Занятие логопеда на звук и буква ц. Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Ц

Вахренева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: Ямало - Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук Ц и буква Ц"
Дата публикации: 19.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Синеглазка» города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа

Воспитатель: Вахренева Н.М.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц»

Тема: “ Звук и буква “Ц”,Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука “ц” в слогах, словах, фразах,

связной речи.

Программное содержание:

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова, определения места звука в слове.

Закрепление понятий: звук, буква, слог, слово.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов.

Совершенствование навыков чтения слогов.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание

интереса

литературного

произношения,

воспитание языкового чутья.

Оборудование:

схемы, буквы, наборное полотно, таблица, карандаши, картинки,

Ход занятия:

Вводная часть. Дети стоят в кругу, изображают солнце.

Воспитатель:

Улыбнемся друг другу

Чудесных открытий

Пожелаем всем нам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

Упражнение «Лучики солнца»

Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как

лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Солнце.

Воспитатель: На лучиках для вас задания.

Дети: Это буквы.

Воспитатель: Почему буквы в разных по цвету кружках?

Дети: Гласные и согласные.

Артикуляция звуков.

Воспитатель: Назовите гласные и согласные звуки?

Дети: Произносят гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки живут в зеленых кружочках?

Дети: Мягкие звуки.

Воспитатель: Что, кричит нам колокольчик?

Что, шепчет нам телефон?

Дети: Звонкие и глухие звуки.

Основная часть. Упражнение « Прочитай, слог»

КА, ГО, БУ, ПЫ, ВО, ВА, ФИ, ФУ, АШ,АП…, (карточки)

Воспитатель: МОЛОДЦЫ!

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на лучик, что вы видите?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Каждый лучик солнца открытие нового. Сегодня, я вам хочу рассказать

сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

Дети: Цыпленок.

Воспитатель: В одной скорлупке жил цыпленок, в нем ему стало тесно, скучно и он

захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего, в яйце и покажем,

как он появляется из скорлупки: сначала голову, потом - правое крылышко, затем

Левое. И вот он на свободе. И тихо, …(дети договаривают предложения)

Цып – цып –цып. «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок.

Ребята, а давайте пригласим цыпленка в страну звуков. Страна, в которой живут звуки

3.Знакомство с новым звуком «Ц»

Воспитатель: Вы, любите загадки?

Воспитатель: Отгадка, вам подскажет с каким звуком, мы познакомимся.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десть их, но братья эти

Сосчитают, все на свете. (Цифры)

Воспитатель: Вы, догадались, с каким звуком познакомимся. Какой звук слышится в

начале слов отгадки?

Дети: Звук «ц»

4.Учимся произносить звук «ц»

Что делают губы? (улыбаются)

Произносим звук «ц» (зубы видны)

Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

Как вы считаете, звук «ц» гласный или согласный и почему?

Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

Звук «ц» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает

только твердый?

Определить звук «ц» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ц» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

Физминутка «Кузнечики».

5.Звуковой анализ слова «цып». (Раздаточный материал - схемы)

Один ребенок выполняет у доски, остальные в листе.

Сколько звуков?

Сколько согласных?

Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете?

Игра «Внимательные ушки»

Хлопни один раз, если услышишь звук «ц»

М К Ц Р Ц А Ц

Хлопни два раза, если услышишь в слогах звук «ц»

АС АЦ УС СУ СТА ЦЛА АСТ ОЦТ ЦТА

Правильно, за мной повтори:

ЦА ЦА ЦА – цапля, курица, пыльца

ЦЕ ЦЕ ЦЕ – пловец, мудрец, молодец

Определи место звука в слове: Цветы, огурец, кольцо

Закончи слово звуком «ц»: Дворе – ц, продаве –ц, плове –ц

Закончи слогом ЦА: води –ца, кури- ца, ули- ца

Игра «Большой – маленький» (словообразование)

Дерево – деревцо, блюдо – блюдце, зеркало – зеркальцо, мыло - мыльце

6. Знакомство с буквой:

Вот какая буква Ц –

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Чем отличается звук от буквы? Звук «ц» обозначается буквой «це». Сравнить большую

и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ц».

Написание буквы ц в воздухе, на листе.

