История создания экологического отряда в школе. Школьные экологические отряды

МБОУ СОШ

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района

Хабаровского края

Программа работы

экологического отряда

«ЭКОС»

Руководитель: учитель биологии

Гордиенко Людмила Викторовна

«Так, современный мир пришёл-таки

к тому состоянию, когда стало понятно

что дальнейшее развитие цивилизации

может быть только в гармонии

с природой, а не за счёт неё»

(Н. В. Фёдоров, из Послания

Государственному Совету)

Пояснительная записка.

Одно из направлений работы школы в летнее время - экологическая направленность. С этой целью в образовательном учреждении предусмотрено создание профильного экологического отряда. Создание профильных экологических отрядов - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку она объединяет экологические праздники, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинги, чтение художественной литературы на экологическую тематику, игровые обучающие ситуации. Программа предусматривает практическую, экологически ориентированную и творческую деятельность ребят. Теоретические знания закрепляются на практике. Таким образом, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальное изучение известных данных об объектах или предметах исследований (теория), затем практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе.

Наряду с традиционными формами работы используются театрализованные игры и постановки. Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.

Отряд «ЭКОС» (экологический театр) создаётся на базе МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Программа экологического отряда рассчитана на детей школьного возраста (5- 8 класс). Продолжительность программы 18 дней, оптимальное количество детей – 15 человек.

Время работы лагеря - вторая смена (конец июня – началоиюля).

Цель:

    Формирование у школьников научно-познавательного интереса к изучению природы; активный отдых на природе с элементами обучения.

    Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

    Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

– полноценный активный отдых школьников;
– развитие научно-исследовательского интереса школьников;
– экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром; способствовать развитию гуманного отношения к природе.
– формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Формы работы

  • Поисковая работа;

    Экологический десант;

    Интеллектуальные игры;

    Экологические игры;

    Экологическое просвещение населения через листовки;

    Исследовательская работа

    Выступление экологического театра

Ожидаемые результаты работы

За время работы в отряде дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ, умения подготовить отчёт о проведённой работе.

Выпуск экологической газеты, листовок – обращений к населению, фотогазеты о жизни и работе отряда.

Выступления экологического театра перед учащимися летнего пришкольного лагеря.

Расширят кругозор о жизни животных и растений через работу с литературой и просмотр научно-популярных фильмов.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Риски

Погодные условия не позволят выполнить часть запланированных мероприятий, проводимых на свежем воздухе.

Привлечение учащихся к незапланированным программой мероприятиям.

Устав отряда

Дети обязаны:

    Неукоснительно выполнять режим.

    Принимать активное участие во всех мероприятиях.

    Найти себе занятие по душе.

    Быть полезными для других.

    Верить в себя и свои силы.

    Реализовывать все свои способности и таланты.

    Не скучать.

    Охранять природу и научить этому других.

Дети имеют право:

    Разделить с педагогом ответственность за организацию жизни отряда.

    Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

    Фантазировать. Изобретать. Творить.

Наша песня

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзьям, планету,

Всем, кто дружен не страшны тревоги

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем,

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Девиз отряда

Мы не рушим, не взрываем.

Мы природу охраняем!

План работы отряда

1 день

1. Организационный день.

1) Знакомство.

2) Обсуждение и утверждение плана работы.

3) Ознакомление с распорядком работы

2. Оформление кабинета

3. Распределение обязанностей

2 день

1. Поисковая работа к часу экологии «Прошу прощения, природа»

2. Интеллектуальная игра «Экологический калейдоскоп».

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

3 день

2. «Угадай-ка» (загадки о природе)

3. Час экологической игры.

4 день

1. Подготовка к часу экологии «Прошу прощения, природа»

5 день

1. Проведение часа экологии «Прошу прощения, природа»

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

6 день

1. Час занимательной зоологии.

2. Подготовка и выпуск листовок «Природа в опасности».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

7 день

2. Игра-конкурс «Экологическая мельница»

3. Калейдоскоп игр. (подвижные игры)

8 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Экологическая игра «Счастливый случай»

3. Час экологической игры.

9 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

10 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Подготовка к акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

3. Калейдоскоп игр.

11 день

1. Экологическая сказка «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

12 день

1. Проведение акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

2. Просмотр фильма о правильном и здоровом питании.

13 день

1. Экологические чтения. Подготовка к КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

2. Час Занимательной ботаники.

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

14 день

1. Праздник «На золотом крыльце сидели».

2. КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

3. Конкурс мудрейших (решение экологических кроссвордов, их составление».

15 день

1.

2 . КВН «В экологии мы асы».

3. Час экологической игры.

16 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

17 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Экологический круговорот.

3. Калейдоскоп игр.

18 день

1. Выступление агитбригады «Природа в опасности».

2. Итоговое занятие.

    Обзор и обсуждение всех проведённых мероприятий.

