, для Девы – без мужа зачать и родить, сохранив девственность; но куда снизойдет Бог, Который превыше всякого естества, там происходят сверхъестественные вещи.

Еще говорит Писание: «И сказал ему Господь: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. Сказал ему Господь: Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей» . Авраам помнил, что раньше обещал ему, говоря: «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я... дам тебе от нее сына» (). Разве мог Авраам не понять, что его вновь посетил Бог, Который раньше обещал дать ему дитя, а сейчас исполнял обещанное?

Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!» () Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство?

Далее Господь говорит: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (). Вновь Аврааму стало понятно, что ему явился Бог, сказавший раньше: «Благословятся в тебе все народы земли» (См. ) . И сейчас Этот же вновь говорит Аврааму: «Благословятся в тебе все народы земли».

Почему Авраам, уже доподлинно узнав, что не люди, но явился ему, одинаково послужил Троим, равно почтил Троих, равно Троим омыл ноги? Разве это не истинное свидетельство того, что Святая, Единосущная и Животворящая Троица открыла Свою тайну Своему угоднику Аврааму: Она Едина и Троична, Едина Божеством и Существом, Троична же в Лицах, или Ипостасях. Ибо Писание говорит, что после этого «обратились мужи оттуда и пошли в Содом... И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом... И пришли те два Ангела в Содом» (). Знай же, что Отец пошел один, а в Содом Он послал Сына и Святого Духа, ибо Бога Отца никто никогда не посылал, Сын же Сам говорит о Себе: «Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь» (); и о Святом Духе Сын говорит: «Если Я пойду, то пошлю вам другого Утешителя от Отца» (Ср.: ). Изначально, когда захотел Отец сотворить человека, тогда Он призвал Сына и Святого Духа, говоря: «Сотворим человека» (). Когда Отец захотел уничтожить богоборное собрание людей, решивших создать Вавилонскую башню, Он не разрушил ее единолично, но сказал Сыну и Святому Духу: «Сойдем же и смешаем там язык их» (). Так же Он поступил и сейчас: захотев истребить гнусный, нечистый, дерзкий и свирепый народ и избавить праведника от смерти, Отец послал Сына и Святого Духа, чтобы показать единую во всем волю, единую власть и единое желание Святой Троицы.

И довольно об этом.

Теперь следует разрешить недоумение многих, спрашивающих: почему святые и божественные отцы и учители наши иногда пишут, что Авраам принимал у себя Святую Троицу, иногда – что он принимал Бога с двумя ангелами, иногда же – что он трех ангелов пригласил к себе в шатер? Можно подумать, что эти утверждения противоречат друг другу. Нет, они не противоречат друг другу, но согласны друг с другом, и подтверждаются Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов. Максим Великий говорит, что все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов не может быть понято само по себе без мудрого истолкования святых отцов, исполненных благодати Божественного Духа. Многое в Писании нам кажется противоречивым: иногда сказано так, иногда по-другому. Мы так думаем из-за нашего неразумия, или из-за небрежности, или из-за строптивости. Нет, не слова святых мужей противоречат друг другу, но мы, будучи плотскими, не можем думать духовно и потому не можем понимать их; как кто-то из святых сказал, думающие по-плотски понимают Божественное Писание не по воле Святого Духа, но по воле плоти.

Поэтому мы начнем со страхом Божьим и углубимся в Священное Писание , чтобы, как говорит божественныйя Иоанн Златоуст, понять нам каждую книгу так, как надлежит, и принимать учение в подобающее время, а не наспех, чтобы Писание казалось нам не противоречивым, но во всем согласующимся. Истинно сказали святые отцы, что добро, не вовремя приходящее, превращается в зло, но не из-за своей природы, а из-за неразумия принимающих его. По словам Иоанна, автора божественной Лествицы, если принять лекарство в нужное время, то лечение идет на пользу, если же не вовремя, то оно может убить человека. Не будем и мы, прельщаемые гордыми мыслями, допытываться о смысле Писания прежде времени, ибо тогда не поймем и в надлежащее время; ведь иногда Священное Писание прямо свидетельствует, а иногда для верного понимания требуется определенное время и знание описываемых обстоятельств.

Как понять это? Почему одного и того же хочет и не хочет, любит и ненавидит?