Игра «Буквы заблудились»

Что можно составить из букв? (слово)

Давайте из этих букв составим слово. У, А, Р, Ц, К, И

7. Чтение слогов:

8. Итог занятия.

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ц»?

Рефлексия:

Воспитатель: Вы все сегодня постарались, молодцы, ребята! Вы были внимательными и

активными. Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение 1-2.

«Звук и буква Ц».

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

Цель: комплексная коррекция и развитие познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

    развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза;

    развитие активного и пассивного словаря;

    развитие грамматического строя и связной речи;

    развитие мелкой моторики рук;

    развитие слухового, зрительного внимания и памяти, мышления;

Оборудование: интерактивная доска, игры для интерактивной доски «Накрой стол» и «Веселые кочки», карточки-картинки для звукового анализа слов и квадраты-символы, бумажные цветы с вынимающимися лепестками.

Орг. момент.

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

2. Слоговой анализ.

Логопед: Ребята, а помните сказку про Цаплю и Журавля, которые друг к другу в гости ходили? Картинка-заставка Цапли и Журавля на инт. доске.

— И вот собралась Цапля в гости к Журавлю. А Журавль ждал Цаплю, готовился.

Скажите, а как мы встречаем гостей дома? Чем мы их угощаем? (ответы детей)

— А что нам понадобиться для чаепития? (ответы детей)

— Вот и Журавль накрывал стол.

Интерактивная игра «Накрой стол»

— Скажите, как называется посуда, в которую мы насыплем сахар? (Сахарница)

— Как называется посуда для конфет? (Конфетница)

Как называется подставка для салфеток? (Салфетница)

— Как называется посуда, в которую положим сухари? (Сухарница)

— Как называется посуда, в которую положим хлеб? (Хлебница)

— Какую посуду мы поставим под чашки? (Блюдца)

— Ребята, проговорите названия посуды, разделив слова на части с помощью хлопков. (Дети прохлопывают. Считают количество слогов в каждом слове.)

3. Выделение и характеристика звука.

— А какой общий звук есть в каждом слове? (звук Ц)

— Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый.

— Сегодня мы с вами будем работать со звуком и буквой Ц.

— Идет Цапля в гости. Ребята, пойдемте вместе с Цаплей.

4. Выделение звука Ц на слух из рядя звуков, ряда слов.

— А на болоте летало много насекомых, которых Цапле хотелось поймать. А мы с вами будем ловить насекомых с помощью «ловушек» и поиграем в игру, будем «ловить» звук Ц.

— Ребята, приготовьте свои «ловушки» и будем ловить звук «Ц». Дети выделяют звук Ц из ряда звуков, затем из ряда слов (стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец).

Вот так много наловила насекомых Цапля для Журавля.

5. Определение место звука в слове.

— Но лягушата были ловкие, прыгали с кочки на кочку. Ребята, мы поможем лягушатам и подскажем на какую кочку нужно прыгать. Мы отгадаем загадки и определим, где находится звук Ц в слове: в начале, середине или в конце. Будем выбирать нужную кочку.

Игра на интерактивной доске.

Загадки: На гору бегом,

А с горы кувырком.

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

(цыпленок)

Два кольца, два конца,

А по середине гвоздик.

(ножницы)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и солёный.

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

6. Звуковой анализ слова

— Замечательно справились. Перешла Цапля через болото и оказалась на поляне, где было много красивых цветов. И пока цапля наслаждается ароматами, мы присядем за столы и сделаем подарок-сюрприз для журавля, подпишем открытку с помощью звуковых схемы слов ЦВЕТЫ, ЦАПЛЯ.

Дети присаживаются за два стола, работают в группах. Выполняют схемы слов с анализом звуков на карточках-картинках.

7. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

(с использованием мнемотехники)

Наши алые цветы распускают лепестки, Плавно разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Помахать руками перед собой.

Наши алые цветки закрывают лепестки, Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой качают. Плавно опустить их на стол.

8. Звуковой синтез.

— Ребята, цветы на поляне были необычные. Лепестки цветов с буквами. Но подул ветерок, и лепестки разлетелись. Мы соберем лепестки и получим слово.

Дети собирают лепестки для цветка и из предложенных букв составляют слова: цирк, свет, улица.

— Ребята, какие слова вы получили?