    Награждения

    Окружной этап областного конкурса

    социальных проектов

    «Гражданин»

    Создание экологического отряда

    Работу выполнили учащиеся

    ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

    9 класса

    Руководители проекта:

    Иванова Светлана Николаевна

    Бочкова Нина Геннадьевна

    с. Новое Ганькино

    2013

    «Создание экологического отряда»

    Лес и родники – это наше богатство, это ягоды, грибы, это чистый воздух, это лекарственные травы, ценные породы деревьев и многое другое. Наше село Новое Ганькино со всех сторон окружено лесами, а на территории сельского поселения много родников, протекает река Сургут, исток которой совсем недалеко от нас. А один островок леса располагается не далеко, всего с 1 км от села. В этом лесу мы проводим различные мероприятия – осенний и весенний кросс, дни здоровья, сюда ходят на экскурсии ребята начальных классов и воспитанники детского сада, здесь проводят воспитатели мероприятия во время работы лагеря дневного пребывания « Колокольчик» на экологическую тему, это место, где проводят занятия лыжная и легкоатлетические секции, здесь же проходит праздник СПК «Красная звезда» «Акатуй». Это всенародное гуляние, которое посвящается окончанию весенних полевых работ. Но очень часто человек бывает безжалостен к природе. В летнее время можно увидеть, как сельская молодежь едут на машинах в лес и после себя оставляют горы мусора. Такую же картину можно наблюдать после окончания праздника «Акатуй», после того, как торговцы сворачивают свои палатки. И мы, учащиеся школы, идем и убираем мусор. Если бы мы не убирали, то лес давно превратился бы в свалку.

    Вода дарит почве плодородие, питает растения и животные, наполняет водой колодцы. Человек может прожить без пищи около 40 дней, а без воды – лишь трое суток. Тело взрослого человека на 65 % состоит из воды. Еще больше воды в организме ребенка. При весе 40 кг в нем 34 кг воды. Природа дала нам колоссальное богатство – это пресную воду! На Земле ничто живое без воды обойтись не может. Качество воды определяет и здоровье человека, и продолжительность его жизни. Очищать речную воду для употребления стали в XX веке, с развитием науки и техники.

    В народе говорят: «Капля воды – крупица золота» и это в действительности так. Вода – это наша жизнь, наше богатство, без которого не может прожить ничто живое: ни растения, ни животные, ни человек. А люди так безжалостны к тем богатствам, которые дает сама природа. Человек вырубает леса, загрязняет реки, родники, озера и пруды и не задумывается над тем, сколько воды ему необходимо в сутки для нормальной жизни. А богатство не бывает долговечным, когда-нибудь оно иссякнет и перед человечеством встанет вопрос: «А что же дальше?»

    Вода, водные объекты, как и земля, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека.

    По территории нашего поселения протекает река Сургут, которая питает своими водами реку Сок, а Сок уже впадает в Волгу. Ее протяженность по территории нашего поселения 3 - 4 км. Но чего только нет на берегах нашей реки – это и битые стекла, банки, покрышки от колес автомашин, бытовые отходы, навоз. Особенно в половодье весной с паводковыми водами в реку Сургут попадает очень много мусора, который застревает между деревьями, растущими по берегам реки, а 1м 3 грязной воды портит 10 м 3 чистой воды. А летом берега зарастают крапивой, образуя непроходимые джунгли.

    В истоках реки Сургут есть запруды, которые возвели бобры – это верный признак того, что воды реки у нас пока еще чистые и необходимо сделать все, чтобы так было и дальше.

    У нас в поселении имеется 9 родников и только 2 родника более или менее благоустроены. Жители чаще всего бывают на Святом источнике.

    Летом на реке бывает много людей и каждый по разному ведет себя по отношению к водам реки. Кто-то рыбачит, кто-то купается, а кто-то кидает камни и палки в реку.

    По соотношению к потребности в воде на территории области выделяются 4 степени обеспеченности: надежно обеспеченные, обеспеченные, частично обеспеченные, недостаточно обеспеченные. Наш район относится к надежно обеспеченным. И все же состояние водных ресурсов района оставляет желать лучшего.

    Перед нами встала такая проблема .

    Родники, место отдыха в лесном массиве, где проводят мероприятия в весенне-осеннее время наша школа, СПК «Красная звезда» и сельское поселение находится в экологической опасности.

    Перед собой мы поставили следующую цель.

    Создать и организовать работу экологического отряда для улучшения состояния окружающей среды, так как уборка территории отдыха и родника проходят не регулярно и проводить различные мероприятия по экологической тематике.

    Для реализации проекта мы поставили следующие задачи.

    1. Анализ состояния лесного массива и родников.

    2. Составление плана действий экологического отряда «ЭКО».

    3. Проектирование зоны отдыха.

    4. Составление проектной стоимости.

    5. Встреча с директором школы.

    6. Встреча с председателем СПК «Красная звезда».

    7. Встреча с главой поселения Новое Ганькино.

    8. Организация работы «Зеленого патруля» и «Голубого патруля» отряда «ЭКО».

    Актуальность.

    Мы считаем, что экологическая проблема на данном этапе актуальна не только в нашем поселении, но и в нашей стране, ведь не зря 2013 год объявлен годом Экологии, т.к. еще не поздно что-то изменить в лучшую сторону на нашей планете и в частности в нашем села.

    С точки зрения закона.

    С точки зрения закона наши действия правомерны, так как существует закон об охране зеленых насаждений. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию о всемирном наследии, объединяющую две области, традиционно считающиеся совершенно обособленными, охрану культурного и природного наследия.

    Российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). Все это изложено в Водном кодексе Российской Федерации от 18.10.1995 года.

    Законы об охране водных ресурсов есть и в Самарской области

    Перспективность.