Ответ заключается в том, что Бог, подавший закон, не заповедал ни жертвоприношений, ни всесожжений, но лишь допустил их, снисходя к слабости иудеев. После того как иудеи принесли жертвы тельцу, дал им заповедь о жертвоприношениях и попустил им играть на арфах во время праздников, ибо Бог видел, как иудеи неистовствовали и чуть не удушали себя, желая приносить жертвы, видел, как они хотели поклониться идолам, а многие из них уже поклонились. Поэтому Господь повелел им совершать жертвоприношения, говоря: «Раз вы неистовствуете и хотите жертв – приносите жертвы Мне».

Бог так повелел, но не навсегда оставил: Он премудрой хитростью отвратил иудеев от жертвоприношений, повелев совершать их только в одном городе. Когда, по прошествии некоторого времени, после многих знамений и чудес, иудеи, хотя и несовершенно, начали постигать истинного Бога, тогда Господь запретил им жертвоприношения животных, игру на арфах и пение и сказал через пророка: «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (). И еще сказал Господь: «Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди... о всесожжении и жертве» (). И еще: «Жертвы и приношения Ты не восхотел» (). И еще: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих» ().

Соломон говорит: «Нет у человека преимущества перед скотом... Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (). Далее он же говорит: «Таково преимущество мудрого перед глупым» (См. ). Ранее сказав: , далее Соломон говорит, что не только перед скотом, но и перед грешным праведный имеет преимущество. Соломон говорит о грешниках: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (). А о праведниках он говорит: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (). И еще: «Праведники живут во веки; награда их – в Господе... Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа» (). И еще: «Он причислен к сынам Божиим и жребий его – со святыми» (). И далее Соломон ясно показывает, что не одинаков конец не только у человека со скотом, но и у праведников с грешниками: животные после смерти не живут и не сходят в ад, души грешных людей после смерти живут и из-за своих нечестивых дел попадают в ад, души праведных – в руке Божией; праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа; кроме этого, есть и другие различия между человеком и скотом. Чтобы показать слабость и ничтожество грешника, Соломон говорит: «Нет у человека преимущества перед скотом» . Когда же Соломон хочет показать славу и величие праведного человека, тогда он говорит «Праведники живут во веки... Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа» . И еще: «Они причислены к сынам Божиим и жребий их – со святыми» .

Есть у Соломона такие слова: (), – а немного дальше он говорит: «Детство и юность – суета» (). Соломон сказал: (), – а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: (). Слова: «Веселись, юноша, в юности твоей» , – сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит «Детство и юность – суета », – то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить» , – сказаны царем Соломоном в печали, ибо «вино... веселит сердце человека... и хлеб... укрепляет сердце человека» (). Когда же он говорит: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» , – то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти.

Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: «Я не сужу никого» ; и еще Господь говорит: «Свидетельство Мое истинно» , а в другом месте: «Свидетельство Мое не есть истинно» . Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

Когда Он говорит: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» , то этим Он показывает нам Свою власть и величие, ибо воистину Он есть Судия живых и мертвых, по свидетельству пророка Исаии: «Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел... крепкий, Властелин, Князь мира» (). Если Он «Бог крепкий, Властелин, Князь мира» , то Он – Судия живых и мертвых. Приведенные выше слова сказаны Господом нашим Иисусом Христом о Своем втором пришествии, когда Он будет судить живых и мертвых. Когда же читаешь Его слова: «Я не сужу никого , – то знай, что здесь Он говорит о Своем первом пришествии, о котором Он сказал – Я пришел не судить мир, но спасти мир» ().

Господь говорит: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно» , ибо «свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» (): и Сам, и через пророков. Сам Отец свидетельствует о Сыне на Иордане и на Фаворской горе, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте» (); свидетельствуют о Сыне Божьем также и неизреченные знамения и чудеса, явленные при Рождестве и при Распятии Господа Иисуса Христа; поэтому истинно свидетельство Сына Божьего о Себе.

Мы немного написали на эту тему, но и этого немногого нам достаточно, чтобы увидеть: те, кто неверно понимает и неправильно читает Священное Писание , считают, что они нашли в Нем много противоречий, – те же, кто правильно и со вниманием исследует Писание, понимают, что все книги Ветхого и Нового Заветов согласуются и не противоречат друг другу.

Теперь докажем, что сказанное святыми божественными нашими отцами о Святой и Животворящей Троице не противоречит друг другу.

Некоторые из святых отцов иногда говорят, что Авраам принял Святую Троицу , иногда же – что принял Бога с двумя ангелами.