— А какой общий звук есть в этих словах? А в слове свет вместо звука Ц мы какой звук слышим? (С)

— Нам подходит это слово?

— Какие звуки надо заменить, чтобы слово нам подошло? (звук С заменить на Ц и получить слово ЦВЕТ )

— Ребята, давайте мы с вами подарим звук и букву С нашим гостям-ребятам.

Вот так долго, не спеша, шла Цапля к Журавлю. А что было дальше в этой сказке, мы расскажем завтра…

Негосударственное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»

Конспект мастер-класса для детей подготовительной логопедической группы

«Звук и буква Ц».

Выполнила: учитель-логопед Рябикова Н.Н.

Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

– На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

– Закончите чистоговорку.

На доске:

– Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц – буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] – всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

– Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

– Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

– Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

– Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

– Цветовод – специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод – это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

– Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

– Шестое задание – "Доскажите словечко".

Все мои подружки –
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке – сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

– С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

Конспект занятия по обучению грамоте

Хамзаева Д.К. учитель подготовительного класса сш.Шыганак

Тема: Звук (ц). Буквы Цц. В цирке.

Цель: Уточнить произношение звука (ц) определить его наличие в слове;

Познакомить с буквами Ц, ц. Совершенствовать звуковой анализ, умение подбирать картинки к схемам слов. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных. Закрепить умение составлять предложения из слов. Совершенствовать навык чтения. Воспитывать эмоциональный отклик на предлагаемый сюжет занятия.

Ход занятия

Ребята сегодня мы с вами отправимся в цирк и познакомимся с новым звуком. Но на представление мы с собой возьмем нашего маленького друга, а как его зовут вы узнаете если отгадаете загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

Давайте назовем нашего цыпленка «Цып». Отправимся мв с вами в цирк пешком. Чтобы не было скучно нам в дороге давайте проведем умственную разминку:

Что такое предложение?

Из чего состоит предложение?

Как вы понимаете выражение «слова звучат»?

На какие две группы делятся звуки?

Как произносятся гласные звуки и каким цветом их обозначают?

А как произносятся согласные звуки?

Каким цветом они обозначаются?

Вот мы и подошли к зданию цирка (выставляю картинку цирка)

Посмотрите какой он красивый и большой.

Ребята «цирк» это место где выступают артисты: клоуны,жонглеры, дрессировщики.

Цирк,цыпленок,Цып

Какой первый звук вы слышите в этих словах?

Вы наверное догадались с каким интересным звуком мы с вами познакомимся?

Артикуляция звука.

Давайте произнесем звук «Ц»: когда мы произносим звук (ц), губы растянуты в улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прижимается к «бугоркам за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук(ц).

Гласный или согласный этот звук?

Приложите руки тыльной стороной ладони к подбородку и произнесите.

Звонкий или глухой? (Глухой)

А еще ребята он всегда твердый.

Итак представление начинается. А представление там ведут:

Две длинноногих тети

Гуляют на болоте,

У них под носом капли

Они зовутся…..(цапли)

Кто такие цапли? Где живут? Чем питаются?

Сколько слогов в слове «цапли»?

Назовите первый слог, второй?

Звуковой анализ слова «цапли»

Цапли пригласили на арену скворца-жонглера. Он будет бросать вам слова,

А вы ловите только те, в которых есть звук (ц)

Игра «Поймай звук» (лист,огурец,замок,колодец,палец и т.д.)

Аплодисменты скворцу.

А вот одна из цапель берет волшебную палочку и в словах появляется звук (ц). Предмет из большого превращается в маленький. Она говорит «дерево» и оно превращается в «деревце». Давайте и вы превратитесь в волшебников, превратите предмет из большого в маленький:

Масло- маслице

Блюдо-блюдце

Болото-болотце

Окно-оконце

Одеяло-одеяльце

Тело-тельце

Платье-платьице

Цапли объявляют следующего участника цирковой программы. Отгадайте кто это?

Пушистый комок

От волка скок. (заяц)

Заяц с завязанными глазами может рассказать про любую букву.

Знакомство с буквой.

Какую букву принес заяц? (Ц) (стих про букву «Ц»)

Какая буква у цапли слева? (большая)

У цапли справа?(маленькая)

Большая и маленькая буквы похожи?

Чем же они отличаются?