    Работа экологического отряда имеет перспективу развития, потому что отряд может работать постоянно, пополняясь новыми членами из года в год. Возьмем шефство над родниками. А это значит обязуемся содержать в надлежащем виде чистые источники воды. Совместно с членами кружка «Краеведение», «Юный биолог», «Занимательная химия» планируем проводить мониторинг родников, так как члены кружков уже занимаются данной проблемой.

    Ожидаемый результат.

    Благоустройство родников, зоны отдыха в лесном массиве и экологической поддержки этих зон экологическим отрядом, озеленение территории школы.

    В ходе нашего проекта мы встретились с директором нашей школы, где Кузьмина Галина Николаевна ознакомилась с нашей работой.

    Ознакомили со своим проектом главу сельского поселения Новое Ганькино Любовь Леонидовну Андрееву.

    У нас была встреча и с председателем СПК «Красная звезда» Немовым Валерием Геннадьевичем.

    Мы считаем, что наш проект реален, так как мы можем его сами реализовать, если, конечно, поможет СПК «Красная Звезда» нам со строительными материалами – это доски шириной 30 см и длиной 3 м в количестве 40 штук, которые мы могли бы использовать для постройки скамеек и сцены (все съемное), гвозди 5 кг., работа транспорта (ГСМ) – доставка стройматериалов. По нашим подсчетам наш проект требует 10390 руб. - это только на приобретение строительных материалов, работу будут проводить учащиеся школы 7-9 классов, учителя технологии, работники СДК.

    Наши планы по реализации проекта

    С этого года мы решили взять шефство над нашим лесом и родниками, организовали профильный экологический отряд «ЭКО», куда входят два патруля: « Зеленый патруль» и «Голубой патруль». Нами было принято решение, что 1 раз в учебную четверть мы будем убирать накопившийся мусор. Мы хотим убедить жителей села соблюдать чистоту и порядок в лесу и на родниках. Наш отряд «Зеленый патруль» разнообразит работу, до этого года мы просто убирали территорию леса, вывозили мусор на свалку, в этом году мы хотим поставить таблички с надписями«Не мусорить!», ящики для мусора, вывесить где можно скворечники, обустроить то место в лесу, где проходит праздник «Акатуй», установить ящики для мусора, установить съемные лавочки, небольшую сцену, где проходят выступления самодеятельных артистов, руководителя предприятия и главы администрации.

    Мы на одной из полян леса поставили столик, подготовили место для кострища, вкопали лавочки, и, конечно же, вкопали вывеску «Убери мусор за собой!» и отдыхающим не нужно будет искать по всему лесу место для отдыха, а оно уже подготовлено, не нужно портить зеленый покров леса и топтать траву, цветы.

    Мы, конечно, сомневаемся, что все сразу будут убирать за собой пустую тару, но надеемся, что постепенно люди привыкнут к такому порядку. И в дальнейшем сами, встав взрослыми, не будем засорять родную природу.

    План действия «Голубого патруля»

      Раз в учебную четверть проверять состояние родников и при необходимости проводить уборку

      В течении года проводить мониторинг состояния водных объектов.

      С весны по осень по возможности убирать территорию водных объектов с членами отряда.

      Во время экскурсий на водоемы временным отрядам во главе с членом отряда «Голубой патруль» и классным руководителем следить за порядком места проведения экскурсии.

      Проводить беседы по охране воды с младшими школьниками в течении учебного года.

    План действия «Зеленого патруля»

      С весны по осень по возможности убирать территорию школы, территорию приусадебных участков пожилых людей приравненных к статусу «дети войны»,прикрепленных за каждым классом нашей школы, лесных объектов поселения с членами отряда

      Проводить беседы, викторины по охране природы с младшими школьниками в течении учебного года.

      Провести озеленение школьных коридоров и пришкольной территории

    Приложение №1

    Приложение №2

    Викторина «Экологический светофор» (5 класс)

    (Для подготовки использована книга: Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.)

    Для проведения мероприятия используются желтые, красные, зеленые кружочки, которые раздаются детям (комплект из трех кружочков на каж дого учащегося класса). На доске или сиене крупное изображение светофо ра и ряд карточек-символов, обозначающих действия; разрушающие при роду - с красной обводкой; зеленым цветом - природоохранная работа; желтым - знаки-предупреждения. (Можно провести заранее конкурс ри сунков-знаков.)

    Проведение мероприятия

    Ведущий. Мы рубим лес, устраиваем свалки.

    Но кто же под защиту все возьмет?

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

    Пора бы человечеству понять.

    Богатство у Природы отбирая,

    Что Землю нужно тоже охранять:

    Она, как мы, такая же - живая!

    Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитанны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:

    1. Зеленый - помогаете природе.

    2. Красный - ясно, что вредите ей.

    3. Цвет желтый вас предупреждает.

    А вместе все кружочки покажут нам все кочки, которые мешают приро де и детишкам навечно подружиться.

    1. (1-й ряд.) Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят до мишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети зарази лись глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

    2. (2-й ряд.) Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет... Замечательный букет.

    (Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

    3. (1-й ряд.) Зайку серого найду,

    Принесу его домой -

    Будет этот зайка мой.

    (Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпушенные снова в лес, не живут.)

    4. (2-й ряд.)3автра утром в лес пойдем

    И опята, и маслята,

    И груздочки соберем.

    Вот наелись мы, ребята!

    Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

    5. (2-й ряд.) Вот как плачет травушка-муравушка.

    Притоптали меня, травушку,

    Притоптали меня зеленую,

    Да все детушки, да все малые,

    Во зеленом саду гуляючи,

    Бегая, играючи...

    Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных пло щадках?

    6. (2-й ряд.) Я кузнечика словил,

    В банку с травкой посадил.

    Пусть покажет, как трещит,

    Как усами шевелит. (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

    7. (1-Й ряд.) Огонь траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

    Он, как испуганная стая белок рыжих,

    Метался со ствола на ствол. Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

    8. (2-й ряд.) Мы пыхтим и морщимся: - Что мы вам - уборщицы? Газон никак не подмету, Соблюдайте чистоту!

    Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям? (Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

    9. (1-й ряд.) Убита белка!

    На снегу

    Она распластана лежала,

    Как будто все еще бежала...

    Да вдруг застыла на бегу. Почему нельзя убивать животных?

    10. (2-й ряд.) Зайдешь в лесную даль и глушь,

    Муравьиным спиртом пахнет сушь,

    В чаще муравейники не спят -

    Шевелятся, зыблются, кишат. Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

    11. (1-й ряд.) Лес наш сказочно богат,

    Угощает всех ребят:

    Ваню - земляникой,

    Таню - костяникой,

    Машеньку - орешком,

    Петю - сыроежкой,

    Катеньку - малинкой,

    Васю - хворостинкой. Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

    12. (2-й ряд.) Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.

    Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

    13. (1-й ряд.) Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы,

    Чтоб оно со временем Нам дало плоды.

    Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

    14. (2-й ряд.) Бережливым будь с водой!

    Шевельни опять рукой

    И, как только воду взял,

    Хорошенько кран закрой!

    Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана? (Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)

    15. (1-й ряд.) Какой вред приносит дым из фабричных труб? (Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

    16. (2-й ряд.) В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.

    Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

    (Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

    17. (1-й ряд.) О чем поют воробушки в последний день зимы?

    Мы выжили!

    Мы дожили!

    Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам? (Кормушки развешиваются по деревьям, корм.)

    и регулярно подсыпается

    18. (2-й ряд.) Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

    (Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

    19. (1-й ряд.) Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

    20. (2-й ряд.) Пять зеленых лягушат

    В воду броситься спешат.

    А ребята не лежат,

    Ловят банкой лягушат.

    Пусть живет лягушка в доме,

    Здесь ей лучше, чем на воле.

    Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

    21. (1 -и ряд.) Воду носят все из лужи, Выливают в реку вновь. Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?

    (Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

    22. (2-й ряд.)Поливаем клумбы дружно.

    Траву выполем на спор.

    А зачем все это нужно?

    Чтоб красивым был наш двор!

    Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб? (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

    23. (1-й ряд.) Принесли из леса шишки,

    Желудей несем мешок,

    От берез нашли сережки.

    Так зачем нам это впрок?

    Почему необходимо собирать семена древесных пород? (Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

    24. (2-й ряд.)Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!

    Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

    25. (1-й ряд.) Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи | и рисунки?

    (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина I разрушается.)

    26. (2-й ряд.) Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?

    (Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

    27. (1-й ряд.) Едем на автомобиле

    И гордимся, как красиво

    Позади клубится дым.

    Чих-чих-чих! Куда бежим?

    Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

    28. (2-й ряд.) Бутылки и банки бросаем в походе,

    Не разлагается мусор в природе.

    Пришли через год на полянку

    И обнаружили свалку.

    Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

    29. (1-й ряд.) Красива обувь, суперсовременна

    Рифленая подошва, блеск!

    Прошли красивые ботинки -

    Остался из песка и грязи след.

    Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

    30. (2-й ряд.) Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

    (Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

    После проведения викторины награждаются самые активные участники викторины открытками с изображением живой природы.

    Ведущий. Наш праздник заканчивается стихами Е. Каргановой.

    Мы хотим, чтоб птицы пели,

    Чтоб вокруг леса шумели,

    Чтобы были голубыми небеса,

    Чтобы речка серебрилась,

    Чтобы бабочка резвилась

    И была на ягодах роса!

    Мы хотим, чтоб солнце грело

    И березка зеленела,

    И под елкой жил смешной колючий еж.

    Чтобы белочка скакала,

    Чтобы радуга сверкала,

    Чтобы летом лил веселый дождь!

    Приложение №3

    Приложение №4

    Акция «Чистое село»

    Уборка школьной территории

    Уборка территории сельского поселения Новое Ганькино

    Помощь пожилым людям в уборке территории

    Приложение №5

    План экологических мероприятий

    в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

    п/п

    Мероприятия

    Сроки

    Участие в конкурсах экологической направленности

    в течение года

    октябрь, ноябрь

    Акция «Чистый родник»

    май

    апрель

    «Урок чистой воды»

    март, апрель

    Акция «Чистое село»

    апрель, май

    Экологическая викторина для средних классов

    март

    Конкурс поделок из бросового материала (среди начальных и средних классов)

    сентябрь

    Приложение №6

    Приложение №7

    Приложение №8

    Реализация проекта

    Основные мероприятия, проведенные в учебном заведении в рамках экологических мероприятий

    1. Участие в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

      Школьная акция «Помоги птицам зимовать»

      Акция «Чистый родник»

      Акция «Сбережем «легкие» планеты»

      «Урок чистой воды»

      Акция «Чистое село»

      Экологическая викторина для начальных и средних классов

    Участники организации и проведения мероприятий

    Мероприятия были организованы учителями и школьным объединением «Экологический отряд «ЭКО»».