Но тот, кто, мудрствуя, ищет противоречий, скажет: если это правильно, то вообще не бывает явления ангелов, но Сам всегда принимает образ Ангела или Человека и так является.

Послушай же со вниманием. Когда является кому-либо или в человеческом, или в ангельском образе, то Писание прямо говорит о том, что Бог явился в виде Ангела или в виде Человека, – но при этом Писание не называет Его Ангелом. Когда же ангел является, а не Бог, в этом случае Писание не называет его Богом, но ангелом, как свидетельствует книга Бытия: «Увидел Иаков во сне: вот, лестница... и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» ). И таких мест много в Писании.

Святые Божии люди, угодившие Богу в Ветхом и в Новом Завете, просвещенные Святым Духом, сподобились многих неописуемых видений. Но они не видели самой Божественной сущности и предметов незримых: изъявлял Свою волю в определенных образах, уподоблениях и притчах, зависящих от обстоятельств. Ибо Бог не является людям Таким, Каков Он есть, но Таким, Каким Его может увидеть человек. Поэтому Он иногда являлся старым, иногда – молодым, иногда – в огне, иногда – в холоде, иногда – в вихре, иногда – вооруженным, не меняя при этом Своего существа, но приспосабливая Свой облик к способностям видящих Его и к цели Своего откровения. Ангел же, хотя и является в различных образах, в зависимости от Божественного повеления и от обстоятельств, но назваться Богом не может. Ты же, читатель, когда слышишь, что явления Бога многообразны, не думай, что Существо Бога многообразно: Бог бесплотен и неописуем, Он является в различных образах по необходимости. Человек же не может увидеть не только Существо Бога, но и истинный вид ангела.

И довольно об этом.

Скажем далее о том, почему святые и божественные отцы заповедали нам изображать на святых иконах явление Святой Троицы в образах Бога, царя и ангела, хотя в Писании сказано, что Святая Троица явилась Аврааму в образе людей.

Святые отцы так заповедали, потому что хотели этим Божественным изображением умножить честь и славу, воздаваемую Святой Троице. Сидение на престоле объявляет царственное достоинство, господство и власть Святой Троицы; круглые венцы изображаются на священных главах Святой Троицы, потому что круг – это образ Бога, Первопричины всего: как круг не имеет ни начала, ни конца, так и безначален и бесконечен. Крылья изображаются на иконе для того, чтобы показать, что Святая Троица пребывает на Небе, там вольно передвигается, возводит к Небу, не имеет в Себе тяжести и не причастна ничему земному. Скипетры в руках у Святой Троицы свидетельствуют о Ее власти, самодержавии и могуществе. Вот какой смысл имеет изображение Святой Троицы с атрибутами Бога, царя и ангела.

Все, что говорится о Боге, и все изображения Бога не могут вполне передать силы и величия Господа, но приспосабливаются или к слабости человеческого восприятия, или к обстоятельствам явления Бога. Сподобившиеся видения Бога не размышляли дотошно над таинством, но веровали со страхом и трепетом.

И мы также веруем и исповедуем устами и сердцем, умом и на словах, что воистину Авраам видел Святую, Единосущную, Нераздельную и Всемогущую Троицу, мы изображаем на святых иконах этот Божественный и досточтимый образ Святой Троицы, Неописанной, Неизреченной и Непостижимой по Своему Естеству, и поклоняемся ему. В Своем милосердии и безмерной милости Святая Троица являлась отцам, пророкам, патриархам и царям в определенных образах и подобиях, в зависимости от их возможности вместить видение. И мы сподобились в наше время изображать и писать Святую Троицу на честных иконах Такой, Какой Она в то время являлась. Благодаря этим изображениям на земле воспевается трисвятая песнь Трисвятой, Единосущной и Животворящей Троице; ибо в бесконечном желании и в безмерной любви мы возносимся духом от иконы к Непостижимому Первообразу. От этого вещественного изображения наш ум и мысль воспаряет к Богу и исполняется любви к Нему. Мы почитаем не вещь, но вид и образ Божественной красоты, ибо почитание икон переходит на Первообразы. Поэтому не только сейчас мы освящаемся и просвещаемся Святым Духом, но и в будущем веке мы примем великую и неизреченную награду, когда воссияют сильнее солнечного света тела святых, тех, кто в иконном изображении с любовью целует и почитает Единое существо Бога в Триобразных Ипостасях, кто молится этому истинному Божественному образу Святой и Живоначальной Троицы, кто воссылает Богу нашему благодарение, вместе с Отцом – Сыну и Всесвятому Духу. Ибо Его слава, власть, честь, поклонение и великолепие ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