На что похожа буква «Ц»

Давайте ее нарисуем. (показываю на доске)

Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе,на ладошке. Сколько элементов в той букве?

На парет перед вами полоски бумаг, выложите букву «Ц» с помощью этих полосок. (дети выкладывают букву).

Физминутка (по выбору детей)

А вот и дрессированная собачка по кличке «Цыбик». Она умеет составлять и читать не только слоги и слова, но и находить звук (ц) в словах.

Игра «Разноцветные карзиночки»

Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы должны ее прочитать, определить место звука и положить в нужную карзинку.

В « красную» карзинку нужно положить слова в которых звук «ц» находится в начале слова, в « желтую», слова в которых звук «ц» находится в середине слова. А в зеленую- те слова в которых звук «ц» находится в конце слова.

(раздаю карточки со словами)

Ура! Клоун Цыбулька!

Кого он изображает? (показываю рисунок)

Но это не все! Он еще отлично жонглирует! Из подброшенных слов составляет предложение (живут болоте на цапли). Дети составляют предложения и схемы к ним.

Цыпу так понравилось представление, что он решил тоже выступить! Он сумел найти и соединить слоги с картинками: пуговица,полотенце,кольцо,яйцо,овца,зайцы,птицы; слоги-ца,цо,цы,це.

Браво Цып! Браво ребята! Апплодисменты!

И так ребята нам пора возвращаться.

Давайте вспомним, где мы с вами сегодня побывали?

С каким звуком познакомились?

Кто сегодня выступал в цирке?

Тема: звук [Ц], буквы Ц ц.

Цели:

1)познакомить со звуком [ц], буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой

2)развивать фонематический слух, внимание, память

3)воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям.

1. Организационный момент.

2. Повторение. Речевая разминка

а) чтение звукового ряда гласных (шепотом, вслух, громко и т.д.) а, о, у, и, ы, э

б) чтение слогов по таблице

в) повторение изученных четверостиший

г) чистоговорка (учитель читает, дети повторяют)

Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу
Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Сами мы съедим яйцо
Цы-цы-цы,цы-цы-цы
Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,

Какой звук произносился и слышался чаще других? ([Ц])

Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа о кузнецах (Горецкий “Русская азбука”).

5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ.

Характеристика звука [Ц] (всегда глухой, всегда твердый)

6. Упражнение слышимости звука.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц- в начале,
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра-тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту
Ждут в гнезде ее птенцы
Цирк откроется в субботу
Уж приехали борцы
В цех явились на работу
Молодые кузнецы
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л.Дьяконов)

Назовите слова со звуком [ц].

7. Рассказ о цифрах (Г.Юдин “Букваренок”).

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы все это подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. Они завязывали на веревочке узелки и делали зарубки на палке или камне, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо “пять” говорили “рука”, вместо “пятнадцать” - “две руки и одна нога”, а когда говорили “весь человек”- это означало двадцать. Потом в Древней Индии изобретали значки для изображения цифр кружочек или ноль, у арабов называлось “сифрой”, так появилось слово “цифра”. Чуть-чуть измененными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Математики называют “королевой всех наук”. Выучишь ее, станешь “королем”.

8. Знакомство с буквами Цц.

9. Чтение слогов. Слов (с.175 “Русская азбука”).

Вспомните слова, в которых встречается слог ца (цо, цы, цу). 10.Беседа по иллюстрации “ЦИРК”

10. Беседа по иллюстрации "Цирк".

Рассказ о цирке.

Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.

Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.

11. Нахождение буквы Ц в пословицах.

12. Логические упражнения.

1)Продолжи ряд слов (на доске)
ВОЛК-ВОЛЧИЦА
МЕДВЕДЬ-
ЛИС-
ЗАЯЦ-

2)Если людей или предметов больше одного, мы говорим: пальцы, танцы, колодцы, концы, отцы, индейцы, огурцы, пуговицы, луковицы, певцы, леденцы, немцы, - А как мы их назовем, если человек или предмет.только один?

13. Разучивание стихотворения.

Цапля объясняет.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву ц:
-Подойди, цыпленок Цып!
Повторяй-ка: цып, цып, цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)

14. Итог урока.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых есть звук [ц].

Что нового узнали на уроке?

Похожие публикации