    В мероприятиях были задействованы все классы с 1-го по 11-ый. Вопросы экологии рассматривались на уроках биологии, географии, физики, химии, природоведения, «Мир вокруг нас». Экологический отряд включает в себя два патруля – это «Голубой патруль» и «Зеленый патруль», так же в школе работают кружки «Юный биолог», «Занимательная химия» и «Краеведение», «Умелые руки», «Рукодельница». Во всех мероприятиях были задействованы не только дети, но и их классные руководители, родители и руководители кружков - это 11 классов, 11 классных руководителей, 2 руководителя экологического отряда, руководители кружков, родители учащихся начальных классов, учителя предметники.

    СТРАНИЦА В РАБОТЕ _нет данных о школах №3, 7, 12, 18-нет названия, 33, 42, 73.
    1. Экологический отряд "Юные экологи" (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»). Девиз: Мы экологи планеты, Мы защитники Земли, Пусть всегда растут деревья, Пусть всегда цветут сады".
    2. Экологический отряд "Дети экологии" (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»). Девиз: Выбрали дорогу и уверенно идем. Мы экологи, нас много и планету мы спасем!"
    3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 3»
    4. Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»
    5. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 7»
    6. Экологический отряд "Божьи коровки" (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8»)
    7. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 12»
    8. Экологический отряд: "Друзья природы" (МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15»). Девиз: "В наших бережных руках Прекрасен шар земной! Природа создала всех нас И важен здесь любой!"
    9. Экологический отряд "..." (МБНОУ «Гимназия № 18»). Девиз: "Будем беречь нашу планету Повсюду, на каждом шагу, Все вместе и каждый в отдельности!"
    10. Экологический отряд "Друзья природы" ("МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 19»). Девиз: "Давайте друзья, в любую погоду Будем беречь родную природу!"
    11. Экологический отряд "Природа вокруг нас" (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 им. В.М.Елсукова»). Девиз: "Береги свою планету, ведь другой на свете нету!".Девиз (город) Помогите нам построить Новый город, город-сад. Для природы не опасный Славный город Экоград".
    12. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 33»
    13. Экологический отряд "Цветик-семицветик" (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37». Девиз: Лепестки летят по свету - Экологии приветы. Пусть их яркий свет искрится, Сделаем наш город чистым!"
    14. Экологический отряд "Грин Тим" (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени С.В.Кайгородова»).
    15. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 42»
    16. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 73»
    17. Экологический отряд "Экогруппа" ("Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования спортивного профиля"). Девиз: "Мы природу охраняем, все живое сберегаем. Какой для планеты будет 21 век, зависит и от тебя человек."

    Мир стоит перед угрозой глобального потепления и двух кризисов: энергетического и экологического. Поэтому главной задачей общества является готовить экологически грамотных людей, которые ясно представляют взаимосвязи в системе «природа — человек — производство», способных предвидеть последствия воздействия производства на природу и человека.
    Особое место в экологическом воспитании отводится отрядам экологического направления.
    Экологический отряд «Зеленый путешественник» Межводненской средней школы был сформирован в 2017 году. Этот год был объявлен Годом экологии в России. В состав отряда вошли учащиеся 7-10 классов. Возглавила отряд эколидер, ученица 10 класса Екатерина Будько.
    За время своего существования экологический отряд провел работу, направленную на формирование у школьников экологической компетентности, а также были организованы и проведены следующие мероприятия:
    - посадка кустарников, деревьев, цветов на пришкольном участке;
    - на побережье озера Джарылгач проведена Зеленая акция по посадке лесополос;
    - благоустройство памятников погибшим воинам-односельчанам, Матросу Яше;
    - помощь ветеранам труда;
    - участие в акциях «Свобода от отходов», «Сделаем Крым чистым», «Первоцвет», «Сохрани можжевельники Крыма», «Бумаге - вторую жизнь».
    Кроме того, были проведены экологические уроки «День Земли», «День защиты бельков», «Международный день леса», «Скопа — птица-2018», «Вода и здоровье», флэшмоб, экологические викторины.
    Работая в экологическом отряде, школьники учатся планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в коллективе, овладевают универсальными способами деятельности, коммуникативными навыками. Участвуя в работе экологического отряда, ребята приобретают позитивный социальный опыт, у них формируется активная гражданская позиция.
    В дискуссиях, которые возникают в ходе проведения акций, дети являются участниками эффективных методов изучения региональных экологических проблем с реальными местными экологическими условиями, поиска возможностей их решения, так как акции по охране окружающей среды играют роль своеобразного камертона в процессе формирования экологического мышления.
    Кроме того, система работы экологического отряда позволяет создавать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между учителем и учащимися, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности, вести наблюдения, привлекать к решению экологических проблем значительное количество людей, вести просветительскую работу среди населения и учащихся. Развитие экологических знаний, в свою очередь, создает надежные предпосылки соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический вариант.
    Таким образом, экологическое воспитание, благодаря созданию экологических отрядов, послужит основой формирования гуманистически-ориентированного мировоззрения людей и должно быть всеобщим и непрерывным.
    Л. Гаврилова,
    учитель географии,
    куратор экологического отряда «Зеленый путешественник»
    Межводненской средней школы

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по внеурочной деятельности (Экологический отряд)

    (указать учебный предмет)

    Уровень образования (класс) 5 классы

    (основное общее образование с указанием классов)

    Количество часов 68

    Учитель: Кондакова Ольга Олеговна

    Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию разработана на основе:

    - Закон « Об образовании РФ»

    Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114.)