Авраам

Появление идолопоклонства

Когда люди разошлись по всей земле, они стали забывать невидимого истинного Бога, Творца мира. Главной причиной этому были грехи, которые удаляют людей от Бога и затемняют разум. Праведников становилось все меньше, и некому было учить людей истинной вере в Бога. Тогда стала появляться среди людей неправильная вера (суеверие). Люди видели вокруг себя много дивного и непонятного, и вместо Бога они стали почитать солнце, луну, звезды, огонь, воду и разных животных, делать их изображения, поклоняться им, приносить жертвы и строить им храмы или капища . Такие изображения ложных богов называются идолами , или кумирами , а народы, поклоняющиеся им, называются идолопоклонниками , или язычниками . Так появилось на земле идолопоклонство.

Скоро почти все люди стали язычниками. Только в Азии, в потомстве Сима, был праведный человек по имени Авраам , который оставался верным Богу.

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был потомком Сима и, со всем своим семейством, сохранил истинную веру в Бога. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа (потому что среди родных людей - язычников скорее можно было научиться идолопоклонству), Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные ", то есть в этом народе - в его потомстве, со временем родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он повиновался Господу, взял жену свою Сарру, племянника Лота и все имение, которое они приобрели, всех слуг своих, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Там жили тогда хананеяне. Это был один из самых нечестивых народов. Хананеяне были потомками Ханаана, сына Хамова. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: "Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству". Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною , то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. А теперь она называется Палестиною . Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и по средине ее протекает река Иордан.



Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно и между их пастухами стали происходить непрестанные споры, тогда они решили дружелюбно разойтись.

Авраам сказал Лоту: "Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево".

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского , он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона.

Мелхиседек благословляет Авраама

Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот.

Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу.

Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек , который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским , принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его.

О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды : слово салим значит мир . Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив , - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама.

Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. "Бытие": главы 12, 14, 15, 16, 17.

Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.

Явление Бога (Св. Троицы) Аврааму

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Саррой, подал масла, молока и лучшего жаренного теленка и стал угощать их. И они ели.

И сказали они ему: "где Сарра; жена твоя?"

Он ответил: "Здесь, в шатре".

И сказал один из них: "через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын".

Сарра, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?

Но странник сказал: "зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя и у Сарры родится сын".

Сарра же испугалась и сказала: "я не смеялась".

Но он сказал ей: "нет, ты засмеялась".

Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог.

Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре 89.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 18, 1-16.

Сюжет иконы восходит к одному из эпизодов жития преподобного Александра Свирского (1448–1533), основателя и строителя Свято-Троицкого монастыря на реке Свирь в Обонежской пятине Новгорода, великого чудотворца и подвижника, сыгравшего значительную роль в развитии севернорусского монашества. Рано сложившееся представление о преподобном как об идеале монашеского благочестия и духовного подвижничества сказалось в создании вскоре после его кончины жития, написанного по благословению митрополита Макария в 1545 г. учеником и преемником святого игуменом Иродионом (Кочневым), а также изображений Александра Свирского, появившихся еще до его общерусской канонизации на Соборе 1547 г. Это во многом объяснялось пристальным вниманием к его личности сначала великокняжеской, а потом царской семьи, глубоко чтившей старца еще при жизни. Духовный авторитет Александра Свирского неразрывно соединился с крупнейшей военной и дипломатической победой XVI в. – взятием Казани и переходом Казанского ханства под власть московского царя: первая крупная победа над войсками Епанчи 30 августа 1552 г. совпала с днем памяти недавно канонизированного святого. Первый в столице престол в его честь в храме Покрова на Рву был освящен через два года; к тому же времени относится создание огромной житийной иконы Александра Свирского для Успенского собора Московского Кремля (ГММК. Инв. № 1149 соб.), среди ста двадцати девяти клейм которой три (55–57) посвящены явлению чудотворцу Святой Троицы.

Свирский пустынник единственный среди всех православных святых сподобился, подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, явления Бога в виде трех ангелов, что не могло не получить широкого отражения в русской иконографии. Видению «Святыя Троицы, еже преподобный виде и слыша… в лето 7016 (1508)», предшествовавшему закладке в основанной им пустыни деревянной церкви Святой Троицы, посвящена отдельная глава жития. Во время ночного бдения и молитвы старца его келья озарилась «невыразимым светом»: «…и зрит три мужа, вшедша к нему, <…> въ одежу белу оболчена чистотою, лепа же зило и освещены славою небесною неисповедимою, и коегождо их жезл в руце своей дръжаща <…> преподобный страхом велиимь одержим <…> и поклонися има до земля. Она же имша и за десную руку, въстависта и глаголюще: “…да съзиждеши церкви, и братию събери, и монастырь съградив, и келии постави, яко благоволившу ми тобою многы душя спасти и в разум истинный привести”. Преподобному же на земли лежащу и сиа глаголющу, и пакы же имша и за десницу, въстависта его, глаголющи: “Стани на ногу своею… да въздвигнеши церкви въ имя Отца и Сына и Святаго Духа, неразделимыа Троица”». Яркий и выразительный текст видения, часто в житии сопровождаемый миниатюрой, послужил основой самостоятельных иконных изображений «Александрова видения», иконография которых сложилась уже в середине XVI в. и впоследствии оставалась неизменной.

В соответствии с житием святой изображен на иконе упавшим ниц у дверей бревенчатой кельи. Явившиеся ему с повелением «съградить» монастырь три ангела с посохами «въ одежу белу оболчена чистотою, лепа же зило», один из них держит старца за десницу, «въстависта его», другие благословляют отшельника. Пустынность места подчеркивают гористый пейзаж и лес на заднем плане. Помимо публикуемой известны еще три пядничные иконы последней трети XVII в., точно повторяющие ту же композиционную схему. Однако самым ранним среди дошедших до нас является образ Музея русской иконы, ярко передающий текст самого видения. Особенности живописного языка позволяют связывать памятник с работой московского мастера второй четверти XVII столетия, когда иконы «Явление Троицы» приобрели наравне с изображением основателя Свирской пустыни характер подносных или раздаточных образов, которые писались для продажи многочисленным богомольцам, как в самом монастыре, так и по его заказу в Новгороде, Москве и других местах. Дорогие, богато украшенные окладами иконы с таким сюжетом дарили знатным паломникам, отвозили в столицу – царям и патриархам, в Новгород – архиепископам. Одной из таких икон, видимо, и является публикуемая; о длительном ее почитании свидетельствуют следы многочисленных реставраций и поновлений. Создание памятника приходится на время новой волны прославления в Москве чудотворца, нетленные мощи которого были в 1641 г. обретены, а в 1644 г. переложены в новую серебряную раку, созданную кремлевскими мастерами и пожертвованную в монастырь царем Михаилом Феодоровичем. Возможно, именно с этими событиями связано написание публикуемого образа, сохранявшего для одного из знатных паломников память о преподобном и созданной им Троицкой обители. Ко второй четверти столетия храм Святой Троицы уже украшало несколько икон «чюдотворца Александра в молении», в том числе и «большая пядница, обложена серебром басемным золоченым». Следует отметить и некоторую схожесть стиля с ярославской живописью этого времени, сказавшуюся в приемах личнóго письма, исполнения горок, чащи и ангельских одежд. Это заставляет вспомнить о том, что именно в Ярославле в начале XVIII в. была создана уникальная житийная икона Александра Свирского, в среднике которой представлен не традиционный образ святого, а явление ему Святой Троицы.

[Мк.1:10-11] "И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Православная Богослужебная традиция видит в Крещении Господа Иисуса Христа явление Святой Троицы: Бог Отец - голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна, Бог Дух Святой сошествием в виде голубя.

[Мф.28:19] "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа"

Примечательно в этом месте то, что названные Лица Пресвятой Троицы объединены одним именем. Спаситель призывает крестить "во имя", единственное число, тогда как Имён Три.

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь".

В этом месте мы также видим именование всех Лиц Святой Троицы.

Явление Аврааму

Особого внимания заслуживает библейское повествование о явлении Аврааму Бога в виде трёх путников. Хотя Тайна Божественного Триединства была сокрыта от человечества до времени пришествия в мир Господа Иисуса Христа, мы, обладая Новозаветным Откровением, не можем не увидеть здесь первое указание на троичность Лиц в Боге

[Быт.18:1-3] "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего "

Явление Аврааму Бога в виде трёх путников указывает на Тайну Троицы во-первых числом путников, три, а во вторых тем, что Авраам, обращаясь к одному, имеет в виду трёх.