    Федеральный закон об охране окружающей среды (от 2002г.)

    Федеральный закон о животном мире (ст.35)

    Федеральный закон об охране атмосферного воздуха (ст.14.)

    Федеральный закон об экологической экспертизе (ст.6.)

    Федеральный закон об отходах производства и потребления

    Федеральный закон об ООПТ (ст. 3)

    Постановление правительства РФ « О нормативах выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»

    Водный кодекс РФ

    Земельный кодекс РФ

    Федеральный закон о радиационной безопасности

    Базисный учебный план по воспитательной работе МБОУ «Школа №58» (на 2016-2017 учебный год).

    Актуальность программы

    Если бы каждый человек на клочке земли
    Своей сделал все, что он может, как прекрасна,
    Была бы Земля наша».
    А.П. Чехов

    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

    Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним.

    Детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, в творении рук человеческих

    Экологическое воспитание должно включать в себя краеведение и необходимость вести с детьми природоохранительную работу

    Чтобы решить экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие « малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.

    Целью деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся 5 классов.

    Для достижения этих целей необходимо решить ряд задач :

    Спланировать ряд педагогических событий направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

    Создать условия для участия обучающихся в охране окружающей среды;

    Сформировать навыки ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

    Программа деятельности школьного экологического отряда « Потомки Левенгука» рассчитана на 1 год и включает в себя 68 учебных часов.

    Методы реализации программы:

    Вовлечение в деятельность;

    Стимулирование;

    Доверие;

    Сотрудничество;

    Соревнование;

    Метод переключения

    Экологическое исследование;

    Дискуссия;

    Поручение;

    Создание воспитательной ситуации;

    Поощрение

    Формы:

    Экологическое занятие;

    Творческая деятельность;

    Организация школьных выставок;

    Практическая работа;

    Экологические вечера;

    Конкурс;

    Экскурсия;

    Наблюдения;

    Просмотр видеофильмов, презентаций;

    Общешкольное мероприятие и др.

    Ожидаемые результаты:

    Предполагается получить результаты в области воспитания, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

    Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциация мышления.

    Утверждено приказом

    Директора школы

    №______от_________г.

    Директор школы:

    Е.А.Егорова

    Положение об экологическом отряде МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." М МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н."

    Паспорт отряда « Потомки Левенгука».

    Название: Школьный экологический отряд « Потомки Левенгука»

    Количество членов: 15 человек

    Система приема в объединение: Личное желание обучающихся, посвящение.

    Девиз: Мы природу защищаем,

    Каждый куст оберегаем.

    Мы «потомки Левегука»,

    Нас влечет к себе наука.

    Эмблема отряда:

    Состав отряда:

    п/п

    Класс

    Фамилия, имя учащегося.

    1. Общие положения

    1. 1. Экологический отряд МБОУ "Школа №58 имени Героя Российской Федерации, гвардии капитана Орлова С.Н." является добровольным объединением учащихся, образованным для изучения и охраны природы.

    1.2. Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно школьному Уставу и в соответствии с законодательством РФ.

    1.3. Эколого-краеведческий отряд является открытой школьной организацией.

    2. Цели и задачи

    2.1. Формирование экологического сознания обучающихся.

    2.2. Привлечение обучающихся к благоустройству, озеленению, сохранению территории школы и территорий, закрепленных за школой. Охрана природных богатств, приобщение к коллективному труду. Применение на практике биологических знаний и овладение методами выращивания растений, управление их ростом и развитием.

    2.3. Воспитание эстетических чувств, любви к природе, творчества обучающихся.

    2.4. Участие в городских, краевых, российских экологических программах и проектах.

    2.5. Формирование навыков ведения исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека.

    3. Права и обязанности

    3.1. Права

    Каждый участник имеет право:

    Проводить экологическую работу в классе, школе;

    Принимать активное участие в общественной жизни отряда, обсуждении вопросов, выносящихся на его собрании;

    Выступать с предложениями по вопросам производственной, научно-исследовательской, культурно - досуговой деятельности;

    Фантазировать. Изобретать. Творить.

    Обсуждать любые вопросы, связанные с деятельностью отряда.

    3.2. Обязанности

    Каждый участник отряда обязан:

    Быть личным примером для сверстников;

    Оказывать помощь в труде сверстникам;

    Принимать активное участие в озеленении и благоустройстве прилегающих территорий;

    Принимать активное участие во всех запланированных экологических мероприятиях, проводимых как в школе так и за ее пределами.

    Соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности, нормы санитарии;

    Освещать деятельность отряда;

    - реализовать свои способности и таланты;

    Охранять природу и научить этому других.

    4. Структура отряда

    4.1. Обучающиеся - члены отряда, педагог-организатор.

    4.2. Педагог-организатор осуществляет руководство деятельностью отряда, соблюдение режима и графика работы, распределяют объем работы; следит за выполнением объема работы производственной и опытнической деятельности, за выполнением планов культурно - досуговой работы, за режимом труда и отдыха. Выходит на общее собрание с предложениями по улучшению деятельности отряда.