По мнению святителя Иоанна Златоуста, Авраам обращался к одному из путников, видя в нём главного. Полное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста. Том 4. Книга 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 41. С-Петербург 1898г. С.449. Преподобный Ефрем Сирин объясняет обращение Авраама только к одному из путников свидетельством того, что в нём он узнал Бога. Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Священное Писание. На книгу Бытия. Глава 18. http://azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolk_01=18 Всё это ничуть не умаляет значения для нас данного отрывка, прооброзавательный смысл которого понять стало возможно лишь после получения Новозаветного Откровения.

Относительно того, кто явился Аврааму в виде путников, существуют разные мнения. Святитель Филарет Московский пишет: "Святый Амвросий полагает, что то были три лица Св. Троицы. Блаженный Августин не сомневается, что то были три Ангела сотворенные, в которых Бог присутствовал и познан был только как в своих пророках. Св. Иустин, Ириней, Тертуллиан и Златоуст признают в числе трёх двух Ангелов сотворенных и второе Лице Святой Троицы". Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский. Толкование на книгу Бытия. С. Москва 2004г. 405.

Уместно будет добавить мнение протоиерея Сергия Булгакова, который считает, что с Авраамом говорил Сам Бог, но посредством одного из ангелов, которого Он использовал как инструмент. Отличие заключается в том, что ангел говорит не от имении Бога, как говорят пророки, а Господь говорит устами ангела. Такое Богообщение отец Сергий называет теофанической ангелофанией.

Еврейские толкователи разделяют Богоявление и явление ангелов на два самостоятельных события, хотя и произошедших в одно время. Согласно их комментариям сначала Авраама посетил Бог, а правильнее сказать невидимая Шехина, Божественное присутствие, а затем Авраам увидел трёх ангелов, Михаэля, Гавриэля и Рафаэля, в виде путников, имевших каждый свою миссию, которых и угощал. При этом слова из 3 стиха, [Быт.18:3] "и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" , Авраам сначала обращал к Шехине, а затем к ангелам.

Преподобный Ефрем Сирин считает, что Бог сначала невидимо посетил Авраама, а затем, на малое время оставив его, чуть позже явился видимым образом в одном из путников. При этом преподобный Ефрем полагает, что Авраам узнал Бога в одном из путников, этим он объясняет обращение Авраама только к одному из них.

Большинство христианских толкователей считают, что слова "Господь явился Аврааму у дубравы Мамре..." (ст.1), надо рассматривать как введение в последующее повествование, а не самостоятельное событие, как видят это преподобный Ефрем и иудейские толкователи. Святитель Филарет пишет: "Писатель находит нужным предварить читателя, что здесь повествуется о явлении Самого Бога, поелику в последующем сказании представляются сперва три мужа, потом, в тех же самых лицах, Господь и два Ангела (XIX.1), и потому можно было бы сомневаться, кто посетил Авраама". Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский. Толкование на книгу Бытия. Москва 2004г. С. 404.

Итак, мы имеем следующие мнения:

  • 1. Аврааму явились три Лица Святой Троицы;
  • 2. сотворённые ангелы, через которых с Авраамом общался Господь, как через пророков;
  • 3. два ангела и Господь в виде путников, или три ангела в виде путников, посредством одного из которых с Авраамом общался Господь;
  • 4. Бог (Шехина) и три ангела, имевшие каждый свою миссию.

На мой взгляд, наиболее вероятным представляется третий вариант.

Против первого варианта говорит тот факт, что только двое из трёх путников пришли в Содом, тогда как Авраам "еще стоял пред лицем Господа" [Быт.18:22] . На то, что пришедшие в Содом ангелы в начале 19 главы были именно теми путниками, которых угощал Авраам, указывает употребление артикля. В Быт. 19:1 со словом ангелы (оЗмАаИкА) употреблён определённый артикль д, что позволяет связать трёх ангелов, явившихся Аврааму, с двумя, пришедшими в Содом. Дело в том, что определённый артикль служит для указания имени:

  • * уже известного заранее или ранее употреблённого;
  • * единственного в своём роде;
  • * употреблённого в ед. ч. в собирательном значении Практически курс древнееврейского языка Ветхого Завета первый год обучения. Москва 1996. С.39..

Против второго мнения говорит факт отсутствия вводных слов, которые всегда присутствуют перед произносимыми пророчествами, если они возвещаются через пророков, таких как "так говорит Господь".

Третий вариант представляется наиболее вероятным по следующим причинам:

  • 1. в 9 стихе, когда мужи спросили Авраама о Сарре, Моисей слово "сказали" употребил во множественном числе, а в 10 стихе обетование о рождении сына, и обещание в это время быть снова у Авраама произносит один путник, в этом стихе слово "сказал" употреблено в единственном числе, при чём слова обетования Сарра слышала, следовательно, они были произнесены путником, а не невидимой Шехиной. В 13 и 14 стихах путник, возвестивший обетование, уже прямо назван Иеговой (йдед ). В этих стихах Господь обличает Сарру и повторяет только что произнесённое обетование: [Быт.18:13-14] "И сказал Господь (йдед) Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын?" .То, что и второе обетование Сарра слышала, подтверждается 15 стихом: [Быт.18:15] "Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась". Иудейские толкователи пытаются представить дело так, будто Сарру обличил Авраам, а не Господь в виде путника, однако контекст повествования не даёт к подобному толкованию решительно никаких оснований. То, что обетование возвещает только один путник, который в библейском тексте прямо назван Иеговой (йдед ) свидетельствует вы пользу 3 варианта.
  • 2. Провожая путников, Авраам говорил с Господом. Более того, 22 стих повествует: [Быт.18:22] "И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа". Как известно из последующего повествования, до Содома дошли только два ангела. Как уже было показано выше, ангелы, пришедшие в Содом, были именно теми путниками, которых принимал Авраам. Совершенно логично сделать вывод, что в виде третьего путника Аврааму явился Господь, "перед лицем" Которого Авраам и стоял, в то время как два ангела направились в Содом.

Иудеи считают, что Аврааму в виде трёх путников явились три ангела: Михаэль, Гавриэль и Рафаэль, а в тех местах, где Библия указывает на то, что Авраам говорит с Богом, Авраам разговаривал с Шехиной. По мнению иудейских толкователей, третий ангел просто не пошёл в Содом, т.к. его миссия закончилась. Иудеи полагают, что у каждого из трёх ангелов была своя миссия: один должен был возвестить обетование, второй спасти Лота с семьёй, а третий уничтожить развратные города. Однако такое толкование не выглядит убедительным, поскольку из дальнейшего повествования мы видим, что 1. разрушить города ангелы планируют вместе: [Быт.19:13] "ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его", в этом стихе употреблено местоимение первого лица множественного числа аВрзАреМ , 2. в эвакуации семьи Лота принимали участие оба ангела: "[Быт.19:15-17] Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть".

Также иудейское толкование не объясняет, зачем к Аврааму приходили те два ангела, миссия которых его не касалась.

И, наконец, не понятен смысл обещания ангела-путника быть у Авраама во время рождения его сына: [Быт.18:10] "И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его". В 21 главе Бытия мы видим исполнение обещания: [Быт.21:1-2] "И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог". Но в этом стихе мы нигде не находим ангела! Неужели он обманул Авраама и не пришёл в назначенный день? Это недоумение разрешается, если принять тот факт, что в виде путника с Авраамом говорил Сам Бог. Такое понимание подтверждается ещё и тем, что Библия связывает рождение ребёнка с посещением Господа: "И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа". Помимо всего прочего, в еврейском толковании библейское повествование о Богоявлении Аврааму как бы распадается на части: Авраам говорит то с Богом, то с ангелами и тут же сразу снова с Богом, провожает ангелов, а разговаривает опять же с Богом. Не всегда понятно, с кем говорит Авраам в тот или иной момент повествования.

Подводя итог, нельзя не согласится с тем, что в Священном Писании мы находим указания на троичность Лиц в Боге. Если в Ветхом Завете такое указание имеет прообразовательный характер, то в Новом все Лица Святой Троицы поименованы.

После подтверждения завета с Богом Авраам становится «другом Божиим» и живет в постоянном и тесном общении с Ним. Но в то время, как возрастала и крепла вера и благочестие избранного патриарха, возрастало и усиливалось безверие и нечестие тех беззаконных городов, среди которых обитал его племянник Лот. Быстро переполняя чашу своего беззакония, они в конце концов навлекли на себя страшный гнев Божий. Наказание этих городов произошло сразу же после шестого богоявления Аврааму.