    5 . Направление деятельности

    5.1. Научно-познавательная работа:

    Изучение лесных сообществ; растительности Рязанской области, видов загрязнений и др.

    Разработка производственных планов; планов культурной - досуговой деятельности;

    Знакомство с техникой безопасности, санитарии и внутреннего распорядка;

    5.2. Трудовая деятельность:

    Выращивание посадочного материала;

    Озеленение пришкольного участка;

    Выполнение работ, связанных с очисткой школьного участка и прилегающих к нему территорий;

    Благоустройство территории школы и закрепленных за школой территорий;

    Создание различных выставок;

    Участие в акциях;

    Проведение праздников, связанных с экологией;

    Организация и участие в школьных экологических вечерах, круглых столах и др.

    5.3. Информационная деятельность:

    Пропагандирование деятельности отряда, создание агитационных экологических листовок, экологических буклетов и др.

    Инициирование и организация природоохранных мероприятий по благоустройству и озеленению.

    6. Нормативно-правовые документы

    Положение об организации экологического отряда

    План деятельности экологического отряда

    Агитационный материал

    План деятельности экологического отряда.

    п/п

    Сроки реализации

    Тема занятий

    Количество часов

    Познавательная деятельность

    Теоретич.

    Практич.

    Введение (3 часа)

    сентябрь

    Что такое экология?

    Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.

    сентябрь

    История взаимодействия человека и природы.

    Здание – как окружающая среда человека, знакомство с простейшими методиками экологической экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного здания.

    сентябрь

    Тематическая экскурсия в городскую детскую библиотеку. Знакомство с экологической литературой и выдающимися экологами.

    Познакомиться с экологической литературой и деятельностью экологов

    Азбука экологии (61 час)

    сентябрь

    Экосистема природная и искусственная

    сформировать представления об экосистемах; раскрыть роль трёх групп компонентов экосистем, расширять знания об учёных, занимающихся вопросами экосистемы

    сентябрь

    Распространение живых организмов и среда их обитания.

    Сформировать представление о факторах распространения организмов на земле. Ввести понятия биосфера, широтная зональность, высотная зональность

    сентябрь

    Цепи питания: кто кого ест.

    Практическая работа: составление цепей питания различных экосистем.

    Продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;

    развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся, познакомить учеников с классификацией животных по типу питания; изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; рассмотреть цепи питания животных; закрепить знания о разнообразии животных

    Знакомство с растительным и животным миром Рязанской области

    Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Рязанского края, необходимостью его охраны, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор

    Экскурсия в парк « В лесном царстве»- сбор природных материалов.

    Познакомить детей с парковой растительностью, активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор

    «В мастерской лесных гномов» - изготовление поделок из природных материалов.

    Познакомить детей с различными природными материалами и принципами работы с ними. Развивать творчество и воображение учащихся. Воспитать точность и аккуратность при изготовлении поделок из природного материала, художественный вкус, любовь и интерес к различным народным ремеслам, бережное отношение к природе и ее богатствам

    Оформление весенней выставки « Осенняя фантазия»

    Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся. Сформировать оптимальные отношения со средой обитания, развить и усовершенствовать умения и навыки по сохранению природной среды, воспитать экологическую культуру

    Информационный час « Экологические проблемы моего города»

    Воспитать чувство любви к родной земле. Расширить кругозор, наблюдательности, сформировать чувство сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг.

    Выпуск и распространение листовок « Наведи чистоту в своем дворе!!!». Агитация школьников и их родителей на субботник по очистке ближайших дворов.

    Субботник « Наведи чистоту в своем дворе!!!»

    Значение природы для человека и место человека в природе

    Выпуск экологического буклета « Экология слова»

    Беседа. Лекарственные и ядовитые растения.

    Сформировать знания о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных; углубить знания об ядовитых растениях; воспитать бережное отношение школьника к собственному здоровью, к окружающему миру; показать многообразие лекарственных растений своей местности.

    По страницам красной книги Рязанской области.

    Познакомить с растениями, занесенными в красную книгу Рязанской области

    Экскурсия « Городская станция юннатов»

    Посетить мини-зоопарк, оранжерею, учебно-опытный участок. Познакомиться с интересными представителями флоры и фауны. Расширить кругозор, наблюдательности.

    Экологический вечер « Брось природе спасательный круг»

    Повышение экологической культуры школьников
    Познакомить с экологическими проблемами г. Рязани, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.

    Виртуальная экскурсия « По заповедным местам планеты»

    Познакомить учащихся с некоторыми формами охраны природы – заповедниками и заказниками. Показать красоту родной природы, воспитывать любовь, чувство ответственности и бережного отношения к природе.

    Прогнозирование погоды. Знакомство с метеостанциями. Приметы будущей погоды в поведении растений и животных.

    Сформировать знания о погоде, причинах влияющих на её измерение, типах погоды и её предсказаниях. Развить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

    Февраль - март

    Выпуск экологической газеты « Вестник природы»

    Развить творческие способности учащихся.

    Изготовление кормушек для птиц

    Апрель- май

    Экскурсия в « Окский заповедник»

    Экологическое внеклассное мероприятие. Круглый стол « Природа- наша жизнь».