Это богоявление было необыкновенным. Господь явился Аврааму с двумя Ангелами в образе человеческом. Однажды в знойный день Авраам сидел при входе в свой шатер у дубравы Мамре, и вдруг он увидел, что перед ним поодаль стоят три странника. Гостеприимный Авраам тотчас побежал к ним навстречу, поклонился до земли и сказал, обращаясь к одному из них: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнете под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]…» (Быт. 18:3–5). Странники приняли приглашение гостеприимного патриарха. Авраам быстро приготовил им трапезу и стал их угощать.

Насытившись, гости спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя?» - «Здесь, в шатре» , - ответил Патриарх. Тогда самый почтенный из путников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:9–10). Сарра в шатре услышала эти слова, но, поскольку она была в очень преклонном возрасте, предсказание показалось ей невероятным. Она не могла удержаться от смеха, подумав: «Мне ли, когда состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар» . Таинственный всевидящий гость увидел ее внутренний смех и сказал с укоризною Аврааму: «Отчего это… рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я могу действительно родить, когда я состарилась?» Есть ли что трудное для Господа ?» (Быт. 18:13–14).

Вскоре путники поднялись и пошли по направлению к Содому. Авраам решил проводить своих дорогих гостей, так как од уже догадался, что принимал у себя Господа и двух Ангелов. По дороге он также узнал, что Господь идет в Содом и Гоморру, чтобы покарать их за беззаконие и нечестие. Это показалось Аврааму несовместимым с понятием о справедливости. Он спросил у Господа: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивыми? Если в Содоме найдется пятьдесят праведников, справедливо ли, чтобы они погибли с грешниками?» Господь ответил, что он пощадит город, если там окажется хотя бы десяток праведников. Этим Господь дал понять Аврааму, что праведники имеют великое дерзновение ходатайствовать перед Богом за грешников. Проводив гостей, Авраам с грустью возвратился в свой шатер, а два Ангела по повелению Божию направились по дороге в Содом.

Уже наступил вечер, когда небесных посланцев встретил Лот у ворот своего города. Он поклонился путникам и пригласил их в свой дом, но незнакомцы стали отказываться. Однако Лот настаивал, и они согласились воспользоваться его гостеприимством. Но едва успели гости войти, как дом Лота окружили развращенные жители Содома и громкими криками требовали выдать им пришельцев, чтобы надругаться над ними. Лот считал своим священным долгом защитить гостей, находящихся под его кровом. Так повелевал закон гостеприимства, унаследованный им от отцов. Поэтому он вышел на улицу, предусмотрительно заперев за собой дверь, и умолял своих сограждан не обижать пришельцев. «Вот у меня две дочери , - воскликнул он в отчаянии, - которые еще не познали мужа, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего худого, так как пришли под кров дома моего» (Быт. 19:8–9). Но толпа осталась глухой к мольбам Лота. Более того, его схватили и обязательно убили бы, если бы Ангелы в последнюю минуту не ввели его обратно в дом. Тогда разъяренная толпа пыталась выломать двери. Но Ангелы поразили слепотой всех мужчин, бесчинствующих у дома. Вскоре у дома Лота восстановилось спокойствие, и тогда гости открыли хозяину, кто они такие и с какой целью пришли в Содом. Они повелели Лоту, захватив с собой жену, обеих дочерей, всех своих родственников, немедленно покинуть город, обреченный на погибель.

Уже наступил рассвет, а Лот все медлил исполнить повеление Ангелов. Тогда Ангелы насильно вывели Лота, его жену и двух дочерей за город и велели им без оглядки бежать и спасаться в горах. Лот страшно испугался и, полагая, что не успеет укрыться в горах, с разрешения Ангелов побежал в маленький город Сигор, который ради него был пощажен от разрушения. Беглецы были уже в местечке Сигор, когда услышали позади себя Оглушительный грохот. На Содом, Гоморру и их окрестности обрушился ливень серы и огня. Вся земля сотрясалась, а города обратились в груды дымящихся развалин. Никто из нечестивых горожан не спасся. Но жена Лота нарушила запрет Ангелов, оглянулась и сразу превратилась в соляной столб. Такое наказание постигло жену Лота за то, что, оглянувшись и увидев страшное бедствие, она в сердце своем осудила Господа. Вскоре над Содомом и Гоморрой воцарилось молчание смерти. На месте этих городов впоследствии образовалось Мертвое море.

Похожие публикации