    Сформировать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе

    26 апреля- день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Беседа, просмотр видеофильма.

    Рассказать обучающимся о чернобыльской трагедии; о людях принимавших участие в ликвидации этой аварии, способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности. Развить позитивную активную жизненную позицию; Воспитать чувство сострадания, уважения.

    Беседа « Чудесный мир птиц»

    Расширить знания детей о птицах.

    Воспитывать заботливое отношение к ним. Развить интерес у учащихся, творческие способности; расширить кругозор учащихся о многообразии птиц, умений узнавать птиц в природе. Воспитать бережное отношение ко всему живому на планете

    Поход в парк. Наблюдение за весенними птицами.

    Облагораживание школьной территории. Выращивание и посадка саженцев на школьном участке.

    Заключение (2 часа)

    Игра « Экологический калейдоскоп»

    Литература:

      Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000 г.

      Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 2002 г.

      Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.

      Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 2001 г.

      Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 2000г.

      Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

      Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.

      Гальперин М. В. Экологические основы природопользования: Учебник. М.: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2003.

      Сладков Н. В лес по загадки.- Л.: Детск. Лит.,1993.

      Ухатин Н. Друзья птиц.- М.:Детск.лит.,1996.

      Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.1. - М.:
      Мир, 1993.-424 с.

      Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир, т.2. - М.: Мир, 1993.-336 с.

    Экологические праздники:

    Январь

    Февраль

    2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий
    2 февраля - День сурка (США)
    19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)
    19 февраля - День орнитолога
    27 февраля - Международный день полярного медведя

    Март

    1 марта - Всемирный день кошек
    3 марта - Всемирный день дикой природы
    14 марта - Международный день действий против плотин
    15 марта - Международный день защиты бельков
    20 марта - День Земли
    21 марта - Международный день леса
    22 марта - Международный день Балтийского моря
    22 марта - Всемирный день водных ресурсов (День воды)
    23 марта - Всемирный метеорологический день и День работников Гидрометеорологической службы России

    Апрель

    1 апреля - Международный день птиц
    7 апреля - Всемирный день охраны здоровья
    15 апреля - День экологических знаний
    15 апреля–5 июня - Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
    18–22 апреля - Марш парков
    19 апреля - День подснежника
    22 апреля - Всемирный день Земли
    24 апреля - Всемирный день защиты лабораторных животных
    26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
    28 апреля - День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности)
    Последняя среда апреля - Международный день собак-поводырей

    1–10 мая - Весенняя декада наблюдений птиц
    3 мая - День Солнца
    15 мая - Международный день климата
    15 мая–15 июня - Единые дни действий в защиту малых рек и водоемов
    20 мая - День Волги
    22 мая - Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и фауны Земли)
    24 мая - Европейский день парков
    25 мая - День Нерпенка (Иркутская область)
    Май (третье воскресенье) - Всемирный день памяти жертв СПИДа
    31 мая - Всемирный день без табака

    Июнь

    5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды
    5 июня - День эколога
    6 июня - Международный день очистки водоёмов
    8 июня - Всемирный день океанов
    15 июня - День создания юннатского движения в России
    17 июня - Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой
    27 июня - Всемирный день рыболовства

    Июль

    4 июля - Международный день дельфинов – пленников
    11 июля - Международный день народонаселения
    23 июля - Всемирный день китов и дельфинов

    Август

    6 августа - Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия (День Хиросимы)
    16 августа - Международный день бездомных животных
    18 (31) августа - Лошадиный праздник

    Сентябрь

    11 сентября - День рождения Всемирного фонда дикой природы (WWF)
    15 сентября - День рождения Гринпис
    16 сентября - Международный день охраны озонового слоя
    21 сентября - Международная Ночь летучих мышей
    22 сентября - День без автомобилей, Европейский день пешеходов
    27 сентября - Международный день туризма
    27 сентября - Международный день кроликов
    - Всемирный день журавля
    Сентябрь (второе воскресенье) - День Байкала
    Сентябрь (третье воскресенье) - День работников леса
    Сентябрь (последнее воскресенье) - День амурского тигра и леопарда
    Неделя в сентябре - Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
    Сентябрь (последняя неделя) - Всемирный день моря

    Октябрь

    Первые выходные октября - Международные дни наблюдения птиц
    1 октября - Всемирный день вегетарианства
    4 октября - Всемирный день защиты животных
    5 октября - День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. - Всемирный союз охраны природы)
    6 октября - Всемирный день охраны мест обитания
    14 октября - День работников заповедного дела
    16 октября - Всемирный день продовольствия
    31 октября - Международный День Черного моря
    Октябрь (вторая среда) - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
    Октябрь (последний четверг) - Международный день без бумаги

    Ноябрь

    1 ноября - Международный день вегана
    6 ноября - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
    9 ноября - День антиядерных акций
    11 ноября - Международный день энергосбережения
    12 ноября - Синичкин день
    15 ноября - День вторичной переработки
    17 ноября - День черного кота (Италия)
    24 ноября - День моржа
    29 ноября - День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)
    30 ноября - Международный день домашних животных

    Декабрь

    1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом
    3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами
    5 декабря - Международный день волонтеров
    10 декабря - Международный день акций за принятие Декларации прав животных
    11 декабря - Международный день гор
    15 декабря - День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП)

Похожие публикации